Текст и его признаки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 5 классе «Текст и его признаки»

Цель:

- дать детям представление о разных признаках текста;

-Научиться составлять и редактировать текст.

Ход урока.

1.Оргмомент

2.Слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с тремя разными текстами об одном и том же объекте речи и пришли к выводу, что текст может быть повествованием, описанием, рассуждением.

Но что делает текст текстом? Что такое текст? Можно ли любую группу предложений назвать текстом? Если нет, то почему? На эти вопросы мы попробуем ответить сегодня на уроке.

У русского народа есть так называемые «докучные сказки», похожие на заезженную пластинку: у них нет конца, в них постоянно повторяются одни и те же слова(например, сказка про белого бычка):

-Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

-Скажи.

-Ты скажи, да я скажи, а сказать ли тебе сказку про белого бычка?

-Скажи…

Можно ли назвать их текстом, ведь первый признак текста законченность сообщения, иначе говоря, его завершённость. Законченность текста означает полноту передачи сообщения, позволяет сказать, о чём он, то есть определить тему текста и его идею. Текст о спортивных состязаниях - значит, тема-спорт. Идея в зависимости от смысла может быть разной: о пользе спорта, о необходимости воспитывать в себе характер и т.д.

Текст можно озаглавить. В заглавии, как правило, отразится или тема текста, или его идея, или и то и другое вместе.

Второй признак текста - связность предложений. Предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.

Что такое грамматическая связь? Она означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что слова согласуются между собой.

3. Анализ текста.

Однажды со мной в школу побежал Мухтар. Мне жалко было прогонять Мухтара. Мухтар весело побежал впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы кепку и покатил её к речке. Мухтар бросился за кепкой. Мухтар успел схватить кепку и принёс её мне.

Я погладил и приласкал Мухтара.

Можно ли назвать это текстом? (Да)

Почему? Докажите. Придумайте заглавие к тексту. Определите тему и основную мысль текста.

(Физкультминутка)

Какие недостатки мы видим в этом тексте? Сейчас мы с вами будем редактировать текст, то есть исправлять, улучшать его.

Первый недостаток , который бросается в глаза- это повторение слов. Почему появляются повторяющиеся слова? Чтобы показать , что предложения связаны между собой. Но повторения отрицательно влияют на красоту текста. В первом предложении -Мухтар, и во втором- Мухтар, и в третьем- Мухтар… Каким словом можно заменить кличку? (Он, собака, мой друг…) Давайте запишем первые три предложения, заменив во втором и третьем слово «Мухтар» другими .

Не всегда повтор слова - плохо. Например, не стоит подменять слово «ветер» в пятом предложении местоимением «он», чтобы не ослабить выразительность высказывания (сила ветра).

4. Подведём итоги. Мы установили, что тексту свойственны два характерных признака - законченность и связность.

Немного из истории происхождения слова. Слово «текст» латинского происхождения, оно означает «плетение», «связь», «соединение». Родственное слово- текстиль. Не случайно, когда человек плохо владеет речью, о нём говорят: не умеет связать двух слов.

Вывод: текст- это

-группа предложений, передающая законченный смысл;

-предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически;

-каждый текст имеет содержание, тему, идею;

-каждый текст можно озаглавить.

5. Домашнее задание:

-подобрать текст для анализа;

-придумать текст для анализа (для более сильных учеников)

-найти в нём признаки текста.



© 2010-2022