Конспект урока по рассказу А. П. Платонова

Тема:     «Животворящая жидкость»                Рассказ А.П.Платонова «Юшка»   Ход урока Эпиграф: Побеждай зло добром. Библия 1. Слово учителя. - Понравился ли вам рассказ А.П.Платонова «Юшка»? Какие вопросы возникли у вас во время прочтения?  (ответы учащихся) - К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе в 6 классе

Автор: Сейтнебиева Э.Ш.

Тема: «Животворящая жидкость»

Рассказ А.П.Платонова «Юшка»

Цели: расширение понятия «характеристика литературного героя», знакомство с понятием художественной детали; развитие формирований навыков вдумчивого чтения художественного произведения; развитие навыков работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, формирование умения находить художественную деталь в тексте; воспитание гуманности и толерантности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала

Методические приёмы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, самостоятельная работа, речевая характеристика.

Формы организации учебной деятельности на уроке: работа в парах, эвристическая беседа, индивидуальные задания с использованием ИКТ

Оборудование: портрет А.П.Платонова, мультимедийная презентация, ноутбук, рассказ «Юшка»

Ход урока

Эпиграф:

Побеждай зло добром.

Библия

1. Слово учителя.

- Понравился ли вам рассказ А.П.Платонова «Юшка»? Какие вопросы возникли у вас во время прочтения? (ответы учащихся)

- К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки. Да, именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, - Ефим Дмитриевич.

- Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий?

2.Словарная работа. Индивидуальное домашнее задание.

Юшка - это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.

Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.
Имя Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

И таким плодом у Андрея Платонова оказалась девочка-сирота, ставшая впоследствии врачом.

-Таким образом, какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? (Тему милосердия, сострадания к людям.)
- А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро. (ответы учащихся).
-Писатель Андрей Платонович Платонов призывал «любить людей всем теплом и светом своего сердца».

-Что это значит? Для чего это нужно? Давайте поразмыслим вместе над этими вопросами. Поможет нам в этом рассказ «Юшка».

Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нём?

3. Работа с текстом. (презентация)

-Ребята, используя текст, говорят о том, что Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены …

-Почему автор в описании особо выделяет его глаза?

Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Глаза - зеркало души, а душа у Юшки плачет.

- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним словом.

Записываем на доске предлагаемые слова-характеристики, дополняю этот ряд, если это необходимо:

СЛАБЫЙ, ЖАЛКИЙ, НЕКАЗИСТЫЙ, НЕВЗРАЧНЫЙ, ТИХИЙ, СКРОМНЫЙ, НЕЗАМЕТНЫЙ, КРОТКИЙ …

-А как вы понимаете слово КРОТКИЙ? Давайте к нему подберём синонимы.

Запись в тетрадь: кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность.

4.Работа со «Словарем русского языка» С.Ожегова.

В «Словаре русского языка» С.Ожегова: «Кроткий - незлобивый, покорный, смирный».

- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся к нему дети?

Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.

- Как вы понимаете слово терзать?

Запись в тетрадь: терзать, мучить, издеваться, истязать, тиранить.

В «Словаре русского языка» С. Ожегова представлены два значения слова:

1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

-Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему ещё больнее, толкали его и смеялись над ним).

- А как сам Юшка объясняет поведение детей?

5. Парная работа по карточкам на выбор.

Зеленая карточка.

Задание. Заполните таблицу ключевыми словами и фразами, а также сформулируйте ответ.

  1. Выпишите ключевые слова, которые передают внешность Юшки.

  2. Что говорил Юшка в ответ на издевательства детей? Выпишите ключевые фразы, которые он повторял.

  3. Как реагировал Юшка на издевательства детей? Выпишите ключевые слова-глаголы и ключевые словосочетания с главным словом - глаголом.

  4. Как Юшка относился к людям? А они к нему? Сформулируйте ответ.

Синяя карточка.

В диалоге Юшки и Даши выражается философская позиция главного героя. Он говорит: «Меня, Даша, народ любит…Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое». С чем вы согласны, а с чем - нет? Дайте ответ письменно и прокомментируйте.

6.Проверка работ по карточкам.

7. Работа над художественной деталью.

- Юшка говорит, люди забыли, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло?

(У них совсем другие ценности, для них главное в жизни - не любовь, а сытая жизнь.)

- Что в рассказе символизирует сытую жизнь?

(Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел веселый прохожий, можно предположить, тоже с сахаром, после того, как ударил Юшку.)

- Так почему же дети стали такими же жестокими, как взрослые?

(От взрослых они переняли представления о смысле жизни: главное, жить сыто и в достатке. Понятие любви в эти представления у них не входит.)

- Когда еще упоминается сахар?

(Юшка чай с сахаром не пьет, потому что деньги копит и каждое лето кому-то уносит в город.)

- Значит, в чем его смысл жизни?

(В самоотречении, самопожертвовании, в любви)

8. Итоги урока.

-Вернемся к эпиграфу. Согласны вы с этим высказыванием? Для чего это нужно?

(Это значит дарить душевное тепло; любить нужно людей такими, какие они есть. Юшка говорил: «Я по закону родился, я тоже всему свету нужен… А по надобности мы все равны». Любить нужно все, что живет на этой земле. Только так можно умножать добро в мире, победив зло)

- Юшка был беден, болен. Даже своего угла у него не было. Но он все-таки любил людей такими, какие они есть, подарил свет и тепло сироте, которая потом согрела своей любовью и осветила жизнь многих.

Рефлексия.

Прослушивание и исполнение песни «Твори добро» (музыка П.Глебова)

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Кому могу подарить я тепло своего сердца?»



© 2010-2022