Урок по рассказу К. Г. Паустовского

  Тема урока: К. Г. Паустовский «Телеграмма»Цель урока:1. Учить учащихся анализу художественного произведения в единстве формы и содержания.2. а) Развитие самостоятельного мышления воображения.б) Активизировать мыслительную деятельность.в) Развивать речь учащихся.3. Воспитывать любовь к дому, родителям, умение дорожить семьёй, быть благодарными детьми.Слушайте! Пока у вас есть мамы. Приезжайте к ним без телеграмм. Ход урока. 1) Организационный момент. Итак, прозвенел звонок, начинается урок, на ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Цель урока:

1. Учить учащихся анализу художественного произведения в единстве формы и содержания.

2. а) Развитие самостоятельного мышления воображения.

б) Активизировать мыслительную деятельность.

в) Развивать речь учащихся.

3. Воспитывать любовь к дому, родителям, умение дорожить семьёй, быть благодарными детьми.

Слушайте! Пока у вас есть мамы.

Приезжайте к ним без телеграмм.

Ход урока.

1) Организационный момент.

Итак, прозвенел звонок, начинается урок, на котором мы ещё раз обратимся к рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма», поговорим о героях этого рассказа и постараемся понять их поступки и переживания.

Надеюсь, что он будет интересным и оставит у нас с вами

« зарубки на сердце». Я сказала «зарубки на сердце» потому, что именно так называется глава из повести Паустовского «Золотая роза», которая позволила нам познакомиться с историей создания рассказа «Телеграмма».

-Как вы понимаете выражение «Зарубки на сердце»?

( Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе.)

2) И начнём мы работу с небольшой лексической разминки.

Пейзаж

Интерьер

Эпитет

Образ

Ассоциация

Телеграмма

-Какие ассоциации у вас возникают со словом телеграмма? Какие бывают телеграммы?

3) Анализ текста.

-Почему свой рассказ К.Г.Паустовский назвал «Телеграмма»?

-Подумаем, для чего автор начинает свой рассказ с пейзажной зарисовки.

Чтение отрывка из текста вслух.

Учащиеся делятся впечатлениями. С.382

Прочитав первые строки рассказа, мы сразу ощущаем ритм этой прозы. Фразы короткие, и от них веет каким - то холодом и безысходностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который «всё доцветал и никак не мог доцвесть…»

-Почему именно подсолнечник, а не подсолнух, как говорят в деревне? (появляется ассоциация одинокое тёплое маленькое солнышко на фоне серого, чёрного цвета).

-Сконструируйте предложение, сравнив образы подсолнечника и «последней обитательницы» мемориального дома.

Подобно тому, как доцветал и никак не мог доцвесть и осыпается одинокий подсолнечник у забора…

Наблюдая за пейзажем, мы видим, что автор соотносит состояние

природы с душевным состоянием человека.

-Чтобы у нас сформировалось представление о героине, мы

обратим внимание еще и на описание деталей интерьера.

Чтение отрывка стр. 382-383.

-Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере? (жёлтый, серый, чёрный, всюду неясность, расплывчатость.)

-Как это соотносится с образом главной героини? Катерина Петровна живёт воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у неё нет никакой радости, только боль одиночества и потому - то равнодушное ожидание смерти.

-Вот как об этом пишет Паустовский в главе «зарубки на сердце»: все

обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени-всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны, с той тяжёлой душевной драмой, какую она «переживала в последние свои дни».
- Прочитаем эпизод, начинающийся со слов: «Как-то, в конце октября»… С. 386

Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны? (Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и некогда молодой сад. О нём тоже мало заботятся)

Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для неё прогулки?

(Убедилась в том, что слаба и дни её, вероятно, сочтены).

-И тогда она написала Насте письмо, в которое вложила всю силу материнской любви.

Чтение письма наизусть.

-Как вы считаете, у Насти были серьёзные причины, чтобы не поехать к матери?

-Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?

(«У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать.»)

-Что подчёркивает Паустовский во внешнем облике Катерины Петровны? ( Плохо видит, маленькая, сгорбленная, беззащитная).

-Теперь обратимся к образу Насти. Что в её внешнем облике подчёркивает автор? (Она нравилась самой себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. С.387)

-Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву?

-Она, по вашему мнению, бескорыстна?

-И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

-И вот Настя получила телеграмму. Как она реагирует на неё?

-Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно).

-«Настя скомкала телеграмму и нахмурилась». Почему? (Неприятное известие нарушало её планы).

-Учитывая наши наблюдения, попытаемся создать словесный портрет Насти.

-Ребята, а знал ли автор о жизни Насти в Ленинграде? (Нет. Эти страницы-вымысел.) Для чего же он понадобился? И почему действие переносится из Заборья в Ленинград? (Автор использует приём противопоставления, показывает разные поколения, разный темп и смысл жизни, её восприятие).

-Итак, телеграмма, отправленная Насте, лаконична, кажется, на неё невозможно не откликнуться. Но этого не происходит. Катерина Петровна, конечно же, ждала дочь или хотя бы отклик на письмо, но, поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестаёт ждать и умирает.

-Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (Смотри 5 заповедь Божию на плакате)

-Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца своих дней

Останется тайной опорой твоей.

-Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала её душа. Безнадёжная ли эта болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?

-Что такое совесть?

УТОЧНИМ значение этого слова в толковом словаре С. И. Ожегова.

-Зачем совесть дана человеку?

-Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась? (Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет, уехала крадучись, стыдно перед людьми).

-А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Она остро чувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.)

-Как вы думаете, полюбят ли новую учительницу в Заборье? За что?

-Какая черта есть у неё и отсутствует у Насти?

-К. Г. Паустовский, осуждая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние и исправление. Не случайно значение имени «Настя» (греч.)-воскрешающая. ВОСКРЕСИТЬ-восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое.

IV. Итог урока

-Какие «зарубки на сердце» у вас заставил этот рассказ?

-А теперь обратите внимание на слова, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку. Эти слова будут вашим домашним заданием на всю жизнь.

V. Домашнее задание:

1.Вырастите благодарными детьми.

2.Пусть ваши телеграммы как можно чаще радуют ваших родителей, пишите им письма.

3.Помните,что двери родительского дома всегда открыты для вас.

4.И задание к следующему уроку: написать признание в любви своим мамам.

VI. Стихотворение «По ночам звучит надрывный кашель…»

© 2010-2022