Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО. Целью пособия является усвоение методов и приемов в выполнении фонетического разбора, создание устных и письменных высказываний (работа с использованием, орфоэпического словаря),выполнение упражнений Умение выполнять задания является основным показателем творческого уровня усвоения учебной дисциплины. Для удобства работы с пособием все задания снабжены указанием и наглядным выполнением. Методическое пособие поможет обучающимся усвоить теоретические знания по русскому языку и их практическое приложение. Уровень качества усвоения знаний обучающихся оценивается в рамках итогового тестирования.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский техникум строительных технологий»










Фонетика, орфоэпия, графика, орфография













методические указания к

практическим занятиям

по учебной дисциплине

«Русский язык»





















Ангарск, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

  3. Фонетика

    1. Основные сведения

    2. План фонетического разбора

    3. Пример фонетического разбора

    4. Задание для самостоятельной работы

4. Орфоэпия

4.1. . Основные сведения об орфоэпии

4.2. Составление устных высказываний

4.3. Практикум

5. Графика

5.1. Основные сведения « Графика»

5.2 План составления письменного высказывания

5.3. Практикум

6. Орфография

6.1. Основные сведения « Орфография»

7. Словарь терминов

8. Список используемой литературы











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО.

Целью пособия является усвоение методов и приемов в выполнении фонетического разбора, создание устных и письменных высказываний (работа с использованием, орфоэпического словаря),выполнение упражнений

Умение выполнять задания является основным показателем творческого уровня усвоения учебной дисциплины.

Для удобства работы с пособием все задания снабжены указанием и наглядным выполнением. Методическое пособие поможет обучающимся усвоить теоретические знания по русскому языку и их практическое приложение.

Уровень качества усвоения знаний обучающихся оценивается в рамках итогового тестирования.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

1

выполнение фонетического разбора

2

создание устных и письменных высказываний (работа с использованием орфоэпического словаря)

3

выполнение упражнений

4

выполнение работы над ошибками диктанта

3. Фонетика

3.1. Основные сведения:

  1. запишите слово,

  2. поставьте ударение, разделите его на слоги.

  3. запишите в столбик все буквы слова, рядом в квадратных скобках укажите звуки, которые обозначают буквы при произношении. # я [й][а], м [м], к [к], а [а]

  4. дайте характеристику каждому звуку. У гласных укажите ударность-безударность. У согласных звуков напишите звонкий - глухой, парный - непарный (по звонкости - глухости), твердый - мягкий, сонорный (если звук является таковым).

я [й]- согласный, звонкий непарный, мягкий, сонорный,

[а]- гласный, ударный.

м [м]- согласный, звонкий непарный, твердый.

к [к]- согласный, глухой парный, твердый.

а [а]- гласный, безударный.

  1. посчитайте и запишите на следующей строке количество букв и звуков в слове.

  2. объясните несоответствие между буквами и звуками.

Обратите внимание

Буквы Ъ и Ь при произношении звуков не обозначают, в квадратных скобках ставится прочерк, характеристика звуку не дается.

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в начале слова, после Ъ и Ь знаков, после гласных, обозначают согласный звук [й] и гласный звук [э, о, у, а] соответственно.

3.2. План фонетического разбора

  1. Запишите слово

  2. Поставьте ударение

  3. Запишите справа транскрипцию слова, разделяем его на слоги

  4. Охарактеризуйте все звуки , записывая сверху вниз

  • Ударный / безударный, для гласных

  • Звонкий - глухой ( пара), твердый - мягкий ( пара ), для согласных

  • Укажите какой буквой обозначен каждый звук

  1. Подсчитаем количество звуков и букв

  2. Объясним несоответствия между звуками и буквами.

3.3. Пример разбора:

О[о]-гласный, ударный

С[с]-соглавный,глухой,мякий, парный

Е[и]-гласный, безударный

Н[н]-согдасный, звонкий, мягкий, непарный

Ь[ь]

5 букв, 4 звука

3.4. Задание для самостоятельной работы:

Выполнить фонетический разбор следующих слов: мрачный, подол, неестественный, обвиняемый, эффективный, противовоспалительный, университет, радио, объявление, дедушка, семейный, изъян, обезьяна.


4. Орфоэпия

4.1. Основные сведения об орфоэпии

Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

1. В некоторых заимствованных словах на месте буквы о в безударном положении произносится [о]. Например: трио - три´[о], кредо - кре´д[о].

2. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Например: вёз - вё[с], друг - дру[к], рад - ра[т], дуб - ду[п] .

Если слово имеет два звонких согласных на конце, то они заменяются соответствующими глухими. Например: лязг - ля[ск], дрозд - дро[ст].

3. Звонкие согласные, стоящие перед глухими, заменяются соответствующими глухими. Например: отвезти - отве[с'т']и, робкий - ро[пк']ий, вход - [фхот], обклеить - о[пк]леить, намажьте - нама[шт']е.

4. Глухие согласные, стоящие перед звонкими, заменяются соответствующими звонкими. Например: косьба - ко[з'б]а, женитьба - жени[д'б]а, также - та[гж]е, экзамен - э[гз]амен.

5. Твёрдые согласные перед мягкими могут смягчаться. Ср.: шероховатость - шероховато[с'т'], кандидат - ка[н'д']идат; требовать - [тр']ебовать, бритва - [бр']итва.

В некоторых случаях допускаются варианты. Например: звезда - [зв']езда и допуст. устар. [з'в']езда, мысль - мы[сл'] и допуст. мы[с'л'].

6. На месте буквы г в абсолютном большинстве слов произносится звук [г]. Например: голова - [г]олова, гранат - [г]ранат. В отдельных словах буква г обозначает звук [h]. Например: ага - а[h]а, ого - о[h]о.

7. В окончаниях -ого, -его на месте буквы г произносится [в].

Например: моего - мое[в]о, умного - умно[в]о, синего - сине[в]о, второго - второ[в]о.

8. Буквы ж и ш обозначают твёрдые согласные звуки [ж] и [ш]. Например: шар - [ш]ар, жалоба - [ж]алоба, брошюра - бро[ш]юра, парашют - пара[ш]ют, шина - [ш]ина, жир - [ж]ир.

Звук [ш'] произносится только в слове пшют и его производных.

О произношении слова жюри. Ср.: «жю´ри, нескл. с. не рек. [жу]ри»; «ЖЮРИ´, ср., нескл. (не рекомендуется произношение [жури´]); «жюри´ [жу и допуст. устар. жю]…»

9. В заимствованных словах согласный перед е может произноситься двояко:

а) мягко, например: архитектор - архи[т'э´]ктор, музей - му[з'э´]й, крем - к[р'э]м, шинель - ши[н'э´]ль, термин - [т'э´]рмин, пресса - п[р'э´]сса и др.;

б) твёрдо, например: адекватный - а[дэ]кватный, бизнес - биз[нэ]с, компьютер - компью[тэ]р, тест - [тэ]ст и др.

В некоторых словах допускаются варианты. Например: декан - [дэ]кан и [д'э]кан, терапевт - [т'э]рапевт и допуст. [тэ]рапевт.

10. Буква щ обозначает звук [ш] в слове помощник и его производных.

О произношении слова всенощная. Ср.: «все´нощная, -ой [шн]»; «все´нощная. Произносится [все´ношная]»; «все´нощная [допуст. шн]…»

11. Сочетание гк произносится как [хк].

Например: легко - ле[хк]о, мягкий - мя[х'к']ий.

12. Сочетание чт в слове что и производных от него произносится как [шт].

Например: что-то - [шт]о-то, кое-что - кое-[шт]о, ничто - ни[шт]о.

В слове нечто сочетание чт произносится как [чт].

13. Сочетания сш и зш на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносятся как [шш].

Например: сшитый - [шш]итый, бесшумный - бес[шш]умный, без шапки - бе[шш]апки.

14. Сочетание сж на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносится как [жж].

Например: сжёг - [жж]ёг, с жадностью - [жж]адностью.

15. Сочетания сч и зч на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов произносится как [ш'ш'].

Например: разносчик - разно[ш'ш']ик, грузчик - гру[ш'ш']ик, заносчивый -

зано[ш'ш']ивый, песчаный - пе[ш'ш']аный, веснушчатый - весну[ш'ш']атый.

16. Сочетание сч в корне слова произносится как [ш'ш'].

Например: счастье - [ш'ш']астье, считать - [ш'ш']итать.

17. Сочетание сч на стыке приставки и корня произносится как [ш'ч'].

Например: расчертить - ра[ш'ч']ертить, исчерченный - и[ш'ч']ерченный, бесчисленный - бе[ш'ч']исленный.

18. Сочетание сщ произносится как [ш'ш'].

Например: расщепить - ра[ш'ш']епить, исщипать - и[ш'ш']ипать.

19. Сочетание жч произносится как [ш'ш']. Например: мужчина - му[ш'ш']ина, перебежчик - перебе[ш'ш']ик.

20. Сочетания зж и жж произносятся как [ж'ж'] и как [жж]. Например: визжать - ви[ж'ж']ать и ви[жж]ать, езжу - е[ж'ж']у и е[жж]у, позже - по[ж'ж']е и по[жж]е, сожжённый - со[жж]ённый и допуст. со[ж'ж']ённый, дрожжи - дро[ж'ж']и и допуст. дро[жж]и.

Наибольшее распространение в настоящее время получает произношение [жж].

21. Сочетания льон и ньон произносится как [л'jон] и [н'jон]. Например: бульон - бу[л'jо´н], каньон - ка[н'jо´н].

22. Сочетания -ться и -тся произносится как [цъ]. Например: умывается - умывае[цъ], улыбаться - улыба[цъ].

23. Сочетание чн может произноситься двояко:

а) [чн] - речной - ре[чн]ой, ночной - но[чн]ой, дачник - да[чн]ик, личность -

ли[чн]ость и др.;

б) [шн] - яичница - яи[шн]ица, скучно - ску[шн]о, нарочно - наро[шн]о, скворечник - скворе[шн]ик, Ильинична - Ильини[шн]а.

Наиболее распространённым в настоящее время является произношение [чн].

В некоторых словах допускаются варианты. Например: булочная - було[чн]ая и було[шн]ая; порядочный - порядо[чн]ый и порядо[шн]ый.

24. В сочетаниях стн, здн, стл, ндс, нтс, рдц, стл средний согласный, как правило, не произносится. Например: честный - че[сн]ый, шестнадцать - ше[сн]адцать, поздно - по[зн]о, звёздный - звё[зн]ый, счастливый - сча[сл']ивый, завистливый - зави[сл']ивый, гигантский - гиган[ск']ий <вариант - гига[нцcк']ий>, голландский - гола[нс]кий, сердце - се[рц]е. Ср.: бездна - бе[здн]а, аспирантка - аспира[нтк]а и др.

25. В сочетаниях вств и лнц не произносится первый звук. Например: здравствуй - здра[ств]уй, солнце - со[нц]е.

4.2. Составление устных высказываний:

Устное высказывание - это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения - в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны - не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной - для достижения поставленной цели - многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным, т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Устное высказывание: основные принципы чтобы сделать речь эффективной, необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами.

  1. необходимо держать зрительный контакт. Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, - такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора.

  2. ведите себя естественно. Говорите спокойно и четко, дышите ровно - установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него. Сделайте

  3. свое общение с аудиторией живым и увлеченным - это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора.

  4. держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным: активно используйте возможности речевого аппарата - выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др.

  5. следите за тем, чтобы Ваша речь была ясной и интересной. Избегайте слов-паразитов и неоправданных пауз. Наполненная нежелательными элементами речь подрывает Ваш статус исследователя и оратора.

  6. следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайтеструктуру своего выступления: заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Устное выступление - это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

4.3. Практикум

Составьте устное высказывание на следующие темы: здоровье нации; молодежь XXI века; репетитор или самообразование?


5. Графика.

5.1.Основные сведения « Графика»

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую) - совокупность всех средств данной письменности, система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также сами начертания букв, знаков.

Письменная речь - это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.

5.2. План составления письменного высказывания:

  1. Вступление.

  2. Проблема, над которой размышляет автор.

  3. Комментарий.

  4. Авторская позиция

  5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

  6. Первый аргумент.

  7. Второй аргумент.

  8. Вывод (заключение).

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные - автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!

5.3. Практикум:

Составьте письменное высказывание на следующие темы: ветераны ВОВ; украшают украшения или поступки; все взрослые - дети.

6. Орфография

6.1. Основные сведения « Орфография»

Орфография - раздел лингвистики, изучающий правильность написания слова при письме.

Принципы построения орфографии:

Так как орфография непосредственно связана с письменностью, то появление письменности оказывает основное влияние при формировании принципа построения орфографии языка, который не диктуется языком. Для языков, где письменность древняя, можно говорить о том, что письмо отражает старое состояние языка и отстало от жизни (напр., английский язык).

-Морфологический

Характерен для русского языка

Морфема пишется одинаково, независимо от позиционных фонетических изменений: головА, гОловЫ, голОвка - везде одинаковое написание через «голов», но разное произношение.

-Фонетический

Особенности произношения передаются на письме

Характерен для белорусского (не абсолютно), грузинского, татарского языков (абсолютно)

Кириллическая орфография была введена примерно в 1907 году, до этого единой принятой кириллической орфографии не было.

На письме отражается именно звучание, включая позиционные изменения, независимо от принадлежности звуков морфемам: галавА, галОвы, галоўка (белор. ) - разное написание, произношение такое же как написание. Новые правила белорусской орфографии и пунктуации (от 23 июля 2008 года) рекомендуют переходить на такое, напр., написание: маёр, маярат, маянэз, раён, Нью-Ёрк.

Белорусская орфография не абсолютно фонетическая (в отличие от грузинской или татарской).

Отражает ослабление безударных гласных (вместо О и Е пишется А и Я), некоторые явления, связанные с согласными (пишется ЦЦА вместо ТСЯ/ТЬСЯ). Не отражает явлений, связанных с согласными (напр., звонкие согласные в конце слова оглушаются, но пишутся всё равно буквы, соответствующие звонким).

-Семантический

Характерен для китайского языка

Написание никак не связано со звучанием, а отражает только семантику.

Во вьетнамском языке такой принцип был вначале, затем сменился на фонетический и латиницу (принцип орфографии был заменён в пределах того же языка)

-Есть также идеографический принцип (по Щербе)

в русском языке мы пишем, скажем, мяч без мягкого знака, ночь с мягким знаком. Это не имеет никакого значения фонетического, но имеет значение смысловое. Так и формулируется правило: "Если слово мужского рода - нет мягкого знака, женского рода - есть мягкий знак". Так что это просто отражение некоторого смысла. Суть идеографического принципа состоит в том, что знаки ассоциируются непосредственно со смыслом, минуя звук. В известной мере сюда можно отнести такие случаи из французского языка, как множественное число.


5. словарь терминов:

Фоне́тика (от греч. φωνή - «звук», φωνηεντικός - «звуковой») - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Фонетический разбор слова - учебное задание по анализу слоговой структуры и звукового состава слова. Является распространённым в школах бывшего СССР. Предполагает элементы графического анализа.

Орфоэпия (от др.-греч. ὀρθός - «правильный» и греч. ἔπος - «речь») - наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Высказывание - речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую) - совокупность всех средств данной письменности, система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также сами начертания букв, знаков.

Письменная речь - это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.

Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.

Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описа­нии природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

Аргуме́нт (до́вод) - логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения - тезиса. Чтобы тезис можно было считать истинным, все аргументы должны содержать в себе истинную информацию, достаточную для доказательства тезиса с помощью верных логических умозаключений.

Вывод (лат. conclusio) - процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям - заключениям.

Список используемой литературы:

  1. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1987. - С. 84

  2. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1987. - С. 148.

  3. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб., 2003. - С. 61.

  4. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005. - С. 90.

  5. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб., 2003. - С. 108.

  6. Любичева Е.В. Русский язык, методические материалы - 9-е изд., М.: Эксмо, 2007.

  7. ФИПИ Экзамен в новой форме, русский язык, Изд. « Астр5ель», 2011.

  8. Розенталь Д.Э. Русский язык - 8-е изд., М.: Дрофа 2010.

  9. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вызов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004



© 2010-2022