Исследовательская работа Невербальные средства общения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации

Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района

Таймырское муниципипальное казённое общеобразовательное учреждение «Дудинская средняя школа №7»




Муниципальная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ «Золотое перо»






Тема работы:

«Невербальные средства общения»




Выполнила ученица 9 класса

Феофилова Елизавета Николаевна

Руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Козицына Татьяна Петровна


















Дудинка 2016


Аннотация

Исследовательскую работу «Невербальные средства общения» написала ученица 9 «А» класса Феофилова Елизавета, которая имеет навыки написания исследовательских работ. Невербальные средства общения- это язык жестов, включающий такие самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Выбор темы исследования обусловлен личным интересом автора работы к психологической стороне использования жестов, мимики, интонации в повседневной жизни. Автор проявила научный интерес к невербальным средствам общения. В качестве объекта исследования выступили мимика, жесты, интонации героев поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», а также поведение персонажей сериала «Обмани меня». Удачно подобран практический материал для интерпретации невербальных средств коммуникации.

Проблема, рассматриваемая в исследовательской работе, заключается в том, что язык жестов является распространенным средством общения, но он не всегда понятен собеседникам, а также читателям художественного текста, зрителям при просмотре фильмов. Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня большинство людей все еще не знает о существовании языка телодвижений, а между тем язык невербальной коммуникации может помочь нам в межнациональном общении, а также в интерпретации художественных текстов и фильмов.

Научная новизна работы состоит в выявлении, описании и объяснении невербальных средств коммуникации на примере текста поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», сериала «Обмани меня», выступления В.В. Путина.

Гипотеза исследования-так как люди подчиняются биологическим законам, которые контролируют действия, реакции, то «язык тела» и жесты могут как противоречить, так и подкреплять информацию, идущую по вербальному каналу общения-подтверждена.

В исследовательской работе Феофилова Елизавета использовала теоретические и эмпирические методы исследования.

Данная работа построена логически. Она состоит из теоретической и практической частей. Во введении обозначены цели и задачи исследования. В теоретической части автор работы рассмотрел невербальные средства общения. В практической части дан анализ невербальных средств общения в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», сериале «Обмани меня», в выступлении В.В. Путина.

Руководитель: учитель русского языка и литературы ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»Козицына Татьяна Петровна



Оглавление





Введение

Невербальные средства общения- это язык жестов, включающий такие самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Интерес к невербальной коммуникации прослеживался еще с античных времён.

Наиболее влиятельной работой начала XX века была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году, Она стимулировала современные исследования в области «языка тела». С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов. Книга, написанная 1970 году Юлием Фастом, обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации. К концу XX века появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики, который занимается изучением поведения человека с целью улучшения взаимоотношений в социуме.

Выбор темы моего исследования обусловлен моим личным интересом к психологической стороне использования жестов, мимики, интонации в повседневной жизни. Мне хочется знать, как с помощью поведения человека можно понять его мысли, настроение, отношение к окружающим.

Гипотеза исследования такова: так как люди подчиняются биологическим законам, которые контролируют действия, реакции, то «язык тела» и жесты могут как противоречить, так и подкреплять информацию, идущую по вербальному каналу общения.

Я проявила научный интерес к невербальным средствам общения. В качестве объекта исследования выступили мимика, жесты, интонации героев поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», а также поведение персонажей сериала «Обмани меня».

Проблема, рассматриваемая в исследовательской работе, заключается в том, что язык жестов является распространенным средством общения, но он не всегда понятен собеседникам, а также читателям художественного текста, зрителям при просмотре фильмов.

Научная новизна работы состоит в выявлении, описании и объяснении невербальных средств коммуникации на примере текста поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», сериала «Обмани меня», выступления В.В. Путина. Подобных исследований мною не было найдено.

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня большинство людей все еще не знает о существовании языка телодвижений, а между тем язык невербальной коммуникации может помочь нам в межнациональном общении, а также в интерпретации художественных текстов и фильмов.

Предметом исследования послужили поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», сериал «Обмани меня» (режиссер Кларк Джонсон, сценарист Дастин Томасон, 2009 г.), выступление В.В. Путина на «Прямой линии с Президентом» от 16 апреля 2015г.

Цель моей исследовательской работы - проанализировать невербальные средства общения в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» , сериале «Обмани меня», выступлении В.В. Путина, тем самым объяснив истинные намерения и чувства героев и политика.

Достижение поставленной цели предполагает решение частных задач:

  • Изучить теоретические сведения о невербальной коммуникации

  • Найти примеры жестов, мимики, интонаций в поэме «Мёртвые души» и сериале «Обмани меня»

  • Представить найденные примеры в сравнительной таблице и выяснить их роль в художественном тексте и сериале

Практическую значимость моей работы можно рассмотреть с точки зрения пользы для учителей и учащихся. Так, учитель, изучив особенности невербального общения, жесты, интонацию, мимику и их значение сможет понять психологическое состояние своих коллег и учеников более достоверно. Ученики, познакомившиеся с моей работой, смогут научиться распознавать жесты и их значение в общении с друзьями и одноклассниками, а также использовать необходимые жесты в различных коммуникативных ситуациях. Моя работа будет полезна и тем, кто хочет научиться интерпретировать жесты в художественной литературе, кинофильмах и политических выступлениях.

В своей работе я использовала следующие методы и приемы исследования:

  • методом анализа и синтеза была изучена литература по данной теме;

  • применён сравнительный, сопоставительный анализ;

  • дана классификация, интерпретация;

  • методом наблюдения выявлены и систематизированы невербальные средства общения в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», сериале «Обмани меня» и выступления В.В. Путина.

Данная работа состоит из теоретической и практической частей. Во введении обозначены цели и задачи исследования. В теоретической части я рассмотрела виды жестов, язык рук, мимику, язык цветов и ярлыков. В практической части я представила невербальные средства общения, проанализированные мною в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души», в сериале «Обмани меня», в выступлении В.В. Путина.




Глава 1. Виды невербальных элементов общения

Невербальное общение - это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Язык невербальных компонентов общения:

- первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.

- вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Самые современные представления позволяют думать, что самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким - либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Общение без слов - общение самое емкое и достоверное .

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты.Исследовательская работа Невербальные средства общения

Невербальное общение часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять.

Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Невербальное общение - не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятых словарей и правил компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.

Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача - творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами.

Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет - трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм - неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.

Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно.

1.1. Виды жестов и их характеристика

Указательные жесты



Эмоциональные жесты



Ритмические жесты




Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация

Символические жесты



Изобразительные жесты



С помощью указательного жеста говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного.

Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

1. если не хватает слов

2. если одних слов недостаточно по каким-либо причинам

3. если необходимо усилить впечатление

Символический жест нередко бывает характерен, для ряда типовых ситуаций. (см. Приложение 3)


1.2. Язык рук

Название жеста

Значение жеста

Пример-иллюстрация

Потирание ладоней

С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные ожидания. Скорость, с которой выполняется этот жест, сигнализирует о том, какой результат предполагает получить человеке.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Потирание большого

пальца об указательный

Потирание большого пальца об указательный обычно применяется для обозначения денег или ожидания поступления денег в качестве оплаты.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Сцепленные пальцы рук

Исследования, проведенные Нюрбергом и Калеро по изучению жеста сцепленных пальцев рук, позволили им заключить, что этот жест обозначает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук на уровне лица, на столе, на коленях при сидячем положении или внизу при стоячим.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Шпилеобразное положение рук

Этим жестом часто пользуются уверенные в себе люди. Этот жест имеет два варианта: руки шпилем вверх и руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или излагает свои идеи

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Закладывание рук за спину

Это жест уверенного в себе человека. Существует три вида этого жеста:руки в замок за спиной; закладывание рук за спину с захватом запястья; закладывание рук за спину с захватом локтя.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Акцентирование больших пальцев

Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Однако этот жест нужно рассматривать в совокупности с другими жестами. Открытые большие пальцы являются положительным сигналом. Часто жест присутствует в позе сурового начальника в обществе со своими подчиненными

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Защита рта рукой

Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Прикосновение к носу

Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается легкое прикосновение к носу. Другим объяснением может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Потирание века

Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Почесывание и потирание уха

Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Почесывание шеи

Этот жест говорит о сомнении и неуверенности. Человек почесывает указательным пальцем правой руки место под мочкой уха или же боковую часть шеи. Он обычно делает пять почесывающих движений. Очень редко количество почесываний будет менее пяти или более пяти.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Оттягивание воротничка

Некоторые люди оттягивают воротничок, когда они лгут и подозревают, что их обман раскрыт. Этот жест также используется , когда человек разгневан или расстроен, при этом он оттягивает воротничок от шеи, чтобы охладить ее свежим воздухом.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Пальцы во рту

Пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Подпирание ладонью щеки и подбородка

Когда слушатель начинает подставлять руку для того, чтобы опереть на нее голову, это верный признак того, что ему стало скучно, и он подпирает голову рукой для того, чтобы не заснуть.

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Поглаживание подбородка

Этот жест "поглаживания подбородка" означает, что человек пытается принять решение.

Исследовательская работа Невербальные средства общения






Руки в качестве барьеров1

Исследовательская работа Невербальные средства общения


1.3. Язык цветов

Язык цветов возник на Востоке, в частности в Турции. На протяжении многих лет люди пытались разгадать тайну символики цветов, изучая сложившиеся о них мифы и легенды. Как правило, цветы ассоциируются с определенными качествами человека. А о значении цветов написана специальная азбука.

Наши предки по-своему истолковали окраску цветов. (см. инфографику)

Исследовательская работа Невербальные средства общения

В подробности цветочного этикета посвятит азбука цветов2. На протяжении многих лет люди пытались разгадать тайну символики цветов, изучая сложившиеся о них мифы и легенды. Как правило, цветы ассоциируются с определенными качествами человека. Ниже представлен список значений цветов.

1.4. Язык ярлыков3

Под ярлыками я понимаю специальные обозначения, которые крепятся на одежду. Эта информация помогает потребителю сохранить вид и цвет текстильных изделий, чтобы одежда носилась дольше. Многим эти условные значки и пиктограммы на этикетках и ярлычках непонятны. В таблице приведены типичные знаки на ярлыках одежды: чистка, стирка, сушка, глажение.








Глава 2 Невербальные средства общения в искусстве и политике

Невербальная коммуникация - вид коммуникации, при котором передача информации осуществляется невербальными знаковыми системами, такими как позы, жесты, мимика и другие.

Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. «…Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слезы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо, что тот уже не знал, как ее выручить. Наконец, выдернувши ее потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город…» Это удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие со стороны Манилова, однако же, задержав руку Чичикова в своей руке, Манилов вызвал у Чичикова чувство раздражения.

«… - Поприще службы моей, - сказал Чичиков, садясь в кресла не в середине, но наискось, и ухватившись рукою за ручку кресел, - началось в казенной палате, ваше превосходительство; дальнейшее же теченье оной продолжал в разных местах: был и в надворном суде, и в комиссии построения, и в таможне…» Эта поза Чичикова свидетельствует о некоторой его неуверенности, о боязни что-то сделать не так, о робости и об уважении к генералу.

«… - Да будто один Михеев! А Пробка Степан, плотник, Милушкин, кирпичник, Телятников Максим, сапожник, - ведь все пошли, всех продал! - А когда председатель спросил, зачем же они пошли, будучи людьми необходимыми для дому и мастеровыми, Собакевич отвечал, махнувши рукой: - А! так просто, нашла дурь: дай, говорю, продам, да и продал сдуру! - Засим он повесил голову…» Такой жест говорит о том, что Собакевич раскаивается, что продал крестьян, но понимает, что изменить ничего нельзя. Подобный жест можно наблюдать в следующем эпизоде: «… - А ей-богу, так! ей-богу, правда! - сказал Плюшкин, свесив голову вниз и сокрушительно покачав ее. - Все от добродушия. …» Здесь же Плюшкин свесил голову из-за нищеты, безысходности, поскольку он убежден, что он «терпит по причине собственного добродушия». Или вот, например, другая ситуация: «На этот вопрос Селифан ничего не отвечал, но, потупивши голову, казалось, говорил сам себе: «Вишь ты, как оно мудрено случилось; и знал ведь, да не сказал!»». В этом эпизоде человек свесил голову, потому что он чувствует себя виноватым.

«…Улинька опустилась в кресла и закрыла рукой прекрасные глаза…» В этом случае Улинька закрывает глаза рукой, потому что она не доверяет словам Чичикова, она сомневается в его правоте и досадует «на то, что не с кем было поделиться негодованием».

Рассмотрев эти примеры, можно сделать вывод, что невербальные средства коммуникации существенно дополняют содержание высказывания и в большей мере передают истинные намерения и чувства человека, так как в меньшей степени контролируются сознанием.

2.1. Жесты и их значение в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Чичиков у Манилова

Невербальные средства общения в тексте поэмы «Мертвые души»

Стоп-кадр

Значение невербального средства общения

«...говорил Манилов, показывая ему рукою на дверь...сказал с приятною улыбкою Манилов».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Манилов всячески старается быть любезным с гостем, доходит при этом до крайности. В фильме держит руки на груди, что является знаком почтения, уважения.

«Чичиков, услышавши, что дело уже дошло до именин сердца, несколько даже смутился».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Смущение героя связано с тем, что он не имеет громкого имени и ранга. Взгляд направлен в пол. Руками касается груди, несколько раз повторяя движения. Тем самым, герой хочет показаться искреннем и расположить к себе хозяев дома.

«Сказал Манилов, опять несколько прищурив глаза».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Прибегая к подобному взгляду, люди стараются скрыть свои намерения и выяснить намерения других.

«Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукою в воздухе и продолжал».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Герою не хватает слов, он уже запутался в потоке собственной речи.

«Сказал Манилов, явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Данное выражение лица героя говорит о притворстве и желании угодить гостю во всем. Герой делает вид, что разделяет взгляды Павла Ивановича.

«Проговорил он голосом, в котором отдалось какое-то странное или почти странное выражение, и вслед за тем неизвестно чего оглянулся назад».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Взгляд и поведение героя передают чувство неуверенности, так как Чичиков не знает, получится ли осуществить сделку по купле мертвых душ.

«Сказал приказчик и при этом икнул, заслонив рот слегка рукою, наподобие щитка».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Данный жест передает то, что приказчик своих обязанностей не выполняет и поэтому боится, как бы его не спросили о точном количестве умерших крестьян.

«В лице его показалось какое-то напряженное выражение, от которого он даже покраснел, - напряжение что-то выразить, не совсем покорное словам».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Такое выражение лица говорит о том, что герой думает, как соврать.

«Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Этот жест выражает удивление и непонимание.

«Потом подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай с ума, и со страхом посмотрел на него пристально».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Это выражение лица также передает удивление и непонимание.

«Здесь Манилов, сделавши некоторое движение головою, посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и сжатых губах такое глубокое выражение

какого, может быть, и не видано было на человеческом лице».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Под этим выражением лица скрывается недоверие и мысли о собственной выгоде.

«Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвел даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Такое поведение говорит о радости состоявшейся сделки

«Побужденный признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Данный отрицательный жест головой у обоих героев говорит о демонстративной вежливости и уважении. Каждый стремится показаться лучше, чем он есть на самом деле. Формальная любезность.

«Чичиков поднял несколько бровь, услышав такое отчасти греческое имя».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Поднятые вверх брови передают крайнюю степень удивления.

«Учитель очень внимательно глядел на разговаривающих и, как только замечал, что они были готовы усмехнуться, в ту же минуту открывал рот и смеялся с усердием».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Мимика в данном эпизоде передает желание учителя угодить хозяину.

Чичиков у Коробочки

«Отвечал Чичиков, усмехнувшись».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Герой усмехается, так как не является заседателем и ему приятно, что Коробочка составила о нем благоприятное впечатление.

«Сказала старуха, вздохнувши».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Вздох говорит о искреннем сожалении героини о смерти крестьян, так как она потеряла вместе с ними рабочую силу.

«Сказал Чичиков, вздохнувши».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Чичков, как профессиональный психолог, копирует жест Коробочки, якобы разделяя ее утрату.

«Сказала старуха, выпучив на него глаза».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Выпученные глаза - это признак истинного непонимания разговора, крайняя степень удивления. Коробочка шокирована предложением Чичикова.

«Возразила старуха, да и не кончила речи, открыта рот и смотрела на него почти со страхом».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Открытый рот - признак замешательства. Коробочка думает о том, как бы не продешевить мертвые души Чичикову. Поэтому и заканчивает речь на полуслове.

«Вскрикнула она, вся побледнев».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Коробочка испугалась упоминания «черта», которого посулил ей Чичиков. Глаза округлились, брови поднялись вверх, - все это говорит о страхе героини перед потусторонними силами.

Чичиков у Ноздрева

«В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Открытое лицо означает желание общаться

Описание жестов отсутствует, дана только прямая речь / Одна рука в кармане

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Рассказывает о нечестности Ноздрева

«Поздравь: продулся в пух! Веришь ли, что никогда в жизни так не продувался»./ В фильме - руки за головой

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Обозначают чувство превосходства, власти

«И не просадил бы! ей-Богу, не просадил бы! Не сделай я сам глупость, право, не просадил бы. Не загни я после пароле на проклятой семерке утку, я бы мог сорвать весь банк». / В фильме убеждает Чичикова, что не проиграл бы в азартную игру

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Пытается выдать ложь за правду

«Эх, Чичиков, ну что бы тебе стоило приехать? Право, свинтус ты за это, скотовод эдакой! Поцелуй меня, душка, смерть люблю тебя!»/В фильме герой теребит Чичикова за щеки

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Ноздрев чувствует себя хозяином положения, ведет себя с Чичиковым по-дружески, но данный жест нарушает этикет и зону комфорта, так как герои недостаточно знакомы друг с другом, чтобы позволять себе общение на такой малой дистанции.

«После поцелуя Ноздрева Чичиков вытирает лицо рукой, трогая нос».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Ему неприятно общение с Ноздревым


Чичиков у Собакевича

Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые/ «Сам люблю здоровых, крепких…» (о крепостных)

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Данным жестом подтверждает высказанную вслух мысль

Похлопывает себя по животу/ «В здоровом теле - здоровый дух».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Данным жестом подтверждает высказанную вслух мысль, герой уверен, что он сильный и крепкий

«Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются...» / В фильме поднимает указательный палец вверх

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Поднятый указательный палец означает победу. Чичиков подтверждает свои слова о величии Русского государства.

«Собакевич слушал все по-прежнему, нагнувши голову, и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Собакевичу не интересно то, что рассказывает Чичиков

«Черт возьми, - подумал Чичиков про себя, - этот уж продает прежде, чем я заикнулся!» - и проговорил вслух:

- А, например, как же цена?.. хотя, впрочем, это такси предмет... что о цене даже странно...

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Означает нетерпение

При разговоре о продаже мертвых душ Чичиков кладет свою руку поверх руки Собакевича, как бы перекрывая ее

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Означает данный жест желание собеседника настоять на своем, оказание давления на мнение другого

Собакевич толкает Чичикова в плечо

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Тем самым Собакевич хочет показать свой более высокий статус

Чичиков у Плюшкина

«...эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла, будто ее вовсе не бывало, и лицо его вновь приняло заботливое выражение. Он даже утерся платком и, свернувши его в комок, стал им возить себя по верхней губе»./В фильме подносит руку ко лбу, задумавшись

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Настроен критически, негативно, так как не верит в выгодность этой сделки

«А вот черти-то тебя и припекут! скажут: «А вот тебе, мошенница, за то, что барина-то обманывала!», - да горячими-то тебя и припекут!» /Плюшкин ругается на Мавру

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Угрожающий жест

«А я скажу: «Не за что! ей-Богу, не за что, не брала я...» Да вон она лежит на столе. Всегда понапраслиной попрекаете!» /Крестится

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Показывает честность с помощью данного жеста

«А ей-Богу, так! Ведь у меня что год, то бегают. Народ-то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего...»

Исследовательская работа Невербальные средства общения

С помощью этого жеста Плюшкин пытается отгородится от своего собеседника

«Ну, батюшка, воля ваша, хоть по две копейки пристегните». /Показывает два пальца, поднятые вверх, затем протягивает ладонь

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Усиливает значение просьбы, визуально два пальца означают две копейки, о которых говорит Плюшкин

«Я ему подарю, - подумал он про себя, - карманные часы: они ведь хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек еще молодой, так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, - прибавил он после некоторого размышления, - лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духовной, чтобы вспоминал обо мне».

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Герой теребит часы - раздумывает, нервничает.

2.2. Невербальные средства общения в сериале «Обмани меня»

(1-3 серии 1 сезона)

1-я серия

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Уголок рта приподнят

Скрытая радость

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Бори нахмурены, рот приподнят

Скрытое презрение, отвращение

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Рука поднята ко лбу

Стыд

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Отводит в сторону глаза

Вспоминает и говорит правду

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Брови нахмурены, и поднята вверх часть бровей, которая ближе к носу

Печаль

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Чешет нос

Обманывает

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Ладонь поднята вверх

«Остановись!»

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Брови подняты вверх, в глазах читается удивление

Человек знает, о чем говорит

2-я серия

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Брови подняты, рот открыт

Возмущение

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Поджатые губы

Ложь

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Уголок губ сильно поднят вверх

Презрение

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Потирает шею

Лжет

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Брови нахмурены и приподнята вверх часть, которая ближе к вискам

Страх

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Глаза сощурены, губы открыты в оскале

Боль

3-я серия

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Поджимает нижнюю губу

Лжет

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Бровь поднята вверх

Выражает сомнение

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Нервно поглаживает руку (жест «самоутешения»)

Что-то скрывает (пытается успокоить себя, когда что-то говорит)

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Глаза прикрыты, рот приоткрыт, человек отворачивается

Ужас и удивление одновременно

2.3. Анализ невербальных средств общения на примере выступления В.В. Путина на «Прямой линии с Президентом»

Невербальное средство / стоп-кадр

Описание жеста

Значение

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Нахмурены брови

Задумчивость

Дискомфорт

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Бровь поднята вверх

Выражает сомнение

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Прищуренные глаза

Поднятая рука с открытой ладонью

Радость

Доброжелательность

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Рука приподнимается вверх, пальцы соединяются друг с другом

Уверенность в собственной правоте

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Губы плотно сжаты

Сдерживание мысли

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Брови нахмурены, рот приподнят

Скрытое презрение

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Брови подняты вверх

Знает, о чем говорит

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные - в противоположность печали приподняты

Злоба

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Подняты вверх указательный и средний палец

Победа

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Взгляд направлен в одну сторону, а указательный палец в другую, при этом он немного согнут

Ложь



Заключение

Невербальные средства общения позволяют нам получать большой объем значимой информации, что делает коммуникацию наиболее эффективной и содержательной.

В своей работе я рассмотрела многообразие невербальных средств общения: жесты, мимику, язык цветов, ярлыков. Самые разные внешние признаки, такие как движения рук, взгляды, помогают нам догадаться о чувствах других людей и их намерениях по отношению к нам. Отношение может быть выражено и через цветовую передачу, о чем говорит так называемый язык цветов. Одной из форм невербальной коммуникации является язык ярлыков, пример которому - маркировка с предписанием эксплуатации на этикетках различных товаров и одежды. Такая форма позволяет нам быстро воспринимать необходимую информацию, экономя время для чтения текста с инструкцией.

Цель, поставленная в моей исследовательской работе была достигнута. Я проанализировала невербальные средства общения в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» , сериале «Обмани меня», выступлении В.В. Путина, тем самым объяснив истинные намерения и чувства героев и Президента РФ.

Для достижения поставленной цели я изучила теоретические работы, посвященные языку жестов: А. Пиза «Язык телодвижений», Пола Экмана «Обмани меня». Затем нашла примеры жестов, мимики, интонаций в поэме «Мёртвые души» и одноименном кинофильме, в сериале «Психология лжи» и выступлении Президента РФ В.В. Путина. Все примеры я занесла в таблицу, где выделила самые яркие жесты и их значения. На основе полученных данных я сделала вывод о том, что многие жесты выдают истинные намерения человека, например, речь идет о дружбе, но сопровождают эту речь жесты агрессии и злобы. Изучение языка невербальной коммуникации позволяет мне задумываться о том, какие намерения в общении имеют мои собеседники, говорят ли они мне правду или лгут.

Надеюсь, что моя работа принесет пользу в интерпретации кинофильмов, выступлении политиков, в изучении поведения собеседников.





Приложение 1.


Виды барьеров

Примеры

Значение

Усиленное сжатие пальцев в кулак

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Если кроме скрещивания рук на груди, человек еще сжимает пальцы в кулак - это говорит о его враждебной и наступательной позиции. Часто это сопровождается стиснутыми зубами и покрасневшим лицом, и в таком случае может последовать словесное или

физическое нападение.

Кисти скрещенных рук на плечевой части руки

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Этот вид скрещенных рук характеризуется тем, что кисти рук впиваются в плечо противоположной руки, чтобы закрепить положение рук, исключить,

любую попытку разжать руки и подставить грудь под удар. Он обозначает сдерживание негативных ощущений.

Неполный барьер

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Человек часто использует барьер из рук, находясь в обществе незнакомых людей, или при отсутствии уверенности в себе. Одним из распространенных вариантов неполного барьера является жест, при котором человек держит самого себя за руки. Десмонд Моррис говорит, что этот жест позволяет человеку восстанавливать чувство эмоциональной безопасности

Замаскированные жесты

Исследовательская работа Невербальные средства общения

Замаскированные жесты, связанные со скрещиванием рук являются очень утонченными, усовершенствованными жестами, к которым прибегают люди, постоянно находящиеся в центре внимания. Многие популярные люди также применяют замаскированные защитные жесты в стрессовых ситуациях, и, как правило, даже не осознают, что они это делают.

Приложение 2

Мимика

Мимика - движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение.

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения.

По своей специфике взгляд может быть:

Исследовательская работа Невербальные средства общения

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо - расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Было замечено, что Аристотель Онассис надевал темные очки при переговорах о деловых сделках для того, чтобы его глаза не выдавали его мыслей.

«Чтобы научиться «технологии взгляда» и эффективно применять ее для улучшения характера общения с другими людьми, требуется около 30 дней постоянной усиленной практики», - пишет А. Пиз.

Лицо является главным источником информации о психологическом состоянии человека. Однако в некоторых ситуациях оно может быть менее информативно. Это связано с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело - главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения


Приложение 3.


Исследовательская работа Невербальные средства общения




Жест интенсивности - рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

Известен также жест отказа, отрицания - отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест противопоставления - кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда - сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.

Жест разъединения, расподобления - ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разойтись; Братья разъехались.

Жест объединения, сложения, суммы - пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Очень они подходят друг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можем победить.

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, лектор с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты несвойственны. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.



Приложение 4.


Исследовательская работа Невербальные средства общения




















Приложение 5.

Исследовательская работа Невербальные средства общения





Список литературы

  1. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.

  2. Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М.: Русский язык, 1991.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996.

  4. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М. , 1998.

  5. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980.

  6. Горелов И.Н. Паралингвистика; прикладной и концептуальный аспекты//Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.

  7. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000.

  8. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974.

  9. Конецкая В.П. Сопоставление невербальных средств коммуникации как национально-культурных и социальных компонентов речевого поведения//Тезисы ГУ международного Симпозиума по лингвострано-ведению. Ин-т русского языка им. А.С. Пушкина. М., 1994.

  10. Красшьнтова Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи//Русская разговорная речь./Под. ред. Е.А. Земской. М., 1983.

  11. Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 1994.

  12. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.

  13. Малая энциклопедия этикета.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,2000

  14. Николаева Т.М. Структура речевого высказывания и национальная специфика жеста//"Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы". М., 1969.

  15. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? - М.: Дело, 1997.

  16. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Пер. с англ. Нижний Новгород: "Аи Кью", 1992.

  17. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999.

  18. Mark L., Hickson III and Don W. Stacks. Nonverbal communications: studies and applications. (Dubuque, Iowa: Brown, 1984).

  19. Экман Пол «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь» - Питер, Сам себе психолог - 2016 г.

1 Подробнее см. Приложение 1

2 См. Приложение 4

3 См. Приложение 5

© 2010-2022