Конспект урока по теме Буквы з - с на конце приставок (5 класс)

Тема: Буквы з - с на конце приставок. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Ключевые понятия темы: приставки, орфограммы – согласные буквы, глухой согласный, звонкий согласный Цель: овладение навыками правописания буквы з-с на конце приставки. Задачи: Общеучебные:понимать, объяснять, применять в конкретных условиях знания правописания буквы з-с на конце приставки Творческие: видоизменять слова, образовывать новые; систематизировать полученные вследствие наблюдения знания. Коммуникативные:  выс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме Буквы з - с на конце приставок (5 класс)Конспект урока по теме Буквы з - с на конце приставок (5 класс)Конспект урока по теме Буквы з - с на конце приставок (5 класс)Конспект урока по теме Буквы з - с на конце приставок (5 класс)Тема: Буквы з - с на конце приставок.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Ключевые понятия темы: приставки, орфограммы - согласные буквы, глухой согласный, звонкий согласный

Цель: овладение навыками правописания буквы з-с на конце приставки.

Задачи:

Общеучебные: понимать, объяснять, применять в конкретных условиях знания правописания буквы з-с на конце приставки

Творческие: видоизменять слова, образовывать новые; систематизировать полученные вследствие наблюдения знания.

Коммуникативные: высказывать согласие или несогласие при обсуждении, оказывать помощь партнеру по группе, формулировать свое мнение.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация «Правописание приставок на З и С».

Планируемый результат

Личностные умения:

- проявлять готовность и способность к выполнению норм

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;



Метапредметные умения

Познавательные:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель в текст, ключевые слова, текст в рифмовку, схему), владеть различными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).

Регулятивные:

Высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы, принимать решения в проблемной ситуации

Коммуникативные:

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Предметные умения

Правильно осуществлять выбор буквы з и с на конце приставки, уметь отличать приставки на -з и -с от сходных конструкций.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.

  4. Открытие нового знания

  5. Обобщение, систематизация, применение

  6. Итог урока

  7. Рефлексия, обратная связь

  8. Домашнее задание.

Этапы урока

Ход урока.

УУД

1. Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

Включение в деловой ритм, подготовка к работе.

Личностные УУД: готовность и способность к выполнению норм

2. Актуализация и це-леполагание.

- Ребята, а урок мы начнем необычно. Ваши одноклассники прочитали сказку, а теперь хотят её рассказать. Послушайте и подумайте о чем эта сказка, почему мы решили её рассказать..

Давным-давно в одном сказочном королевстве жила-была королева З. И были у неё прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными.

Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. На следующий день сёстры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил и очень обрадовались, когда вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. В этом городе жили глухие согласные во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:

- Что вам угодно?

- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.

- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии, вы должны поменять З на С.

Конечно, когда сёстры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.

С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.

- Ребята, о чём эта сказка?

(О приставках на З и С)

- Почему мы её вам рассказали?

(потому что тема урока «Правописание приставок на З и С»).

- Посмотрите ещё раз на тему и скажите, а чему вы хотите сегодня на уроке научиться?

- Какую цель вы поставите перед собой?

(узнать, когда на конце приставок пишется з, а когда с, уметь правильно писать приставки, оканчивающиеся на з и с.)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

3. Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Личностные УУД

1. устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

3.Планирование учебной деятельности.

-Ребята, давайте спланируем свою деятельность, как мы можем достичь поставленной цели?

( 1. Изучим новый материал.

2. Закрепим изученное.

3. Подведем итог.

4. Оценим себя.

5. Домашнее задание.)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Открытие нового знания.

- Давайте приступим. Если мы попали в сказку, тогда нам предстоят испытания, пройдя их, мы совершим много открытий. Узнать, какой результат вы получили при прохождении испытаний, вам поможет лист самооценки, где вы оцените себя, поставив соответствующие баллы.

- Скажите, какие знания и умения нам понадобятся, чтобы открыть новые знания?

(мы должны уметь находить приставку, отличать звонкие и глухие согласные)

- Сейчас вам нужно их применить.

- На доске слова: рассыпала, распушила, развеселилась, развесила, взмахнула, исчезла.

- Запишите слова, выделите приставки, подчеркните согласный, который стоит после приставки.

- Проверьте себя, оцените.

На доске слайд с правильным ответом.

- Ребята, посмотрите на согласные, которые вы подчеркнули. Попробуйте сделать вывод, когда на конце приставки пишется з, а когда с.

- Хорошо, а как вы себя можете проверить?

(по учебнику)

- Откройте учебник на странице 30, найдите правило, прочитайте. Верно сделали вывод?

- Итак, подведем итог. Какое знание мы открыли?

( в приставках на з и с перед звонкими согласными пишется з, перед глухими - с)

- Мы узнали новое правило, что теперь мы будем делать?

(применять его при выполнении заданий, выполнять задания).

- Что нам может помочь при выполнении заданий?

(алгоритм)

- Как вы предлагаете поработать, чтобы составить алгоритм?

(в парах)

- Проверка. Представители нескольких пар у доски представляют свои алгоритмы.

1. выделить ¬

2. подчеркнуть согл.

3. определить звонк или глух.

4. звонк. - з; глух. -с .


З ЗВОНК.

С ГЛУХ.

- Оцените себя.

- Чтобы лучше запомнить правило, есть рифмовки, стихотворения. Ребята вам расскажут.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз, из, через, раз и без,

Но если звук глухой согласный их встречает,

Мы пишем их всё время с буквой с.

Ты запомни, что приставки

Раз, из, воз, низ, без и чрез

Перед согласными глухими

Всегда меняют з на с.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель в текст, ключевые слова, текст в рифмовку, схему).

5.Обобщение, систематизация, применение



6. Физкультминутка

(в процессе предыдущего этапа)

- Алгоритм, модель помогут вам в выполнении заданий. Где мы найдем упражнения для выполнения?

( в учебнике)

- Как вы предлагаете поработать?

(вместе)

- Упр. 437, стр. 30, по одному слову.

- Не все поработали, но не расстраиваетесь, посмотрите на доску. Распределите слова на две группы.(интерактивная доска).

Бе..чувственный, бе…жизненный, ра…шевелить, и…чезнуть, ра…щелина, в…дыхать, бе…цельный.

- Кто считает, что может поставить себе баллы за работу, оцените себя.

- А теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы сделайте один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на -з, -с.

Листья, листья листопад,

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило:

Оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи»

- А теперь я вам приготовила задания потруднее на карточках, как вы предлагаете поработать?

( в группах)

Карточка.

Узнайте слово с приставкой, оканчивающейся на з или с по его лексическому значению, запишите его и объяснить написанное.

1. Тревожное состояние, волнение.

2. Слегка, ненадолго заснуть.

3. Закончить дело.

4. Не умеющий читать и писать.

5. Возобновить в своей памяти.

Ответы:

беспокойство

вздремнуть

сделать

безграмотный

вспомнить

- Ответы на доске, проверьте себя. Оцените свою работу.

- Ребята, какое слово в ряду написанных слов лишнее и почему?

(сделать, не смотря на то, что после приставки стоит звонкий согласный, пишется с)

- Почему?

(приставки з не бывает)

- Есть много таких слов. В учебнике на стр.31 в рамочке написаны такие слова, прочитайте.

На доске: Приставка С- в начале слова:

сбивать

сдача

свидание

сговор

сгореть

сделать

- Во второй рамочке слова прочитайте.

- Почему в этих словах мы пишем з?

(В этих словах буква з является частью корня)

З - часть корня

здание

здесь

здешний

здоровый

здоровье

- С такими словами мы еще поработаем на других уроках.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.

Регулятивные УУД

  1. принимать решения в проблемной ситуации



Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные УУД

1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).

7. Промежуточный контроль знаний.

- Ребята, выполним тест, проверим, насколько вы усвоили орфограмму «Правописание з и с на конце приставки».

Тест.

Вариант 1.

А1. В каком случае следует писать З?

1) во...хождение 3) во…соединение

2) и...бранник 4) и...следование

А2. Найти слово с приставкой на З и С.

1) растёт 2) разок 3) сбить 4) размельчить.

А3. В каком случае следует писать С?

1) бе..грамотный 3) во..кликнуть

2) и..вергать 4) во..гордиться.

А4. Найти слово, в котором допущена ошибка.

1) разход 3) раздвоение

2) чрезмерный 4) исподтишка.

А5. Найди «четвёртое лишнее» слово.

1) ра..копал 3) и..калечить

2) во..кликнуть 4) бе..людный.

Вариант 2.

А1.В каком случае следует писать З?

1) во..рождение 3) ..жечь

2) ра..сердить 4) чере..чур

А2. Найти слово с приставкой на З и С.

1) восток 2) воздух 3) здание 4) воззвание

А3. В каком случае следует писать С?

1) ра…носить 3) в…дыхать

2) ра..садить 4) бе…водный

А 4. Найти слово, в котором допущена ошибка.

1) изжить 3) исжарить

2) воспроизводство 4) иззябнуть

А5. Найди «четвёртое лишнее» слово.

1) в..лететь 3) во..стание

2) в..громоздиться 4) ра..мельчить

Ключ к тесту.


Вариант 1

Вариант 2

А1. 2

А2. 4

А3. 3

А4. 1

А5. 4

А1. 1

А2. 4

А3. 2

А4. 3

А5. 3

Регулятивные УУД

  1. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  2. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД

  1. структурирование знаний;

  2. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

8. Итог урока

Рефлексия, обратная связь

- Вот и закончились наши испытания. Что мы открыли на уроке, чему научились?

- Давайте посмотрим результат ваших испытаний. Возьмите оценочные листы, подсчитайте баллы и скажите, кто справился успешно, на каком этапе у кого-то возникли трудности, кому еще нужно поработать.

- Ребята, вы все дружно работали. Кому бы вы хотели сказать три спасибо за урок?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

9. Домашнее задание.

- Составьте кроссворд,

словарный диктант

или тест по теме «Правописание приставок на з и с».


Личностные УУД

1. устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;



© 2010-2022