Конспект урока по составу слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 6

Грамматическая тема: Состав слова

Лексическая тема: Жемчужина Казахстана

Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся понятия о составе слова;

Развивающая: развитие умений и навыков нахождения однокоренных слов; развитие устной и письменной речи учащихся; привитие интереса к изучению основных морфем языка с целью и лучшего овладения навыками орфографии;

Воспитательная: повышение интереса к русскому языку, воспитание у школьников чувства любви к своей родине

Тип урока: урок усвоения нового материала

Оборудование: интерактивная доска, флипчарты, эскиз карты Казахстана, иллюстрации «Жемчужин» нашей страны, учебник 6 класса

Метод: критическое мышление


Ход урока

I.Побуждение

1. Организационные момент (5 минут)

Класс делится на три группы при помощи разрезанных карточек, с одной стороны иллюстрации достопримечательности страны, с другой содержатся загадки о частях слова

1.Перед корнем есть …, (приставка)

Слитно пишется она,

И при помощи…(приставки)

Образуются слова

2.После корня он стоит

Слово новое звучит,

Обозначу уголком-

Называю… (суффиксом)

3.Общая часть родственных слов

… (корнем) зовется, ответ наш готов

II. Осмысление (10 минут)

2. Слово учителя

Сегодня на уроке мы закрепим знания по составу слова, научимся находить морфемы.

Морфемика (греч. морфе- форма) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. (флипчарт 1)

Приставка - это значимая часть слова,которая стоит перед корнем или другой приствкой и служит для образования новых слов.

Эти части называются общим словом- морфемы. Для морфем есть свои условные знаки

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (флипчарт 2)

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетаниях и предложениях.

Основа слова - это часть изменяемого слова без окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. (флипчарт 3)

Основа может быть твердой или мягкой. После твердой основы пишутся буквы а,о,у,ы; после мягкой основы - ь,и,е,ё,ю,я

-Что мы еще можем сказать о буквах е,ё,ю,я ? (флипчарт 4)

(Они могут обозначать 2 звука. В начале слова, после ь и ъ знаков, после гласной)

Выполнение упражнения 142

Чтение стихотворения «Моя страна» учителем.

Слово учителя.

-О чем это стихотворение?

-Какие чувства возникли у вас при чтении?

- Найдите собственные имена существительные.

-Найдите слова, в которых буква обозначает два звука?

.

3. Выполнение заданий (20 минут) (флипчарт 5)

(Разбор производится на интерактивной доске)

1 группа

Фонетический разбор слова Европа

2 группа

Фонетический разбор слова Азия

3 группа

Фонетический разбор слова деревьев

4.«Третий лишний» (флипчарт 6)

(Задача учеников найти лишнее слово и объяснить свой выбор)

1 группа

1. Родина, отчизна, отечество

2. Курорт, каникулы, отдых

2 группа

3. Лес, красота, природа

4. Монумент, статуя, памятник

3 группа

5. Архитектура, степь, город

6. Жемчужина, жемчуг, скала

Слово учителя

- Ребята, обратите внимание на доску, для выполнение следующего задания нам необходимо знать с какой части слова начинается морфемный разбор

5. План морфемного разбора

  1. Окончание

  2. Основа

  3. Корень

  4. Приставка

  5. Суффикс

1 группа

Морфемный разбор слов

Загадать, загадка, разгадать, загадочный, разгадка

2 группа

Морфемный разбор слов

Гостиница, гостить, гостиная, гость, угостить

3 группа

Морфемный разбор слов

Лесник, лесина, подлесок, перелесок

Слово учителя

- Что общего у этих слов?

- Что такое однокоренные слова?

- О чем было стихотворение «Моя страна»?

6.Показ видеоролика.(4 минуты)

(Видеоролик о достопримечательностях нашей страны)

- Ребята, как вы думаете, для чего я вам показала видеоролик?

- Какое у вас отношение к своей Родине?

- Подберите однокоренные слова к слову Родина?

- Устно просклоняйте слово Родина

7. «Знаете ли вы?»

Ученики прикрепляют свои ответы на карту Казахстана

1.Скала эта находится в северной части озера Боровое, напоминает то ли таинственного Сфинкса, то мы увидим сверху профиль героя мультфильма , профиль красивой молодой девушки, в профиль старушки. Это все зависит от фантазии и воображения человека. Жумбактас (Камень - загадка)

2. Это памятник архитектуры 11-12 вв., расположенный в Жамбылской области в 18 км от города. Согласно самой распространенной легенде девушка была дочерью известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед попросил ее руки, однако ее воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путем поехала в Тараз. К несчастью, ее жених никогда не смог ее увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на мести ее гибели. (Мавзолей Айша Биби)

3. 13-е в списке крупнейших озёр мира. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды - в западной части она практически пресная, а в восточной - солоноватая. (Балкаш)

4. Мавзолей построен на могиле поэта и проповедника, имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. расположен в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области Казахстана. (Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави )

5. Курортная зона за свою красоту, обилие озер, растительный и животный мир имеет поэтическое название - «Жемчужина Казахстана» находится в 95 км к юго-востоку от Кокшетау. Множество сказаний и легенд сложено о появлении этого уникального уголка. И вот одна из них. Когда Аллах создавал мир, одним народам достались богатые леса, тучные поля, широкие реки, другим красивые горы и голубые озера. Казах же получил только степи. Обидным это показалось казаху, и он стал просить Создателя уделить и ему частицу великолепия природы. И достал Всевышний со дна своего хурджуна и бросил посреди безбрежной ковыльной степи остатки живописных гор, скал и хрустальных озер. Разбросал щедрой рукой изумрудные луга, покрытые цветами, ключи со студеной водой и весело журчащие ручьи. Покрыл горы пестрым ковром из разнообразных деревьев и кустарников, населил леса зверьем и птицей, озера - рыбой, луга - насекомыми и бабочками, которых не встретишь в степи на сто верст. (Боровое)

6. В небольшом домике, разместился в наше время музей в честь отважной пулемётчицы. Во дворе музей расположена скульптура юной героини, памятник размером побольше находится на улице, названной её именем. (Дом-музей Маншук Маметовой)

III Рефлексия (5 минут)

8. Саморефлексия. (Ученики дают ответы на данное начало)

  • Я вспомнил, что…

  • Я узнал…

  • Я понял…

  • Было интересно…

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…

9. Домашнее задание: упражнения 143,145 (1 минута)

10.Комментирование оценок (во время всего урока ученики оценивались при помощи разноцветных стикеров)







© 2010-2022