Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

Урок усвоения нового материала. Так как учащиеся с данным материалом частично знакомы с начальных классов, урок начинается с создания проблемной ситуации. На основе обобщающей таблицы по фонетике проводится фронтальный опрос учащихся, пока сильные ребята работают у доски. на основе фонетического разбора слов на доске подводится итог по получению новых знаний, закрепляется чтением правила в учебнике, составляется опорная таблица-схема по обозначению двойных звуков гласными е,ё,ю,я. В конце урок...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я.


Цели урока: 1)дать понятие о войной роли букв Е, Ё, Ю, Я; учить называть

звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я;

2) учить пользоваться толковым словарём; развивать словарный

запас учащихся; учить комплексной работе с текстом;

повторить синтаксический разбор;

3) воспитание дружеских отношений при работе в парах; чувство

любви к природе, к птицам зимой.

Оборудование: сигнальные карточки, обобщающие таблицы по теме «Фонетика», карточки с текстами для комплексного анализа, учебники, тетради; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.


I. Орг.момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы продолжаем работать над темой «Фонетика»; поговорим о роли букв е, ё, ю, я; будем работать с текстом; вспомним, как выполняется синтаксический разбор. В конце урока выполним небольшой тест.

III. Повторение.

- Какой раздел языка занимается изучением звуков речи?

- Как отличить звуки от букв?

- Сколько букв в русском языке?

- Сколько согласных букв?

- Сколько гласных букв? А гласных звуков? Почему?

- Какие буквы не обозначают звуков?

- Как называется расположение букв в определённом порядке?

- В каком разделе русского языка изучается правильность изображения звуков на письме?

- Какие есть в русском языке звуки?

- Чем отличаются гласные и согласные звуки?

- Какие бывают гласные?

- Какие бывают согласные?

- Какие согласные всегда мягкие?

- Какие буквы смягчают согласные?

- Какие согласные всегда твёрдые?

- Что такое транскрипция?


IV. Синтаксическая пятиминутка. Работа по карточкам.

- Выполнить синтаксический разбор предложения.

Камыши и высокие травы опушились блестящим инеем. ( Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., неосл.)

2. Индивидуальная работа по карточкам (2 уч-ся).

Карточка №1.

Подчеркните буквы, которые смягчают согласные.

Ночные совы приносят людям большую пользу. Они уничтожают грызунов. Но есть хищные совы, которые убивают ночью сонных птиц. Самым злым разбойником среди крупных сов считается филин-пугач.

Когда он появляется при солнечном свете, со всех сторон слетаются большие и малые птицы судить и наказывать лютого врага.

Карточка №2.

Подчеркните буквы, которые смягчают согласные.

Тушканчики - ночные обитатели пустынь, - зверьки маленькие. Лапки у них сильные, точно пружинки. Они скачут на задних лапках, так легче двигаться по сыпучему песку. Только мелькают кончики хвостиков.

V. Распределите по алфавиту (2 ученика работают на доске с магнитом, слова на отдельных листочках):

1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка.

2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.

VI. Объяснение нового материал.

  • Сейчас мы работаем со словами, которые вы видите на доске. Нам нужно записать их в транскрипции.

На доске:

снег [c н` э г]

позёмка [ п о з` о м к а]

клюшка [к л` у ш к а]

гирлянда [ г и рл` а н д а]

Учитель: -Где стоят буквы е, ё, ю, я в этих словах. (После согласных).

- Сколько и какие звуки они обозначают ?

- После каких согласных звуков они стоят? ( После мягких).

На доске:

ёлка [й` о л к а]

вьюга [в`й`у г а]

боец [б о й`э ц]

ясно [й`а с н о]

Учитель: - Где стоят в этих словах буквы е, ё, ю, я ? (В начале слова, после ь, после гласных).

- Сколько и какие звуки они обозначают?

Учитель:- Из наблюдений над данными словами делаем вывод: буквы е, ё, ю,я обозначают два звука, если они стоят :

1) в начале слова;

2) после гласных;

3) после разделительных ъ,ь .

VII. Закрепление материала.

1. чтение правила, с. 127.

2. Выполнение упражнения 305 ( по цепочке на доске), сделаем транскрипцию этих слов. Определите сколько звуков и букв

VIII. Комплексный анализ текста.

Молва всегда приписывала зимородку ч..десные свойства. Говорят, что он приносит сч..стье, убережёт от молнии, ут..хомирит бурю.

Зимородка ч..сто можно заметить сидящим на ветке или на камне у в..ды с видом мыслителя. Но зимородок не размышляет, он всматривается в воду. Его интересуют мален..кие рыбёшки. За ними он ч..сто кидается в воду, но охотник он неважный. Раз сто спикирует, пока насытится.

Задания:

  • Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.

  • Озаглавьте текст.

  • Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

  • Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения, составьте схему.

  • Выпишите слова, где есть гласные е,ё,ю,я. Сколько звуков они обозначают? Сделайте частичную транскрипцию этих слов.

IX. Тест по теме «Фонетика».

I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.

II. Какие из указанных букв названы неверно:

1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».

III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.

IV. Какие из данных согласных являются звонкими:

1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.

V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.

Назовите слова, которые отступают от данного правила:

1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.

XI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

1. - Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- В чём вы испытывали трудности?

- На что ещё следует обратить внимание?

- Почему буквы е, ё, ю, я выполняют двойную роль? В чём она заключается?

- Когда они обозначают два звука?

- А о чём были наши тексты? Как мы должны относиться к птицам? Как помочь им в зимний период?

2. Работа с сигнальными карточками.

Зеленая- один звук Красная- два звука

Метель, лес, ёлка, юла, каюта, люк, съёмка, день, ярко, подъезд.

3. Выставление оценок.

XII. Домашнее задание: П. 61, упр.307, работа со словарём: найти значение этих слов.






ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА ПО ФОНЕТИКЕ

Фонетика изучает звуки речи

ЗУрок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»вуки речи образуются


голосом

шумом и голосом

шумом

Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

ГЛАСНЫЕ

Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

СОГЛАСНЫЕ

[а], [о], [у], [э], [ы], [и]

зУрок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»вонкие

гУрок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»лухие

Буквы е, ё, ю, я обозначают



парные

[б] - [п]

[в] - [ф]

[г] - [к]

[д] - [т]

[ж] - [ш]

[з] - [с]



нУрок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»епарные

[й], [л], [м], [н], [р] [ф], [х], [ц], [ч], [щ]

Два звука

1) после гласных,

2) после ъ, ь

3) в начале слова:

е - [йэ]

ё -[йо]

ю -[йу]

я - [йа]

Один звук и мягкость предыдущего согласного

1) между согласными,

2) в конце слова:

е - ['э]

ё -['о]

ю -['у]

я - ['а]

Звука не обозначают:

Ь и Ъ


Согласные

мягкие и твёрдые

Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»Урок русского языка в 5 классе «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

1) перед е, ё, ю, я, и, ь

2) в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, рщ, [с'т'][н'т'][з'д']

3) всегда мягкие [i, ч, щ]

1) перед а, о, у, э, ы;

2) перед согласными в конце слова;

3) всегда твердые

[ж, ц, ш]

Шипящие: [ж, ч, ш, щ]


Порядок фонетического разбора:

  1. Произнесите слово и запишите его в транскрипции, укажите количество слогов.

  2. Выпишите по отдельности все звуки и охарактеризуйте каждый.

  3. Запишите слово буквами. Определите количество букв и звуков. Если количество букв и звуков не совпадает, объясните причины несовпадения.


© 2010-2022