- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по рассказу А. П. Платонова
Конспект урока по рассказу А. П. Платонова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сейтнебиева Э.Ш. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературе в 6 классе
Автор: Сейтнебиева Э.Ш.
Тема: «Животворящая жидкость»
Рассказ А.П.Платонова «Юшка»
Цели: расширение понятия «характеристика литературного героя», знакомство с понятием художественной детали; развитие формирований навыков вдумчивого чтения художественного произведения; развитие навыков работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, формирование умения находить художественную деталь в тексте; воспитание гуманности и толерантности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала
Методические приёмы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, самостоятельная работа, речевая характеристика.
Формы организации учебной деятельности на уроке: работа в парах, эвристическая беседа, индивидуальные задания с использованием ИКТ
Оборудование: портрет А.П.Платонова, мультимедийная презентация, ноутбук, рассказ «Юшка»
Ход урока
Эпиграф:
Побеждай зло добром.
Библия
1. Слово учителя.
- Понравился ли вам рассказ А.П.Платонова «Юшка»? Какие вопросы возникли у вас во время прочтения? (ответы учащихся)
- К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки. Да, именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, - Ефим Дмитриевич.
- Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий?
2.Словарная работа. Индивидуальное домашнее задание.
Юшка - это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.
Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.
Имя Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
И таким плодом у Андрея Платонова оказалась девочка-сирота, ставшая впоследствии врачом.
-Таким образом, какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? (Тему милосердия, сострадания к людям.)
- А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро. (ответы учащихся).
-Писатель Андрей Платонович Платонов призывал «любить людей всем теплом и светом своего сердца».
-Что это значит? Для чего это нужно? Давайте поразмыслим вместе над этими вопросами. Поможет нам в этом рассказ «Юшка».
Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нём?
3. Работа с текстом. (презентация)
-Ребята, используя текст, говорят о том, что Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены …
-Почему автор в описании особо выделяет его глаза?
Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Глаза - зеркало души, а душа у Юшки плачет.
- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним словом.
Записываем на доске предлагаемые слова-характеристики, дополняю этот ряд, если это необходимо:
СЛАБЫЙ, ЖАЛКИЙ, НЕКАЗИСТЫЙ, НЕВЗРАЧНЫЙ, ТИХИЙ, СКРОМНЫЙ, НЕЗАМЕТНЫЙ, КРОТКИЙ …
-А как вы понимаете слово КРОТКИЙ? Давайте к нему подберём синонимы.
Запись в тетрадь: кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность.
4.Работа со «Словарем русского языка» С.Ожегова.
В «Словаре русского языка» С.Ожегова: «Кроткий - незлобивый, покорный, смирный».
- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся к нему дети?
Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.
- Как вы понимаете слово терзать?
Запись в тетрадь: терзать, мучить, издеваться, истязать, тиранить.
В «Словаре русского языка» С. Ожегова представлены два значения слова:
1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.
-Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему ещё больнее, толкали его и смеялись над ним).
- А как сам Юшка объясняет поведение детей?
5. Парная работа по карточкам на выбор.
Зеленая карточка.
Задание. Заполните таблицу ключевыми словами и фразами, а также сформулируйте ответ.
-
Выпишите ключевые слова, которые передают внешность Юшки.
-
Что говорил Юшка в ответ на издевательства детей? Выпишите ключевые фразы, которые он повторял.
-
Как реагировал Юшка на издевательства детей? Выпишите ключевые слова-глаголы и ключевые словосочетания с главным словом - глаголом.
-
Как Юшка относился к людям? А они к нему? Сформулируйте ответ.
Синяя карточка.
В диалоге Юшки и Даши выражается философская позиция главного героя. Он говорит: «Меня, Даша, народ любит…Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое». С чем вы согласны, а с чем - нет? Дайте ответ письменно и прокомментируйте.
6.Проверка работ по карточкам.
7. Работа над художественной деталью.
- Юшка говорит, люди забыли, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло?
(У них совсем другие ценности, для них главное в жизни - не любовь, а сытая жизнь.)
- Что в рассказе символизирует сытую жизнь?
(Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел веселый прохожий, можно предположить, тоже с сахаром, после того, как ударил Юшку.)
- Так почему же дети стали такими же жестокими, как взрослые?
(От взрослых они переняли представления о смысле жизни: главное, жить сыто и в достатке. Понятие любви в эти представления у них не входит.)
- Когда еще упоминается сахар?
(Юшка чай с сахаром не пьет, потому что деньги копит и каждое лето кому-то уносит в город.)
- Значит, в чем его смысл жизни?
(В самоотречении, самопожертвовании, в любви)
8. Итоги урока.
-Вернемся к эпиграфу. Согласны вы с этим высказыванием? Для чего это нужно?
(Это значит дарить душевное тепло; любить нужно людей такими, какие они есть. Юшка говорил: «Я по закону родился, я тоже всему свету нужен… А по надобности мы все равны». Любить нужно все, что живет на этой земле. Только так можно умножать добро в мире, победив зло)
- Юшка был беден, болен. Даже своего угла у него не было. Но он все-таки любил людей такими, какие они есть, подарил свет и тепло сироте, которая потом согрела своей любовью и осветила жизнь многих.
Рефлексия.
Прослушивание и исполнение песни «Твори добро» (музыка П.Глебова)
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Кому могу подарить я тепло своего сердца?»