Совершенствование навыков чтения младших школьников

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности.Кроме этого развивает у учащихся навыки трудовой и творческой деятельности. В процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует у учащихся отношения ребенка к жизни, к людям, к своей Родине. одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное обучение чтению. Умение читать  не зависит от интеллекта ребенка. Все дети могут научиться быст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акмолинская область

Зерендинский район

Зерендинская средняя школа №1



Доклад

«Совершенствование навыков чтения

младших школьников»





Дюсенбаева Кульбаршин Казиевна,

зам. директора по УВР,

учитель начальных классов.



«Совершенствование навыков чтения младших школьников»

"Чтение - это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребенком лишь тогда,

когда наряду с чтением, одновременно с ним

и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словом". ( В.А. Сухомлинский )

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Цель обучения чтению формируется таким образом:

Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т. е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

  • развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

  • воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

  • сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в среднем звене школы;

  • обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики;

  • научить работать с книгой.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыков чтения, культурного чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя; читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Ребенок, который не умеет бегло читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах, является целенаправленное обучение чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Какие упражнения можно использовать в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

  • упражнения, направленные на развитие чёткого произношения;

  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову, его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

  • упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст;

  • упражнения на антиципацию отдельных слов;

  • упражнения на преодоление регрессий;

  • упражнения на развитие угла зрения.

Для этого предлагаю упражнения следующего вида:

1) разминка (артикуляционная гимнастика)

  • вдох носом, выдох через рот;

  • вдох, задержка дыхания, выдох;

  • вдох, выдох по порциям.

2) упражнения для развития чёткости произношения:

  • самолёты взлетают у-у-у

  • машины едут ж-ж-ж

  • лошадки поскакали цок-цок-цок

  • ползёт змея ш-ш-ш

  • муха бьётся в стекло з-з-з

3) чтение чистоговорок шёпотом и медленно:

  • Ра-ра-ра - начинается игра,

  • Ры-ры-ры - у нас в руках шары,

  • Ру-ру-ру - бью рукою по шару.

  • Са-са-са - прилетела к нам оса

  • Су-су-су - мы увидели осу

  • Сы-сы-сы - не боимся мы оса

  • Ас-ас-ас - не ужалит она нас.

4) чтение тихо и умеренно:

  • арка - арта - арла - арса -арца -арда -арча -аржа

5) чтение громко и быстро:

  • гарь - парь - жарь

  • дверь - зверь -червь

6) чтение скороговорок, пословиц, поговорок.

7) с целью привлечь внимание к слову и его частям, предлагается чтение слов с одинаковым корнем:

  • зелёный - зеленел - зазеленела;

  • бодрый - ободрился - приободрился ;

  • сельское хозяйство -хозяйственный - сельскохозяйственный.

8) чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

  • БТМПВЧФКНШЛЗЖЦС

  • КМВСР/ПЛБШГРДБЛСТ

  • ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

Работу над четким произношением начинаю с упражнений, которые развивают речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы. Кроме скороговорок и чистоговорок, с целью выработки правильного произношения, привлекаю пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста. Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами, я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных.

1) Артикуляция основных гласных:

  • а, о, у, ы, и, э - учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.

  • сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д.

Дома перед зеркалом учащиеся упражняются самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.

2) сочетания гласных и согласных: Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви.

Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписываю гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение провожу хоровое и индивидуально, включаю соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три.

3) развитие бокового зрения.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, му, мо, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги. Почти на каждом уроке чтения практикую "жужжащее" чтение.

Предлагаю задания, которые могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно.

1. Научись читать трудные слова

Ра-тра-стра-страна
Во-тво-ство-детство
Ро-кро-от-крою-открою
Ра-бра-со-бра-собрать

2. Восстанови слова

с.кр.т. ее
пр.ст.л.сь оии
п.бр.б.й. ооу
к.р.нд.ш. ааа

3. Доскажи словечко

Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились… (навсегда).
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую… (тетрадь).

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение для развития памяти, внимания, правильного восприятия.

Например:

  • прием взаимопроверки: ученик читает из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются - другой ученик читает следующие два абзаца.

  • Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает.
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь - дождик, дождевые, дождинки, дождевик.)

Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег - снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, Снегурочка, снегирь.)

Успешное обучение динамическому чтению предполагает необходимость определенной психологической подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой психологической пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения - от замедленного к ускоренному и наоборот. Психологическая пластичность способствует усилению динамизма психологических процессов - интенсифицируется внимание и память читателя, активизируется мышление, идет поиск оптимальной программы в работе с текстом. Упражнения, рекомендуемые для развития определенных навыков психологической пластичности, основываются на моторных и речевых действиях читателя. Их следует выполнять ежедневно на протяжении вводного и в начале основного курса обучения в соответствии с указаниями к занятиям.

Одна из важных целей - это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную. Чтобы достичь этой цели, я на каждом уроке использую шесть правил быстрого понимания:

  1. Читайте больше

  2. Научитесь читать, выделяя основную идею

  3. Бросьте вызов своему пониманию

  4. Распределите свое время

  5. Засекайте время

  6. Развивайте способность быстро концентрироваться.

Ключ к быстрому чтению.

Я провожу упражнения с 1-го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнение проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как "Игра в прятки" и "Мнимое слово". Учащиеся очень любят эти упражнения.

"Игра в прятки"

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

"Мнимое слово"

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как "чтение за диктором". Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Умение читать не зависит от интеллекта ребёнка. Все дети могут научиться быстрому чтению. Со временем, если читать вслух немного, но часто, приходят необходимые навыки. При условии умелой и целенаправленной помощи ребёнку в дальнейшем чтение не составит особого труда. При чтении включаются другие функции мозга. И должно пройти время, чтобы появились и автоматизировались навыки чтения, чтобы ребенок, читая, узнавал слова, не произнося их про себя. Поэтому необходимо постепенно развивать навыки чтения, радуясь каждой, пусть даже небольшой, победе маленького ученика.

Заканчивая, хочется сказать: «Давайте читать, читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки быстрого чтения. Сознательное и быстрое чтение - мощное и современное оружие в познании окружающего нас мира».





Литература

  1. Л.А. Горбушина "Выразительное чтение и рассказывание" Москва. Просвещение 1975 г.

  2. Ли Кларк "Изучаем скорочтение" 1993 г.

  3. Д.Т. Тамбиева "Уроки по казвитию речи учащихся" Ленинград. Просвещение 1983 г.

  4. Ю.А. Гвоздарев "Язык есть исповедь народа" Москва. Просвещение 1990 г.

  5. Начальная школа № 1, 1998 г.

  6. Начальная школа № 5, 1998 г.



© 2010-2022