Урок-концерт к 200-летию М. Ю. Лермонтова

Урок-концерт по лирике М.Ю. Лермонтова. Цели: ·         Обучающая: расширить знакомство обучающихся с лирикой М.Ю.Лермонтова, познакомить с основными мотивами его лирики; помочь обучающимся проникнуться настроением стихотворений М.Ю. Лермонтова, почувствовать их поэтичность. ·         Развивающая: развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы. ·         Воспитательная: формировать любовь и уважение к литературным, м... Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! 9.Ученица: известный  литературовед, писатель Ираклий Андронников писал: «Имя Лермонтова и его слава навсегда оказались связаны с именем Пушкина». 28 января 1837 года Лермонтов написал первую часть стихотворения "Смерть поэта". Этим стихотворением поэт брал на себя великую миссию - быть продолжателем дела Пушкина. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им. Лермонтова ожидала  ссылка на  Кавказ Стихотворение «Смерть поэта».(ЧТЕНИЕ АРТИСТА) ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Урок литературы в 6 «Д» классе

на областном методическом семинаре

«Творческое взаимодействие «Учитель-ученик»

в свете альтернативного преподавания школьных предметов»

на тему:



«Урок-концерт к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова».











Учитель: Майкеева М.С.

















Урок-концерт по лирике М.Ю. Лермонтова.

Цели:

  • Обучающая: расширить знакомство обучающихся с лирикой М.Ю.Лермонтова, познакомить с основными мотивами его лирики; помочь обучающимся проникнуться настроением стихотворений М.Ю. Лермонтова, почувствовать их поэтичность.

  • Развивающая: развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы.

  • Воспитательная: формировать любовь и уважение к литературным, музыкальным произведениям; формировать чувство толерантности, ответственности, отдать дань любви и памяти М.Ю. Лермонтову, вызвать у учащихся желание читать и перечитывать, учить наизусть произведения поэта.

  • Наглядность: иллюстрации к творчеству Лермонтова , картины (рисунки) М.Ю. Лермонтова.

  • ТСО - Интерактивная доска

Эпиграф к уроку:

Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов.

А Лермонтов есть Лермонтов навеки

Ровесник новых и былых годов.

Борис Соколов

I. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, дорогие ребята! 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Наш урок - это урок-концерт, посвященный лирике великого поэта. Сегодня мы постараемся почувствовать мелодичность и музыкальность лермонтовских стихов, проникнуться настроением его лирики.

На фоне музыки учитель читает наизусть:

Поэты не гибнут,
А гаснут, как на солнце,
Лучи их бегут сквозь столетья и дали,
Полночной порою
К нам свет их несется,
Который при жизни они расплескали.

Ослепительным метеором промелькнул великолепный, торжествующий гений Лермонтова на сумрачном фоне 30-х годов. Немногим более 10 лет звучал искренний голос в «долине рабства и тоски», но «сколько смелых сердец зажег он безумной жаждой свободы, света»? Сколько мировых катастроф произошло с тех пор, но ничто не сломило его честный голос.

II.Композиция.

1.Ученица М.Ю. Лермонтов. Поэт необыкновенной силы и таланта. Ему было 27 лет, когда жизнь его трагически оборвалась. Но, несмотря на такой короткий срок, он оставил нам большое количество прекрасных стихов. В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.

Лермонтов: Мать свою я не помню, я был ребенком трех лет, когда ее не стало.

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

2.Ученик :Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.Тихо звучит мелодия Бетховена "К Элизе".

Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.

3 Ученица: Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.

Чтец читает М.Ю.Лермонтов « ТУЧИ»

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

  • Стихотворение написано в 1840 году вдень отъезда в ссылку на Кавказ, на квартире у Карамзиных, где собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. Карамзины жили в доме напротив Летнего сада. «Тучами» Лермонтов заключил сборник своих стихотворений и поставил дату: апрель 1840, тем самым обозначив и дату своего изгнания. По свидетельству Соллогуба, Лермонтов слагал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом. Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…»

4.Ученик С самого раннего детства Михаил Юрьевич испытал, что такое одиночество: смерть матери, отдаление отца, были товарищи по играм, но не было близких друзей, не было братьев и сестер, и во взрослой жизни опять одиночество.

Лермонтов: Ужасная судьба отца и сына
Жить разно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь.
На родине …

  • Чтец читает стихотворение «Утес».

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Чтец: Слова этого стихотворения - верный эпиграф к творчеству Лермонтова, ко всей его жизни. Как боялся он чего-то не совершить в этом мире, не успеть, «Но остался влажный след в морщине старого утеса»… Лермонтов был убит. Сколько он мог еще совершить, ведь это еще не был расцвет его творчества!

5.Ученица С детских лет он знал песни - протяжные, плясовые, колыбельные, хороводные, величальные, любовные, ямщицкие, солдатские, разбойничьи. Знал исторические песни. Не только в России, но и на Кавказе - в казачьих станицах - пелись старинные песни про Ивана Грозного, про Ермака, про Степана Разина,

Лермонтов был одарен удивительной музыкальностью - играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Были даже и ноты, но пропали и до нас не дошли. Однако, если бы мы даже не знали об этом, мы догадались бы о его музыкальности, читая стихи и прозу его»

Лермонтов "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, Ее певала мне покойная мать".Учащиеся исп. «Казачью колыбельную»

6. Ученик. Пример этой песни свидетельствует, что многие стихотворения Лермонтова, переложенные на музыку, сегодня воспринимаются как народные.

  • Стихотворение «Парус было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения. Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано это стихотворение.

Чтец читает «Парус».

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,


Как будто в бурях есть покой!

9.Ученица: известный литературовед, писатель Ираклий Андронников писал: «Имя Лермонтова и его слава навсегда оказались связаны с именем Пушкина».

28 января 1837 года Лермонтов написал первую часть стихотворения "Смерть поэта". Этим стихотворением поэт брал на себя великую миссию - быть продолжателем дела Пушкина. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им. Лермонтова ожидала ссылка на Кавказ

Стихотворение «Смерть поэта».(ЧТЕНИЕ АРТИСТА)

Лермонтов: Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Полк, к которому я прикомандирован, - это Нижегородский драгунский полк. Мы всё время в сражениях.

А в минуту отдыха я вспоминал Тарханы, которые оставались для меня родным домом

Лермонтов : «Боюсь не смерти я. О, нет
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет».

Чтец: Раннее стихотворение Лермонтова, созданное 16-летним Лермонтовым в 1830, является одним из первых обращений поэта к теме Кавказа. Юноша с детства испытывал глубокую привязанность к этому краю- он трижды бывал здесь на отдыхе со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Из детских воспоминаний и впечатлений о Кавказе особенно запомнились ему знакомство с 9-летней девочкой летом 1825 впервые ст. «Кавказ» было опубликовано уже после гибели поэта в 1845 году

  • Чтец читает наизусть «Кавказ»:

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.
Как сладкую песню отчизны моей,
5 Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
10 Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
15 Люблю я Кавказ!..

Лермонтов: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к нему меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе… Как я любил твои бури, Кавказ!»

10. Ученик Да так и получилось, что Кавказ стал его второй родиной. Там он полюбил все: и быт, и обычаи горцев, цельность их характера, их зажигательные, искрометные танцы.

(Ученик и ученица в национальных костюмах под музыку исполняют кавказский танец .)

11. Ученица: Шедевром мировой художественной литературы стал роман «Герой нашего времени», Песня Казбича - вариант «Черкесской песни» из поэмы Лермонтова «Измаил-Бей». В романе оно сопровождено примеч. Лермонтова: «Я прошу прощения у читателей в том, что переложил в стихи песню Казбича, переданную мне, разумеется, прозой; но привычка вторая натура»

«Песня Казбича»
Много красавиц в ауле у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их завидная доля,
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.

12. Ученик: Кавказ. Там шла война. Там жили его герои.

13. Ученица: Над ними витал дух его Демона. Лермонтов использовал в «Демоне» , с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой - фольклор кавказских народов, среди которых были предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Он отвергает законы рабства и восстает против всего, что сковывает человеческую волю и разум. С презрением глядит он на землю,
* Где преступленья лишь да казни,
* Где страсти мелкой только жить;
* Где не умеют без боязни
* Ни ненавидеть, ни любить.

В своей поэме Лермонтов выразил необыкновенно глубокую мысль, что стремление к прекрасному, к прекрасной цели ведет к нравственному совершенствованию.

(Один господин из салона набрасывает на себя черный плащ и читает отрывок из поэмы "Демон"):

Лермонтов: Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!

14.Ученик: Эти строки он посвятил Варваре Александровне Лопухиной. Это ее он изобразил в "Герое нашего времени" под именем Веры. Ей же посвящено и последнее стихотворение поэта.

Стихотворение: "Нет, не тебя так пылко я люблю".

15.Ученица : Что ждало его впереди? Счастье или гибель?

16.Ученик: Ему было только 27 лет.

17.Ученица.Только 4 года прожил поэт с того дня, как написал "Смерть поэта", но за эти годы он создал замечательные поэмы ("Песня про царя Ивана Васильевича:.", "Мцыри", "Демон" - последняя редакция), роман "Герой нашего времени", напечатал сборник стихов - 26 гениальных творений.

18. Ученик .А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, почти все, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью.

(видеоряд: слайды с видами Кавказа, А. Городницкий "Постоялые дворы")

19.Ученик .Военно-полевая комиссия обвинила Лермонтова в том, что он был зачинщиком дуэли. Николай I приказал перевести поэта в Тенгинский пехотный полк, который принимал участие в опасных сражениях против горцев.

20.Ученик .Из этой ссылки Лермонтов уже не вернется. 15 июля 1841 года у подножия горы Машук он погибнет на дуэли от руки Мартынова. Поэт останется непонятым, оклеветанным, одиноким, но несломленным.

Лермонтов: Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

21.Ученица "С русскою душой": И это - не пустые слова. Все творчество Лермонтова проникнуто сыновней любовью к родине, болью и страданием за ее беды и несчастья.

  1. Работа над стихотворением «Три пальмы»

Учитель: Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Лермонтов создавал настоящие шедевры.Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы"

Ученица (одна из учениц): Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостью восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе...», - писал он.
В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.
Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.
- Послушаем внимательно это стихотворение.(инсценировка)



Анализ стихотворения.

  • Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").

  • Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

  • Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).

  • При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте. ("Звонков раздавались нестройные звуки", "прыгал:бросал и ловил", "пестрели вьюки", "с криком и свистом неслись по песку", "подходит, шумя, караван").

  • А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

  • 1 ряд - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).Какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

  • 2 ряд - найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

  • Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).

  • Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).

  • Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

  • Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).А вы оправдываете этих людей? Почему?

  • Что было ценно для этих людей? (Для них был ценен собственный уют и комфорт).

  • Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?

  • Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы? (Ценой может быть даже жизнь людей и животных, которые путешествуют по пустыне, ведь может оказаться так, что им сейчас негде найти глоток воды, набрать ее в дальнюю дорогу. Иногда жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям).

  • Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны? (Пальмы гордились своей красотой и роптали на Бога, что тот не посылает им путников, которые радовались бы их красоте и восхищались ими).

  • Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость. (Нет, поэт жалеет о погибших пальмах и о погибшем роднике).

  • О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении? (Люди! Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте, правильно ли вы поступаете, не навредите ли своим поступком себе и окружающим вас людям?) Вывод: Лирика Лермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чем бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре. Но талант Лермонтова - талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадежности, мотив разочарования и усталости.

  • Ребята, а почему М.Ю. Лермонтов дает стихотворению подзаголовок "Восточное сказание"? (Потому что действие происходит на Востоке, "в песчаных степях аравийской земли". Поэт рисует восточный пейзаж: пустыню, пальмы, караван верблюдов)

  • Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

  • Найдите метафоры. эпитеты. сравнения. олицетворения.

  • Какие размеры стиха вы знаете? Определите размер стихотворения "Три пальмы" (амфибрахий).

  • На столах у вас стихи Лермонтова.Определим каким стихотворным размером написаны многие стихи Лермонтова?

  • Учитель. И снова обратимся к эпиграфу: «Он мог бы жить, он жить хотел,
    Когда б не грустный тот удел:

  • И вот развязка! Запись в метрической книге пятигорской церкви гласит: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов двадцати семи лет убит на дуэли 15 июля, 17-го погребен, погребение пето не было».

Чтец читает стихотворение Евтушенко «Лермонтов».)

О ком под полозьями плачет
сырой петербургский ледок?
Куда этой полночью скачет
исхлестанный снегом седок?
Глядит он вокруг прокажённо,
и рот ненавидяще сжат.
В двух карих зрачках пригвожденно
два Пушкина мёртвых лежат.
Сквозь вас, петербургские пурги,
он видит свой рок впереди,
ещё до мартыновской пули,
с дантесовской пулей в груди.
Но в ночь - от друзей и от черни,
от впавших в растленье и лень -
несётся он тенью отмщенья
за ту неотмщенную тень.
В нем зрелость не мальчика - мужа,
холодная, как острие.
Дитя сострадания - муза,
но ненависть - нянька её.
И надо в дуэли доспорить,
хотя после стольких потерь
найти секундантов достойных
немыслимо трудно теперь.
Но пушкинский голос гражданства
к барьеру толкает: "Иди!"
...Поэты в России рождались
с дантесовской пулей в груди.1964

Учитель: Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, скромного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательного беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого.

Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов.

А Лермонтов есть Лермонтов навеки

Ровесник новых и былых годов.

Борис Соколов

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру: «Мой Лермонтов» Что для вас значит Лермонтов? Чему он вас учит?

IV. Подведение итога урока









СМЕРТЬ ПОЭТА

Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
5Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
10Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
15И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
20Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
25И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
30Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..

И он убит - и взят могилой,
35 Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
40Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

45И прежний сняв венок - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
50Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. -

ТРИ ПАЛЬМЫ

  1. В песчаных степях аравийской земли
    Три гордые пальмы высоко росли.
    Родник между ними из почвы бесплодной,
    Журча, пробивался волною холодной,
    Хранимый, под сенью зеленых листов,
    От знойных лучей и летучих песков.

  2. И многие годы неслышно прошли;
    Но странник усталый из чуждой земли
    Пылающей грудью ко влаге студеной
    Еще не склонялся под кущей зеленой,
    И стали уж сохнуть от знойных лучей
    Роскошные листья и звучный ручей.

  3. И стали три пальмы на бога роптать:
    «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
    Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
    Колеблемы вихрем и зноем палимы,
    Ничей благосклонный не радуя взор?..
    Не прав твой, о небо, святой приговор!»

  4. И только замолкли - в дали голубой
    Столбом уж крутился песок золотой,
    Звонков раздавались нестройные звуки,

  5. Пестрели коврами покрытые вьюки,
    И шел, колыхаясь, как в море челнок,
    Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

  6. Мотаясь, висели меж твердых горбов
    Узорные полы походных шатров;
    Их смуглые ручки порой подымали,
    И черные очи оттуда сверкали...
    И, стан худощавый к луке наклоня,
    Араб горячил вороного коня.

  7. И конь на дыбы подымался порой,
    И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
    И белой одежды красивые складки
    По плечам фариса вились в беспорядке;
    И, с криком и свистом несясь по песку,
    Бросал и ловил он копье на скаку.

  8. Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
    В тени их веселый раскинулся стан.
    Кувшины звуча налилися водою,
    И, гордо кивая махровой главою,
    Приветствуют пальмы нежданных гостей,
    И щедро поит их студеный ручей.

  9. Но только что сумрак на землю упал,
    По корням упругим топор застучал,
    И пали без жизни питомцы столетий!
    Одежду их сорвали малые дети,
    Изрублены были тела их потом,
    И медленно жгли их до утра огнем.

  10. Когда же на запад умчался туман,
    Урочный свой путь совершал караван;
    И следом печальным на почве бесплодной
    Виднелся лишь пепел седой и холодный;

  11. И солнце остатки сухие дожгло,
    А ветром их в степи потом разнесло.

  12. И ныне всё дико и пусто кругом -
    Не шепчутся листья с гремучим ключом:
    Напрасно пророка о тени он просит -
    Его лишь песок раскаленный заносит,
    Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
    Добычу терзает и щиплет над ним.


© 2010-2022