Конспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока : А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Класс: 7.

Цели:

1.Создать условия для формирования личностной компетентности:

- развивать личностные качества ребенка: критичность, положительную мотивацию, рефлексию;

-воспитывать любовь к слову, литературе;

-воспитывать уверенность в себе, самостоятельность;

- формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие "хамелеонства".

2.Создать условия для формирования познавательной компетентности:

- учащиеся научатся анализировать худ. произведение;

- научатся находить в тексте худ. детали;

- научатся составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики.

- научатся мыслить образно, ассоциативно; анализировать, логически излагать свои мысли.

3. Создать условия для формирования коммуникативной компетентности:

-учащиеся научатся выразительно читать;

4. Создать условия для формирования регулятивной компетентности:

-формирование навыков контроля и самоконтроля;

- развивать умения определять цели обучения, планировать пути достижения этих целей;

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя

Создание ситуации успеха:

-Ребята, я рада всех вас видеть! Работа со смайликами (дети анализируют свое настроение в начале урока и сравнивают его с тем, что будет в конце). Очень хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

А давайте поднимем друг другу настроение, подарим друг другу улыбки. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, и вы увидите, что ваше настроение хоть чуть-чуть да улучшится.

-Настроенье каково?

-Во!

- Все такого мнения?

-Без всякого сомнения!

- Замечательно! Я вообще считаю, что к работе надо приступать только с хорошим настроением, правильно? Кстати, человек, о котором мы сегодня будем говорить на уроке, был мастером шутки, юмора, анекдота, был остроумным, живым, вообще человеком огромной жизненной энергии.

- Человек без селезенки, брат моего брата, Антоша Чехонте и т.д. Как вы думаете, кто скрывался за этими псевдонимами?

- Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым - непревзойдённым мастером короткого рассказа. Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами.( «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий» ). Рассказов у Чехова много! Мы знаем далеко не все его произведения. Да и о личности Чехова знаем мало!

- Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: "В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.

- Тема нашего урока звучит так: А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон».

-Давайте подумаем, какие цели мы должны достичь на уроке? Что узнать? Чему научиться?

II. Слово об А. П. Чехове.

1 ученик: Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека - открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами.

2 ученик: Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам.

Как это произошло?

1 ученик: Чехов был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов - гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу.

2 ученик: А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь.

1 ученик: В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета. Он по-прежнему много работал, чтобы помогать семье.

2 ученик: Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте».

1 ученик: Рассказы были смешные, но жизнь в стране - далеко не смешной.

1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.

Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.

Учитель: Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон», созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом «Антоша Чехонте».

III. Анализ рассказа «Хамелеон».

- Давайте вернемся к теме урока. Подведем первые итоги. Какова цель писательского труда Чехова? Какие важные проблемы он поднимал, какие пороки обличал? Что помогало ему в этом? (юмор, смех).

-Ребята, посмотрите на вторую часть нашей темы. А скажите мне, что такое нравы?

Нравы - обычай, уклад общественной жизни.

- Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)

-Так какие цели еще стоят перед нами сегодня? (проанализировать, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и почему они вызывали недовольство писателя.).

- Проанализировав это, мы сможем ответить на вопрос, почему же рассказ называется «Хамелеон»?

- Предлагаю вам сейчас заполнить такие небольшие таблицы. Приём «До - После»: в таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащиеся записывают ответ на вопрос: «Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»? Какой он?»

-Ребята, а на какой вопрос ищут ответ наши герои? А давайте мы вместе с ними проследим, чья же это собака! А изобразим мы результаты наших поисков в виде очень интересной схему, которая называется «рыбий скелет».

ПКонспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон.риём «Фишбоун» (рыбий скелет» : в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних - решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.

Конспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон.Конспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон.

Конспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон.Конспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон.

Конспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон.Конспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон.Конспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон.Конспект урока литературы на тему А. П. Чехов. Слово о писателе. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон.

- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний? (Шесть превращений, шесть смен интонации - от начальственно-повелительной до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновным оказывается Хрюкин.)

- Здесь очень интересно понаблюдать как меняется интонация Очумелова, его выражение лица, поза - все это можно себе представить, вообразить, правда? Чехов не рисует подробно эмоциональное состояние и внешность героев, он ,как мастер детали, дает всего лишь намек, и нам уже становится все понятно ( эпизод, когда Очумелова бросает то в жар, то в холод).

- Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

- А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

- То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем -закон-? (Ни разу.)

- А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

- О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.) Как это характеризует нравы этих людей?

- Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)

Вывод: Имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? А для собравшихся горожан?

- Хорошо, ребята! Давайте вернемся к названию рассказа, он называется «Хамелеон». Интересно узнать значение этого слова. (ответ учащегося: Хамелеон - семейство ящериц отряда чешуйчатых, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела в зависимости от ситуации) . Но здесь ни слова не сказано о ящерицах! Наверно, у этого слова есть еще одно значение - переносное!

(ответы учащегося:

перен:человек,легко и часто меняющем свои мнения, взгляды, симпатии (обычно из соображений выгоды, из мелких побуждений; разг. пренебр.).

-На основе чего возникло сходство?

-Так кто же в данном рассказе является хамелеоном? Только ли Очумелов? (Хрюкин, Елдырин ,толпа)

-Какие синонимы можно подобрать к этому слову? Какие они, хамелеоны? (лицемерные, лживые, беспринципные, льстецы)

- Как бы вы определили, что такое "хамелеонство"? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)

Вывод: какие нравы царят в этом городе? И соответственно в обществе в целом процветает лицемерие и лживость, то есть какая-то часть общества находится состоянии хамелеонства , и это уже не смешно! Об этом и говорит нам Чехов!

Приём «До - После» (заполняется колонка «После», ученики сравнивают свои ответы «До» и «После», делают вывод).

4. Итоги урока. Рефлексия.

Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.

На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочках с теми качества, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.
Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

-Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке
(Приём «Хайку» . Цель этого приёма - осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку) или «Комплимент».

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то

2. Где и что делал (место и действие)

3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

-Ребята, как ваше настроение! Покажите мне свои смайлики! Замечательно! (если есть время, приклеить к доске)

5. Домашнее задание дифференцированное:

1.Общее: -подготовить выразительное чтение рассказа;

-с. 297-301 читать;

2. Творческое: написать мини- сочинение на тему: «Что мне нравится в себе?»

3.Исследовательское: найдите в тексте «говорящие фамилии», попробуйте их расшифровать; найдите в тексте детали, помогающие лучше понять внешность, характер персонажей;

6. Выставление оценок.



© 2010-2022