- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическое портфолио на конкурс
Методическое портфолио на конкурс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Прохорова А.Р. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как фактор повышения качества образовательного процесса»
Тот, кто не хочет прибегать
к новым средствам,
должен ожидать новых бед.
Френсис Бэкон.
Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает каждый учитель, когда приходит на урок.
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.
Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно представлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок.
Современный человек окружен таким количеством информации, которую он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XXI веке и означало введение новых методологий и стандартов в процесс. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно -ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества
- самостоятельной творческой деятельности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке .
При разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие учебной мотивации и познавательных компетенций учащихся, мы сталкиваемся с несоответствием уровня обучения ребят их реальным возможностям, низким уровнем мотивации, снижением или отсутствием интереса к предмету.
В этой ситуации считаю необходимым проведение диагностики уровня мотивации. «Замер» реального уровня речевой культуры моих учащихся позволяет определить основные направления: усвоение языковых норм, формирование коммуникативных умений и навыков, формирование культуры общения.
Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы.
Применяю на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности ИКТ,технологии проблемного обучения, творческого развития, развития критического мышления, формирования речевой грамотности.
Наряду с технологизацией учительской деятельности отдаю должное процессу ее гуманизации, что крайне важно в рамках реализации на уроке личностно - деятельностного подхода.
В соответствии с ФГОС в поиске наиболее результативного способа образовательных задач пришла к необходимости использования технологии проблемного обучения. Проблемное обучение позволяет показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, проблема, для решения которой ему необходимы новые знания те, что еще предстоит приобрести. Подсказываю новые источники информации, а порой просто направляю мысль учеников в нужное русло для самостоятельного вектора поиска. Использую следующие виды проблемных заданий: разрыв причинно - следственных связей; подход к расположению фраз (с известного факта): «Известно, что…», «Как объяснить тот факт, что …»; проблемное задание: «Как вы полагаете …»; конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть. Приемы: «Удивляй», «Отсроченная отгадка», «Фантастическая добавка», «Лови ошибку», «Вопрос к тексту».
Отмечаю ценность технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы, поэтому широко применяю структуры сингапурского обучения. Критическое мышление дает возможность ребятам активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Здесь незаменим кластер как технологический прием, который применяю на стадии вызова, рефлексии.
Кластер (карта понятий, карта-схема). Это способ графической организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум; дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; постараться построить как можно больше связей. (Например, в центре записывают слово «Предложение», а вокруг - все о ней).
Ожидаемый результат: сформированное умение мыслить логически, соотносить полученные знания с реализацией задач урока; грамотное осознанное выделение смысловых единиц текста (этот навык пригодится мне в дальнейшей работе с лингвистическим анализом текстом в старших классов при подготовке к итоговой аттестации).
Также использую Синквейн - быстрый и мощный, практически незаменимый для меня инструмент рефлексии. Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн - белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.
Вырабатываю у учащихся умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Правила написания синквейна таковы:
- на первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна;
- на второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
- на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;
- на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Сегодня метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучению моего предмета как к системе знаний о мире. Ожидаемый результат метапредметного обучения - развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести диалог. Бесценно в этом смысле использование аксиологического подхода в преподавании литературы. Он предполагает не только нахождение в художественном произведении ценностей высшего порядка, но и отношение к самому произведению как к ценности эстетического, духовного и нравственного уровней.
Используемая мной технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС. Применение этой технологии на уроках формирует у моих ребят навык чтения. Опыт разнообразных читательских переживаний развивает эмоциональную культуру, дает ориентиры нравственного выбора. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения.
В процессе обучения рождаются самые разнообразные индивидуальные и коллективные проекты. Метод проекта весьма продуктивен в рамках учебной и внеучебной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. В своей урочной и предметной внеурочной деятельности реализую программу развивающего обучения, базирующегося на концепции духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ).Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения - организация работы учащихся с помощью программно - педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель - класс - ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса .
Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Использование ИКТ позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогает и учителю повысить уровень своих знаний.
В работе использую готовые программные продукты, программы MS Office (Word, Power Point, Office Excel, Office Publisher и т.д.). Использую ЭОР на сайтах: eor-np.ru, school-collection.edu.ru/. Использую также и личный сайт: Учительский сайт/Прохорова Алена Ринатовна, multiurok/uchitelskii
Плоды своего труда вижу в успехах и достижениях моих ребят:
-
2013 г. - диплом участника X Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» (Татьянин день), посвященный памяти Т.А.Геллер. (Бикчурова Алия Ильгамовна)
-
2014г. - диплом победителя международной дистанционной олимпиады по русскому языку проект «Инфоурок». (Филлипова Юлия Александровна)
-
2014 г. - сертификат участника XI Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» (Татьянин день), посвященный памяти Т.А.Геллер (Сатдинова Эндже Фаритовна))
-
2014 г. -Дипломы второй степени Дистанционной олимпиады по русскому языку 6 класс (Сатдинова Гузалия Фаритовна, Бикчурова Зиля Ильгамовна)
-
2014 г. - диплом призера XI Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» (Павлова Мария Ринатовна)
-
2014 г. - Диплом призера Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку для 5-11 классов. (Калимуллина Раиля Ринатовна)
-
Ежегодно - сертификаты участников Всероссийской олимпиады по русскому языку «Русский медвежонок».
-
Ежегодно - сертификаты участников на научно-практических конференциях школьников имени Л.Н.Толстого.
Свой педагогический опыт представляю на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Ежегодно участвую на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах.
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.