- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Неопределенные местоимения
Урок по русскому языку на тему Неопределенные местоимения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковригина Н.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме «Неопределенные местоимения»
«Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».
(А. А. Реформатский)
Цель урока: познакомить обучающихся с разрядом неопределенных местоимений, их значением, употреблением в речи.
Задачи урока:
Обучающая: закрепление умения видеть местоимения изученных разрядов в тексте, употреблять их в речи, правильно писать;
Развивающая: формирование умения извлекать нужную информацию из различных источников и составлять опорные схемы; развитие аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
Воспитывающая: воспитание внимательного отношения к языку, культуры работы в парах, интереса к предмету «Русский язык».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы), здоровье сберегающие технологии развития критического мышления, создание ситуации успеха на уроке.
Методы и приёмы: беседа-приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов из беседы, метод иллюстраций - приём показа, обсуждение увиденного, игровые приёмы, метод самостоятельной работы.
Формы работы: устная, письменная; индивидуальная, работа в парах, общеклассная.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, плакат с разрядами местоимений, словарь
С.И. Ожегова, раздаточный материал, опорный конспект.
Ход урока:
I. Организационный этап
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
Я хотела бы сегодня урок начать с притчи. Послушайте её, пожалуйста. (Учитель читает притчу)
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу, «я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед ним ложку, кружку, свечу и спросил:
- Назови, что ты выбираешь из них?
- «Ложку», - ответил юноша.
- Произнеси это 5 раз, - попросил мудрец.
- Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, но она не станет пищей.
Надо….
- Что же надо было сделать юноше?
- Подумайте и скажите, пожалуйста, что же надо было сделать юноше?
(Элементарно нужно было протянуть руку и взять ложку, чтобы покушать и всё).
Спасибо…
- Вот так и сегодня на уроке надо взять ваши теоретические знания, которые у вас есть, которые мы получим на уроке и применить их на практике, т. е. совершить какие-то действия, для того чтобы в конце урока получить отличные оценки.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Местоимения» и познакомимся с ещё одним разрядом местоимений, но с каким, я пока не буду говорить, надеюсь, что вы сами мне в ходе урока сможете его назвать. Сейчас я предлагаю открыть тетради и записать дату, указать вид работы - классная работа.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
1. Словарная работа. (Запись в рабочую тетрадь) (Слайд №2)
Г…рой, род…на, к…м(мм)уникация, пр…зидент, к…нституция, н…род, пр…стор.
Проверка. (Слайд №3)
- Обратите внимание на те слова, в которых вы сделали ошибку. Дома, пожалуйста, вернитесь к этим словам и еще раз их запишите, но уже в тетрадь - словарик.
2. Фронтальный опрос по теме «Местоимение».
- Перед вами лежат кроссворды. Отвечая на вопросы, вы заполните их и определите ключевое слово, которое и будет являться названием нового разряда местоимений. (распечатка)
-
Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их? (местоимение)
-
Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет? (существительное)
-
Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях? (вопросительные)
-
Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного? (относительные)
-
Какое местоимение не имеет именительного падежа? (возвратное)
-
Какие местоимения изменяются по лицам? (личные)
-
Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже (нас)
-
Назовите возвратное местоимение (себя)
- Назовите ключевое слово (неопределенные) (Слайд №4)
3. Игра "Четвертое лишнее" с классом. (Слайд № 5, 6,7)
тебя
самый
его
такой
нас
всякий
тех
каждый
III. Этап изучения нового материала
- Ребята, скажите, пожалуйста, а какой раздел науки о языке изучает значение слова? (Лексика)
- Как вы понимаете значение слова неопределенный?
- Давайте посмотрим с вами значение слова «неопределенный» по толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова? (Индивидуальное задание)
(читает ученик: Неопределенный 1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый)
- Правильно ли вы дали толкование данного слова? (Запись в тетрадь словарной статьи) (слайд №8)
- Сколько значений у данного слова? Как называются такие слова? (многозначные). А слова которые имеют только одно значение, как называются? (однозначные)
-
Прочитайте выразительно стихотворение (слайд №9)
Три черных собаки на чём-то сидели,
Три чёрных собаки на что-то глядели,
Три чёрных собаки увидели что-то,
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за кем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
(Александр Львович Хургин)
- Назовите местоимения. Как вы думаете, к какому разряду можно отнести данные местоимения и почему?
-
Итак, запишем тему нашего урока: «Неопределенные местоимения» (слайд № 10)
Цели: (слайд № 11)
-
познакомиться с особенностями неопределенных местоимений;
-
научиться определять признаки местоимений;
-
научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.
Задачи:
- Формировать понятие об образовании, правописании и изменении неопределённых местоимений; закрепить умения правильно писать данные местоимения с предлогами, углубить знания учащихся по теме, показать роль местоимений в речи.
- Продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное.
- Воспитывать культуру общения в паре, уважение к чужому мнению.
IV. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
1. Работа с правилом. Учебник, стр. 80.
- Прочитайте теорию.
- Что, из того, что вы прочитали, показалось сложным, непонятным?
- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры словосочетаний с такими местоимениями. (слайд № 12)
* неопределенные предметы: кто-то, что-то
* неопределенные признаки: какие-то, какой-нибудь
* неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые (слайд № 13)
- Как образуются неопределенные местоимения? Приведите примеры. (Схема - слайд №14, 15)
- Как пишутся местоимения с приставками -не, -кое?
- Как пишутся местоимения с суффиксами -то, -либо, - нибудь? (слайд №16, 17)
Запомните: кое, либо, то, нибудь - дефис не позабудь! (слайд №18)
- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры. (слайд №19, 20)
- В чем особенность местоимений «некто», «нечто»? (Местоимение «некто» имеет форму только И.п., а «нечто» - только И.п и В.п.) (слайд №21, 22)
- Давайте попробуем сделать вывод, что же такое неопределенные местоимения?
Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Образуются от вопросительно-относительных при помощи приставок -кое, -не или суффиксов -то, -либо, - нибудь. Если есть предлог, то пишутся в три слова. (Слайд №23, 24)
V. Этап контроля и самоконтроля
1. Выборочный диктант (записать неопределенные местоимения)
Он был готов идти на край света, чтобы делать что-нибудь.
Жил некто человек безродный, одинокий, вдали от города, в глуши.
Ей казалось, что перед нею открывается нечто новое и широкое, чего она раньше не знала.
Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
Перед костром сидело несколько человек.
Через некоторое время дождь прекратился.
Кое с кем пришлось долго разговаривать.
2. Тестовые задания (распечатка)
1. Какое утверждение является верным?
Неопределенные местоимения
A. обозначают признак предмета по принадлежности
B. выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
C. указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
D. указывают на того, о ком говорят
2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение
A. Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. (Вдадимир Чивилихин)
B. Кто посмеется над струной?
Где скрыта память о Бояне? (Максим Рыльский)
C. Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. (Валентин Распутин)
D. С некоторых пор тропинка к этому дому совсем заросла. (Александр Пушкин)
3. Какое местоимение пишется раздельно:
A. какой(либо)
B. кто(то)
C. кое(у)кого
D. кто(нибудь)
4. Какое местоимение пишется в одно слово:
A. (не)кий
B. кое(с) кем
C. (кое)какой
D. скольких(нибудь)
5. Какое местоимение пишется через дефис:
A. как(будто)
B. (не)сколькими
C. чей(либо)
D. (подо) мной
6. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?
A. каким-то чудом
B. кто в лес, кто по дрова
C. взять себя в руки
D. только его и видели
Проверка (слайд №25)
VI. Этап информации о домашнем задании (Слайд №26)
Упражнение 473, пар. 66. Записать словарные слова в тетрадь - словарик.
На "5":
- составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.) или задания для игры "Четвертое лишнее";
- выписать из текстов художественной литературы 5 предложений с неопределенными местоимениями, указав название произведения и автора.
На «4»:
- выполнить морфологический разбор одного неопределенного местоимения из домашнего упражнения;
- составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.)
VII. Этап подведения итогов урока (оценки - обоснование) (Слайд №27)
VIII. Рефлексия (Слайд №28)
Оценочная карта урока (распечатка)
1. Подчеркни признаки, характеризующие данный урок:
-
отличный, интересный, захватывающий;
-
хороший, содержательный, заставляющий работать;
-
скучный, работа без интереса;
-
бесполезный, совсем не интересный.
2. Как изменилось твое настроение после урока?
-
не изменилось;
-
чувствую себя уверенно, ощущаю эмоциональный подъем;
-
ощущаю подавленность, упадок сил
6