Исследовательская работа Просторечные слова и выражения в рассказах М. М. Зощенко

Главная задача рассказов М.М.Зощенко – помочь человеку, который историческими условиями поставлен на передний план жизни, но который не знает, как в этих условиях правильно жить. Этой цели автор подчиняет и форму и содержание: 1. Для своих произведений автор выбирает жанр сказа. 2. Главный герой рассказов – обыватель, мещанин, необразованный, некультурный, но зато такой близкий простому народу. 3. Смех привлекал внимание читателя, смеялись от души над героями М.М.Зощенко. 4. Герой М.М.Зощенко за...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-практический марафон «Шаги в науку»


III этап








СЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ



Просторечные слова и выражения в рассказах М.М.Зощенко


Исследовательская работа




Выполнила ученица

6 класса средней школы №221

г.Заречного

Леонидов Артем

Научный руководитель -

учитель русского языка и литературы

средней школы №221

г.Заречного

Сотина Наталия Викторовна


г.Заречный, 2009 год

Введение

«В нем есть что-то от Чехова и Гоголя. Будущее этого писателя весьма огромно»,- пророчески заявлял Сергей Есенин. И действительно, на долю М.М.Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Свои первые рассказы писатель опубликовал в 1921 году, а уже в период с 1922 по 1926 год вышло 25 сборников его рассказов, а позднее дважды переиздавалось шеститомное собрание его сочинений. Популярность росла и за счет бесчисленных исполнений произведений М.М.Зощенко на эстраде, а также чтений по радио.

Но значимость любого писателя определяет время, а не сиюминутная слава. И если рассказы М.М.Зощенко не забыты, а по-прежнему близки и дороги читателю, то перед нами писатель 20-ых годов 20 века, которому удалось преодолеть время, несмотря на то, что его творчество критиковалось, он был исключен из Союза писателей, его имя, когда-то бывшее популярным, на долгое время выпало из литературного обихода.

Чем объяснить такую популярность М.М.Зощенко? Как его рассказам удалось сохранить актуальность и злободневность до сегодняшнего времени?

Односложно ответить на этот вопрос нельзя. Но, изучая, анализируя, сопоставляя факты, высказывания, можно уверенно сказать, что и популярность, и актуальность определяется задачей, которую ставил перед собой автор.

Главная задача рассказов М.М.Зощенко - помочь человеку, который историческими условиями поставлен на передний план жизни, но который не знает, как в этих условиях правильно жить. Этой цели автор подчиняет и форму и содержание:

1. Для своих произведений автор выбирает жанр сказа.

2. Главный герой рассказов - обыватель, мещанин, необразованный, некультурный, но зато такой близкий простому народу.

3. Смех привлекал внимание читателя, смеялись от души над героями М.М.Зощенко.

4. Герой М.М.Зощенко заговорил на языке простого народа. Впервые в художественное произведение в таком объеме были введены просторечные слова и выражения. М.М.Зощенко писал на понятном читателю языке. Простой человек поверил писателю, и это в большей степени определило успех его произведений.

Поэтому в нашей научно-исследовательской работе мы решили обратить пристальное внимание на особенности лексики рассказов М.М.Зощенко.

Объект исследования - десять рассказов М.М.Зощенко, написанных в период расцвета творчества писателя с 1923 по 1927 год («Аристократка» 1923г, «Беда» 1923г, «Богатая жизнь» 1923г, «Стакан» 1923г, «Собачий нюх» 1923г, «Не надо иметь родственников» 1924г, «Баня» 1924г, «Рабочий костюм» 1926г, «Монтер» 1927г, «Мелкота» 1927г).

Предмет исследования - лексика рассказов М.М.Зощенко, точнее просторечные слова и выражения.

Цель - определить роль просторечий в рассказах М.М.Зощенко.

Гипотеза - использование просторечных слов и выражений помогает создать целостную картину мира обывателей, с их чувствами и мыслями, и подчеркнуть идейный смысл его произведений.

Задачи:

  1. Определить, какие слова относят к разряду просторечных.

  2. Выделить просторечные слова и выражения в рассказах.

  3. Составить классификацию просторечий.

  4. Определить роль просторечных слов и выражений в рассказах М.М.Зощенко.


Основная часть

1.Прсторечные слова и выражения.

Своеобразие языка произведений М.М.Зощенко отмечалось уже его современниками. К.И.Чуковский писал: «М.М.Зощенко первый из писателей своего поколения ввел в литературу в таких масштабах эту новую, разлившуюся по стране внелитературную речь». «Внелитературными» словами К.И.Чуковский называл просторечия.

Просторечия - слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространенные в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и отклоняющиеся от существующих литературных норм.

Среди просторечий можно выделить несколько групп:

1.Фонетические.

2.Морфологические.

3. Словообразовательные.

4. Лексические.

5. Синтаксические.

Именно наличие в рассказах М.М.Зощенко различных групп просторечий является лексической особенностью его произведений.

2. Группы просторечных слов и выражений в рассказах М.М.Зощенко.

В рассказах М.М.Зощенко, взятых нами для анализа, насчитывается 206 случаев употребления просторечных слов и выражений. (Приложение 1)

Наиболее часто используются автором лексические просторечия (126 - 62%), например, «лопал», «жрал», «колбасится»; менее употребительны словообразовательные просторечия (27 - 13%), например, «собачища», «стакашек», «тысчонку»; морфологические (22 - 11%), например, «польт», «везть не надо». Минимально используются М.М.Зощенко фонетические просторечия (17 - 8%), например, «пущай», «не допущайте»; синтаксические просторечия (14 - 7%), например, «об чем речь», «сели в театр».

Лексические просторечия по своей структуре делятся:

1. Просторечия-слова (98 - 77%), например, «лепечет», «из башки». Наиболее употребительны среди них глаголы (49 - 50%), которые называют действие и сразу же содержат его оценку («сперли», «зажилил», «смылся»). В меньшей степени используются имена существительные (29 - 30%), которые называя лицо или предмет, в яркой форме передают отношение к нему («дрянь», «катавасия», «черти»). Наблюдается и использование других частей речи (20 - 20%): наречий («до зарезу», «шибко»), частиц («дескать», «аж»).

2. Просторечия-словосочетания (28 - 30%), они употребляются в разговорной речи как устойчивые словосочетания («хоть убей», «леший их забодай», «к чертовой матери»).

По эмоциональной окраске лексические просторечия можно разделить на собственно просторечия (192 - 93%) и просторечия, которые в ходе повествования приобретают бранный характер (14 - 7%), например, «сволочам», «сукин кот», «сопляк».

Особенностью словообразовательных просторечий является то, что некоторые из них образованы от литературных слов приставочным способом («выкушал», «обличность»), другие - суффиксальным («стакашек», «чаишко»).

3.Роль просторечных слов и выражений в рассказах М.М.Зощенко.

Судьбе угодно было распорядиться так, что с детских лет М.М.Зощенко столкнулся с трудностями жизни. Смерть отца, безденежье семьи, унижения, исключение из университета за неуплату - все это заставило будущего писателя уйти «в люди» и сменить множество профессий (контролер на железной дороге, командир взвода, начальник почты, инструктор по кролиководству и куроводству, сапожник, милиционер, конторщик). За годы, проведенные в гуще простых людей, он сумел проникнуть в тайну их разговорной речи.

Расцвет творчества писателя приходился на период становления советской власти, когда на передний план жизни выходит рабочий класс, крестьянство. Новый господствующий класс потребовал и нового, более доступного языка в литературе, М.М.Зощенко прекрасно был знаком с этой живой, свежей, неподдельной речью и умело стал использовать ее в своих произведениях. «Я стараюсь приблизить свой язык к живой речи, с которой сталкиваюсь в быту. Не проходит вечера, чтобы я не занес в записную книжку какое-нибудь словцо, обрывок фразы, уличный выкрик, осколок будущего сюжета. Потом в рукописи я заделываю швы, стараюсь, чтобы речь была естественной и плавной».

Использование просторечных слов и выражений определяется несколькими факторами:

  1. Главными героями становятся обыватели. Обыватель - человек, лишенный общественного кругозора, с косными взглядами. И сам рассказчик, и люди, о которых он повествует, - представители городских низов, не приобщенные к культуре, не получившие образования, но стремящиеся стать полноправными участниками жизни. Через слова высвечивается подлинная сущность человека: употребление в речи героев М.М.Зощенко просторечий раскрывает их безграмотность, необразованность, стремление показаться лучше, чем есть на самом деле. Таким образом, используя просторечия, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному типу людей-обывателей. «Лошадь-то мне, милый, вот как требуется. До зарезу нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, три года солому жрал, прежде чем купить ее».1

  2. Использование простой разговорной речи определяется и местом действия рассказов: баня, трамвай, магазин, базар, ресторан. В бытовых ситуациях герои ведут себя обычно, по-простому, и общаются непринужденно, как в повседневной жизни. «Ты что ж это, - говорит,- чужие шайки воруешь? Как ляпну, говорит, тебе шайкой между глаз - не зарадуешься».2

  3. Употребление просторечных слов и выражений - это способ героя выразить свои чувства: радость («А это ты. Ах твою семь-восемь!.. Ну я же рад… Ну я же доволен…»), негодование («Дядю…родного дядю гонишь,- с яростью сказал Тимофей Васильевич. - Да я тебя, сопляка…Я тебя, сукинова сына…»), возмущение («Без манишечки, говорит, человеку пожрать не позволяют»), сожаление («А раз, говорит, по пьяной лавочке, то это я действительно понимаю»).

  4. Не только ситуации, в которые попадают герои, комичны, но и сами просторечия заставляют читателя смеяться («волочусь, что щука», «буржуем нерезаным вьюсь», «цоп с кремом и жрет»)3. Поэтому употребление просторечных слов и выражений М.М.Зощенко использовал как прием создания комического.

  5. Употребление в речи героев просторечий работает и на раскрытие основной мысли рассказа. Цель автора - в комической форме показать обывательские черты, которые присущи каждому человеку; посмеяться над самим собой, осознать свои недостатки и постараться избавиться от них (зависть в рассказе «Монтер», бескультурие в рассказе «Аристократка», ложь в рассказе «Собачий нюх»).

Таким образом, употребление в рассказах М.М.Зощенко просторечий направлено на создание целостной картины обывательского мира, на раскрытие характеров героев. Кроме того, использование просторечных слов и выражений помогает подчеркнуть идейный замысел произведений М.М.Зощенко: указать на недостатки человека, от которых необходимо избавляться.



Заключение

Изучив лексику рассказов М.М.Зощенко, мы пришли к следующим выводам:

  1. М.М.Зощенко впервые в литературе ввел такое количество просторечных слов и выражений в свои рассказы.

  2. В десяти рассказах М.М.Зощенко, написанных с 1923 по 1927 год, употребляется 206 просторечных слов и выражений. В большей степени употребляются лексические просторечия (126 -62%), в меньшей степени словообразовательные (27 - 13%), морфологические (22 - 11%), фонетические (17 - 8%) и синтаксические просторечия (14 - 7%).

  3. М.М.Зощенко очень умело в своих рассказах использовал просторечия, потому что реально был знаком с языком «улицы». Об этом говорят факты из его биографии: смерть отца, безденежье семьи, унижения, исключение из университета за неуплату, смена большого количества профессий.

  4. Использование просторечных слов в рассказах М.М.Зощенко обусловлено:

  1. главный герой - обыватель, мещанин, а через употребление просторечных слов раскрывается подлинная сущность этих людей;

  2. место действия - баня, магазин, трамвай, ресторан, базар и др., заставляет героев вести себя непринужденно и не стесняться в выражениях;

  3. чувства, которые переполняют героев, выражаются с помощью просторечных слов и выражений;

  4. просторечные слова и выражения автор использовал как прием создания комического;

  5. цель автора - показать обывательские черты, посмеяться над самими собой, осознать недостатки и постараться избавиться от них, а без употребления просторечий смысл произведений М.М.Зощенко несколько потерялся бы.

Таким образом, употребление в рассказах М.М.Зощенко просторечий направлено на создание целостной картины обывательского мира, на раскрытие характеров героев. Кроме того, использование просторечных слов и выражений помогает подчеркнуть идейный замысел произведений М.М.Зощенко.







Список использованных источников и литературы:

  1. Зощенко М.М. Голубая книга. Рассказы/ Ил. И.А.Смирнова. - М.: Правда, 1989. - 624с.

  2. Зощенко М.М. Рассказы. Голубая книга. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000. - 576с.

  3. Зощенко М.М. Рассказы для детей/ Предисл. В.Акимова; Рис. М.Гуменюка. - М.: Дет. лит., 2003. - 203с.

  4. Толковый словарь Ожегов С.И. Словарь русского языка Ок.57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стер. - М.: Рус.яз.,1986.- с.797

  5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2т. Ок.145000 слов. -2-е изд., стер. - М.: Рус. яз.,1990.





Приложение 1


Фонетические

Лексические

Морфологические и словообразовательные

Синтаксические

«Аристократка»

Испужалась

Баб, фря, дескать, волочусь, аж, верхотурье, ни хрена ни вижу, цоп, жрет, шарю, крякнул, Ваньку валяет, перед рожей, сволочь, свинство, глазами стрижет (с/с)

ни мур-мур (с/с), этаким гусем (с/с), буржуем нерезаным (с/с), с гулькин нос (с/с), попала вожжа под хвост (с/с), к чертовой матери (с/с), глазами стрижет (с/с)

У ней, во рте, на ем, нету, докушивать, не ездют, взад (с/о), вытошнить (с/о)

Сели в театр, гляжу - антракт, она в антракте, в блюде находится

«Монтер»

Сымать, пущай.

Пихнули, на карточку сняли, народу пропасть, нынче, схлестнулся, чёртовы девицы, дескать, леший их забодай (с/с)

В залу

Являются до этого монтера, заявление до дирекции.

«Мелкота»

Пущай, не подпущают, не допущайте

Не поперло, мелкота, а он, собака …, помер, срамил, черти, лепечет, подкузьмить, с харями, из башки, без задних ног (с/с), без вас тошно (с/с), пот прошиб (с/с)

Трясение организма (с/о), замирание организма (с/о), завсегда (с/о), настановились (с/о), везть не надо

Об чём речь

«Беда»

Иваныч, пущай

Худо, клюкну тогда, солому жрал, мужик, шибко, ай нет, до зарезу, опутал его, вспрыснуть, лопал, как ножом отрезало (с/с), хоть убей (с/с)

Будьте покойны, в смысле цвету, подикось сюда, накося

«Стакан»

Пущай

Хлебайте, приперлась, шваброй отзывает, отложил к черту, кокнул, тюкнули, паразит, морды, чертям, колбасится, щучий сын (с/с), суды закрючены, сволочам, по судам затаскаю (с/с)

Курей и утей, против арбуза сел (с/о), выкушал (с/о), стакашек (с/о), чаишко (с/о), наибольше (с/о), других нету, в гробе повертывается, ихний.

Об чем речь

«Собачий нюх»

Не пущает, пущай

Спёрли, плюну в морду (с/с), жеребцу, к свинья собачьим (с/с), пес с ней (с/с),сукин кот (с/с) и мазурик, зажилил, пропер, тюкнул, я смылся

Этаким, собачища (с/о),

«Не надо иметь родственников»

Не испужался, пущай

Друг ситный (с/с), сконфузился, сукинова сына (с/с), по городу роюсь, ах, твою семь-восемь (с/с), баста, плакали мои денежки (с/с), дарма ехать, сопляку

Обличность знакомая (с/о), еду до вокзалу, с родного дядю требоваешь (с/о), не делай ветру

«Баня»

Не выпущает, впущают

Скинет бельё, небось, залатаны, башку, сперли, ляпну, зазевался, батюшки-светы (с/с), дьяволы, дрянь, дескать

Житьишко (с/о), теперича (с/о), не зарадуешься (с/о), тую шайку, эвон (с/о), польт, обожди ( с/о), касаемо

Не слышишь, куда мыло трешь, которая в гривенник

«Рабочий костюм»

Впущают, не пущают

На костюм косятся, дескать, выперли из ресторана, дрянь костюмчик, цоп, на производстве прею, швейцар, собака, пожрать, котовасия, кричит в три горла (с/с), выпирает, в каталажку, брось трепаться (с/с), наблевал, по пьяной лавочке (с/с)

Взад вперед переодевать (с/о), хозяйчика (с/о)

Привыкши

«Богатая жизнь»

Ошалевший, со всеми расплевался, колбасятся, по два рубля отваливать, присобачить деньги, стряпает, сукин кот (с/с), сперли

Дружбишке (с/о), нуте-ка (с/о), наибольше (с/о), тысчонку

1 Зощенко М.М. Голубая книга. Рассказы/ Ил. И.А.Смирнова. - М.: Правда, 1989, стр.351 (рассказ «Беда»).

2 Зощенко М.М. Голубая книга. Рассказы/ Ил. И.А.Смирнова. - М.: Правда, 1989, стр.387 (рассказ «Баня»).

3 Зощенко М.М. Голубая книга. Рассказы/ Ил. И.А.Смирнова. - М.: Правда, 1989, стр.361 (рассказ «Аристократка»).

13

© 2010-2022