Урок по русскому языку на тему Неопределенные местоимения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме «Неопределенные местоимения»

«Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».

(А. А. Реформатский)

Цель урока: познакомить обучающихся с разрядом неопределенных местоимений, их значением, употреблением в речи.

Задачи урока:

Обучающая: закрепление умения видеть местоимения изученных разрядов в тексте, употреблять их в речи, правильно писать;
Развивающая: формирование умения извлекать нужную информацию из различных источников и составлять опорные схемы; развитие аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
Воспитывающая: воспитание внимательного отношения к языку, культуры работы в парах, интереса к предмету «Русский язык».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы), здоровье сберегающие технологии развития критического мышления, создание ситуации успеха на уроке.

Методы и приёмы: беседа-приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов из беседы, метод иллюстраций - приём показа, обсуждение увиденного, игровые приёмы, метод самостоятельной работы.

Формы работы: устная, письменная; индивидуальная, работа в парах, общеклассная.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, плакат с разрядами местоимений, словарь

С.И. Ожегова, раздаточный материал, опорный конспект.

Ход урока:

I. Организационный этап

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Я хотела бы сегодня урок начать с притчи. Послушайте её, пожалуйста. (Учитель читает притчу)

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу, «я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед ним ложку, кружку, свечу и спросил:

- Назови, что ты выбираешь из них?

- «Ложку», - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз, - попросил мудрец.

- Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, но она не станет пищей.

Надо….

- Что же надо было сделать юноше?

- Подумайте и скажите, пожалуйста, что же надо было сделать юноше?

(Элементарно нужно было протянуть руку и взять ложку, чтобы покушать и всё).

Спасибо…

- Вот так и сегодня на уроке надо взять ваши теоретические знания, которые у вас есть, которые мы получим на уроке и применить их на практике, т. е. совершить какие-то действия, для того чтобы в конце урока получить отличные оценки.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Местоимения» и познакомимся с ещё одним разрядом местоимений, но с каким, я пока не буду говорить, надеюсь, что вы сами мне в ходе урока сможете его назвать. Сейчас я предлагаю открыть тетради и записать дату, указать вид работы - классная работа.

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

1. Словарная работа. (Запись в рабочую тетрадь) (Слайд №2)

Г…рой, род…на, к…м(мм)уникация, пр…зидент, к…нституция, н…род, пр…стор.

Проверка. (Слайд №3)

- Обратите внимание на те слова, в которых вы сделали ошибку. Дома, пожалуйста, вернитесь к этим словам и еще раз их запишите, но уже в тетрадь - словарик.

2. Фронтальный опрос по теме «Местоимение».

- Перед вами лежат кроссворды. Отвечая на вопросы, вы заполните их и определите ключевое слово, которое и будет являться названием нового разряда местоимений. (распечатка)

  1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их? (местоимение)

  2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет? (существительное)

  3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях? (вопросительные)

  4. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного? (относительные)

  5. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (возвратное)

  6. Какие местоимения изменяются по лицам? (личные)

  7. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже (нас)

  8. Назовите возвратное местоимение (себя)

- Назовите ключевое слово (неопределенные) (Слайд №4)

Урок по русскому языку на тему Неопределенные местоимения

3. Игра "Четвертое лишнее" с классом. (Слайд № 5, 6,7)

тебя

самый

его

такой

нас

всякий

тех

каждый

III. Этап изучения нового материала

- Ребята, скажите, пожалуйста, а какой раздел науки о языке изучает значение слова? (Лексика)

- Как вы понимаете значение слова неопределенный?

- Давайте посмотрим с вами значение слова «неопределенный» по толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова? (Индивидуальное задание)

(читает ученик: Неопределенный 1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый)

- Правильно ли вы дали толкование данного слова? (Запись в тетрадь словарной статьи) (слайд №8)

- Сколько значений у данного слова? Как называются такие слова? (многозначные). А слова которые имеют только одно значение, как называются? (однозначные)

  1. Прочитайте выразительно стихотворение (слайд №9)

Три черных собаки на чём-то сидели,

Три чёрных собаки на что-то глядели,

Три чёрных собаки увидели что-то,

Три черных собаки вскочили с чего-то,

Три черных собаки к чему-то подкрались,

Три черных собаки за кем-то погнались,

Но кто-то ни капельки не растерялся,

Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.

(Александр Львович Хургин)

- Назовите местоимения. Как вы думаете, к какому разряду можно отнести данные местоимения и почему?

  1. Итак, запишем тему нашего урока: «Неопределенные местоимения» (слайд № 10)

Цели: (слайд № 11)

  • познакомиться с особенностями неопределенных местоимений;

  • научиться определять признаки местоимений;

  • научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.

Задачи:
- Формировать понятие об образовании, правописании и изменении неопределённых местоимений; закрепить умения правильно писать данные местоимения с предлогами, углубить знания учащихся по теме, показать роль местоимений в речи.
- Продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное.
- Воспитывать культуру общения в паре, уважение к чужому мнению.

IV. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

1. Работа с правилом. Учебник, стр. 80.

- Прочитайте теорию.

- Что, из того, что вы прочитали, показалось сложным, непонятным?

- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры словосочетаний с такими местоимениями. (слайд № 12)

* неопределенные предметы: кто-то, что-то

* неопределенные признаки: какие-то, какой-нибудь

* неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые (слайд № 13)

- Как образуются неопределенные местоимения? Приведите примеры. (Схема - слайд №14, 15)

- Как пишутся местоимения с приставками -не, -кое?

- Как пишутся местоимения с суффиксами -то, -либо, - нибудь? (слайд №16, 17)

Запомните: кое, либо, то, нибудь - дефис не позабудь! (слайд №18)

- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры. (слайд №19, 20)

- В чем особенность местоимений «некто», «нечто»? (Местоимение «некто» имеет форму только И.п., а «нечто» - только И.п и В.п.) (слайд №21, 22)

- Давайте попробуем сделать вывод, что же такое неопределенные местоимения?

Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Образуются от вопросительно-относительных при помощи приставок -кое, -не или суффиксов -то, -либо, - нибудь. Если есть предлог, то пишутся в три слова. (Слайд №23, 24)

V. Этап контроля и самоконтроля

1. Выборочный диктант (записать неопределенные местоимения)

Он был готов идти на край света, чтобы делать что-нибудь.
Жил некто человек безродный, одинокий, вдали от города, в глуши.
Ей казалось, что перед нею открывается нечто новое и широкое, чего она раньше не знала.
Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
Перед костром сидело несколько человек.
Через некоторое время дождь прекратился.
Кое с кем пришлось долго разговаривать.

2. Тестовые задания (распечатка)

1. Какое утверждение является верным?

Неопределенные местоимения

A. обозначают признак предмета по принадлежности
B. выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
C. указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
D. указывают на того, о ком говорят

2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение

A. Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. (Вдадимир Чивилихин)
B. Кто посмеется над струной?
Где скрыта память о Бояне? (Максим Рыльский)
C. Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. (Валентин Распутин)
D. С некоторых пор тропинка к этому дому совсем заросла. (Александр Пушкин)

3. Какое местоимение пишется раздельно:

A. какой(либо)
B. кто(то)
C. кое(у)кого
D. кто(нибудь)

4. Какое местоимение пишется в одно слово:

A. (не)кий
B. кое(с) кем
C. (кое)какой
D. скольких(нибудь)

5. Какое местоимение пишется через дефис:

A. как(будто)
B. (не)сколькими
C. чей(либо)
D. (подо) мной

6. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?

A. каким-то чудом
B. кто в лес, кто по дрова
C. взять себя в руки
D. только его и видели

Проверка (слайд №25)

Урок по русскому языку на тему Неопределенные местоимения

VI. Этап информации о домашнем задании (Слайд №26)

Упражнение 473, пар. 66. Записать словарные слова в тетрадь - словарик.

На "5":

- составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.) или задания для игры "Четвертое лишнее";

- выписать из текстов художественной литературы 5 предложений с неопределенными местоимениями, указав название произведения и автора.

На «4»:

- выполнить морфологический разбор одного неопределенного местоимения из домашнего упражнения;

- составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.)

VII. Этап подведения итогов урока (оценки - обоснование) (Слайд №27)

VIII. Рефлексия (Слайд №28)

Оценочная карта урока (распечатка)

1. Подчеркни признаки, характеризующие данный урок:

  1. отличный, интересный, захватывающий;

  2. хороший, содержательный, заставляющий работать;

  3. скучный, работа без интереса;

  4. бесполезный, совсем не интересный.

2. Как изменилось твое настроение после урока?

  1. не изменилось;

  2. чувствую себя уверенно, ощущаю эмоциональный подъем;

  3. ощущаю подавленность, упадок сил

6


© 2010-2022