Урок литературы Пейзажная лирика в творчестве А. Фета и Ф. Тютчева

Урок литературы в 8 классе "Пейзажная лирика в творчестве А. Фета и Ф. Тютчева" обзорный.   Цели урока:   1). Расширить знания учащихся о биографии и творчестве поэтов  2). Развивать навыки создания и защиты проекта. Развивать интерес к поэзии Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета.  3). Воспитывать чувство ответственности в условиях работы в группе, любовь  и бережное отношение к природе, к книге, Задачи урока: 1. Образовательные: формирование у учащихся представление и близости лирического произведения к и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Поэты России 19 века. Пейзажная лирика в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А. Фета.

Цели:

1). Расширить знания учащихся о биографии и творчестве поэтов

2). Развивать навыки создания и защиты проекта. Развивать интерес к поэзии Ф.И.Тютчева и А.А. Фета.

3). Воспитывать чувство ответственности в условиях работы в группе, любовь и бережное отношение к природе, к книге,

Задачи урока:

1. Образовательные: формирование у учащихся представление и близости лирического произведения к изобразительному и музыкальному искусству;

2. Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, поэтической зоркости,

3. Развивающие: совершенствование умений учащихся по проведению анализа лирического произведения.

Эпиграф к уроку на доске:

Пойми живой язык природы -

И скажешь ты: прекрасен мир!

Иван Никитин

Ход урока

  1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас видеть. Начнём наш урок.

  1. Мотивация к уроку.

Учитель: Начать наш урок я хотела бы строками из стихотворения В. Чижова, которое непосредственно связано с темой нашего урока. Внимательно

  1. послушайте стихотворение

В природе столько красоты -
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь -

В природе столько красоты -
Сумей её сберечь!

Учитель: Какова тема стихотворения (описание красоты природы), основная мысль (идея) стихотворения? (Ответы детей: нужно беречь природу). Предположите, какой теме будет посвящён наш урок литературы? Прочитайте выразительно эпиграф к нашему уроку.

Работаем в группах. Перед вами рабочий лист. Запишите тему.

Рабочий лист

Тема урока:

Проблемный вопрос:

А.А. Фет и Ф. И. Тютчев - мастера ( ) лирики. Их известные стихотворения «Первый ландыш» и «Первый лист» о ( ). Произведения овеяны ( ) настроением.

1. Главные образы стихотворения, ландыш и листья, показаны живыми. Такой приём называется ( ). Например, у Тютчева ( ), а у Фета ( ).

В первых двух строфах Фет описывает ландыш, в третьей непосредственно сравнивает его с ( ). Особое настроение создаётся в стихотворении за счёт эпитетов. У Фета это ( ),

у Тютчева ( ).

2. Авторы используют возвышенную лексику. Фет прибегает к таким словам, как ( ),

Тютчев ( ).

Конкретные цветовые образы ( ) -

это тот необходимый фон и те жизненные условия, с которыми связано появление листьев в стихотворении Тютчева. У Фета нет конкретных цветовых образов. Цвет мы видим ассоциативно,

например, ( ).

Песенное начало придаёт стихотворениям лексический повтор. В стихотворении «Первый ландыш» это «первый», «весна-весенний», «дева-девственная», «вздыхает-вздох», а в стихотворении «Первый лист» это слова ( ).

3. Для передачи настроения поэты используют ( )

предложения. Фету важно не изобразить явления природы, а передать свои впечатления от них. И ландыш в его стихотворении становится не просто образом, а образом переживанием. Поэтому стихотворение Фета насыщено ими. За счёт этого стихотворение приобретает более ( ) ритм и эмоциональность. В стихотворениях есть похожие синтаксические конструкции. Это «о, первых листьев красота» в стихотворении Тютчева и ( ) в стихотворении Фета. Для создания определённого ритма и Тютчев, и Фет используют инверсию, например( ).

Вывод по сопоставлению:

Идея стихотворений:

Ответ на вопрос:

У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с наступлением того или иного времени года.

Перед вами картины русских художников, изображающих зимний пейзаж: К.Коровин «Зимой», Л.Каменев «Зимняя дорога», Н.Крымов «Зимний вечер», «Февральская лазурь». Посмотрите, как непохожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал одно время года - зиму.

Я предлагаю вам послушать музыку и включить своё воображение. Звучит музыка Чайковского «Времена года. Композитор написал о всех временах года, послушайте ещё одну композицию.

Какие картины природы вы представляли, слушая музыку? (весна)

Вы прослушали Чайковского «Времена года. Весна»

А как называются картины природы в художественном произведении? (пейзаж)

Природа была и остаётся главной темой композиторов, художников и, конечно, поэтов.

Фета и Тютчева считают мастерами пейзажной лирики.

Эти талантливейшие поэты второй половины XIX века от внешнего мира, социальных проблем уходят в глубинные переживания души, обращаясь к возвышенным чувствам, красоте, которая, по их мнению, разлита в природе.

Ребята. Сегодня мы работаем в группах. Класс делится на 2 группы

1)Страница первая «Биография и творчество».

Группа знакомится с биографией, выбирает биографа, который рассказывает о жизни писателя.

БИОГРАФИЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ТЮТЧЕВА

Ф.И.Тютчев родился в Орловской губернии (23 ноября 1803, в селе Овстуг, , умер 15 июля 1873, в Царском Селе). Русский поэт 19 века, дипломат, публицист. Творческий путь Тютчева начался очень рано. Уже в 12 лет он переводил древнегреческих поэтов. Ф. И.Тютчев прожил долгую и интересную жизнь, умер он, не дожив всего 4,5 месяца до 70-летнего юбилея. Дом не сохранился. В наши дни восстановлен дом, в котором открыт музей Ф. И. Тютчева. Здесь протекали детские годы Фёдора Ивановича Тютчева Осенью 1819 года шестнадцатилетний Федор Тютчев поступил в Московский университет на словесный факультет. По окончании университета Ф. И. Тютчев 22 года работал дипломатом в Германии и Италии Творчество Тютчева всегда было очень тесно связано с европейской культурой.

За границей Федор Иванович скучал о русской природе, поэтому он писал стихи о Родине, о природе. Писал о восходе и закате, майской грозае, о временах года. В его стихах показана связь человека с миром природы, Вселенной.

Последние годы жизни жил в Петербурге, умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге, на кладбище Новодевичьего монастыря.

Не без участия А. С. Пушкина пришла поэтическая слава к Тютчеву. Первые его стихи появились в Пушкинском журнале «Современник» в 1836 году. Всего же Тютчевым опубликовано 395 стихотворений, сделавших его величайшим поэтом России. Несмотря на то, что долгие годы Тютчеву пришлось жить вдали от родных мест, большая часть его стихов обращена к России, к русской природе, которую он с детских лет воспринимал как нечто таинственное, живое. В декабре 1852 года Тютчев вновь приехал в Овстуг. Здесь он в стенах родного дома с близкими встречал Новый 1853 год. Возможно, что стихотворение Чародейкою зимою написано в ночь под новый год.

Весна - любимое время года Ф. И. Тютчева. Немало стихотворений стихотворения Фёдор Иванович посвятил весне. («Весенние воды», «Весенняя гроза»)

. БИОГРАФИЯ Афанасия Афанасьевича Фета ( 1820- 1893 гг)

Афанасий Афанасьевич Фет так же, как и Фёдор Иванович Тютчев, родился на Орловской земле, в селе Новосёлки, которое находилось в семи верстах от города Мценска, на берегу реки Зуши.

Тургеневское родовое гнездо и родительское имение Фета находились по соседству. Кроме того, Фет и Тургенев были хоть и в дальнем, но всё-таки родстве, более 30 лет их связывали дружеские отношения.

Афанасий Фет оставил нам воспоминания, посвятив орловским главам своей жизни целую книгу «Ранние годы моей жизни».

А. А. Фет родился в 1820 году, прожил 72 года, из них 31 год - на Орловщине. Умер в Москве и завещал похоронить себя на родной земле, на кладбище, где покоятся его отец и мать - это в селе Клеймёнове

Все 30 лет жизни А. А. Фета на Орловщине проведены в деревне: вначале в родительской усадьбе Новосёлки (с этими местами связаны воспоминания детства). Фет рос пытливым, мечтательным ребёнком, летом его тянуло в лес, на речку, ловить рыбу. С деревенскими ребятишками ходил по грибы, лазил по деревьям, лихо скакал на неосёдланной лошади. Деревенская жизнь развила в нём любовь к родной природе, ко всему необыкновенному. Этому способствовали сказки, которые мальчик слушал от крепостных девушек. В зимние вечера девушки при свечах пряли пряжу, пели грустные песни, а то вдруг начинали припоминать разные страшные истории о чертях, ведьмах, леших, домовых, русалках. Мальчик слушал, затаив дыхание: он всё принимал за правду…

Став взрослым, он строит свою усадьбу - Степановку. Он энергично принялся хозяйничать, жил в деревне безвыездно, лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. Навсегда остался предан прелестям деревенской жизни. Хозяином Фет оказался превосходным.

К сожалению, имение Фета уничтожила война.

Орловская земля, безбрежные просторы, перелески и рощицы, задумчивые речушки, прозрачный воздух, звёзды ночью тронули тайные струны в его душе, и этой красоте он пропел свои лучшие песни. Написал много стихотворений о природе, о явлениях природы : «Весенний дождь», «Это утро, радость эта» ,»Майская ночь»,«Я пришёл к тебе с приветом…»

- Гимнастика для глаз

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

А теперь посмотрим вниз -

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно -

Расслабление приятно.

Обобщение .

-В дворянских усадьбах родились великие поэты . Ф.Тютчева и А.Фета называют поэтами-близнецами .Они не создали бы своих шедевров, если бы не любили родную природу, не стремились через ее образы выразить свои чувства, настроение.

2)Страница вторая «Стихи поэтов о весне».

Вам предстоит сегодня, читая стихотворения Фета и Тютчева, увидеть в них душу природы, услышать ее язык, почувствовать всеобъемлющую любовь и проникнуться ответным чувством. Прислушайтесь!

Прослушаем стихотворения и поделимся первым впечатлением. Звучит аудиозапись стихотворений

О чём эти стихотворения?

Что их объединяет? (тема весны)

А с чем у поэтов ассоциируется весна?

Назовите художественные образы стихотворений. (ландыш, листья)

А по каким критериям ещё можно сопоставить стихотворения?

Выразительные средства.

Работа с рабочими листами.

Перед вами текст с пропусками. Анализируя стихотворения по данным критериям, вы должны будете заполнить пропуски, а, следовательно, сопоставить стихотворения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в стихотворениях «Первый ландыш» А.Фета и «Первый лист» Ф.Тютчева много общего. Давайте назовём общие черты:

Жанр (пейзажная лирика)

Тематика (природа, весна)

Художественно-изобразительные средства (олицетворение, эпитеты)

Лексика (возвышенная)

Синтаксис (восклицательные предложения)

Мы поработали с образами и художественно-изобразительными средствами языка, всё это поможет нам понять идею стихотворения.

О чём стихотворение? (о весне)А что происходит весной? ( весна - это символ молодости и жизни.

всё просыпается, обновляется, перерождается)

Тогда скажите, только ли о природе эти стихотворения? (состояние лирического героя, радость души, связанная с приходом весны)

И Тютчев, и Фет не рассматривают природу отдельно от человека. Для них важна гармония души человека и природы.

Так какова же идея стихотворения?

Идея стихотворения - обновление жизни.

Фету важно не фотографически точно изобразить явления природы, а передать свои впечатления от них. Докажите? И ландыш в его стихотворении становится не просто образом, а образом переживанием.

Тютчев более глобально подходит к описанию весны: Докажите. обновление жизни завершено, оно неизбежно - в этом оптимистичный финал. Всё идёт своим чередом в этой жизни. Умирание сменяется зарождением нового.

Выделим отличие:

У Фета образ цветка конкретен. Маленький цветок, пробившийся сквозь снег, выступает символом весеннего преображения природы и обновления чувств человека

Однако у Тютчева, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, идёт зарождение новой жизни, некую волшебность этого действа. И кажется, что всё это может растаять, как дым, но в конце стихотворения утверждается, что это не так "не встретишь мёртвого листа". Обновление жизни завершено, оно неизбежно Давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.

Почему Фета и Тютчева называют поэтами-близнецами? (у них, как поэтов, много общего)

Действительно, близнецы внешне похожи, но ведь они имеют разные характеры, разное восприятие мира.

Во всём ли похожи поэты? (разное мироощущение)

Однозначного ответа мы не можем дать на поставленный вопрос.

Выполнение тестовых заданий.

Тест «Пейзажная лирика Федора Тютчева и Афанасия Фета».

1. К какой жанровой группе относятся стихотворения Тютчева и Фета?

а) Пейзажная лирика

б) Любовная лирика

в) Философская лирика

2. Какую роль играет природа в творчестве Тютчева и Фета?

а) Служит фоном

б) Передает душевное состояние лирического героя

в) Живое, разумное существо

3.Какой художественный приём используют поэты, рисуя природу как живое, разумное существо?

а) антитеза

б) олицетворение

в) анафора

4. В стихотворении «Первый лист» Ф. И. Тютчев в строчке «полупрозрачною, как дым»

использует:а) эпитет

б) олицетворение

в) сравнение

5. Выберите верные утверждения:

а) В стихотворениях Ф. Тютчева и А. Фета природа - живая. Она наделена качествами и способностями человека.

б) Природа может научить человека терпению

в) В стихотворениях «Первый ландыш» и «Первый лист» настроение - печальное, трагическое.

6. Как называются определения «воздушной зеленью», «мёртвого листа», «душистой чистоте», «робкий вздох», несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку и создающие в стихотворении особый настрой?

а) метафора

б) эпитет

в) литота

Подведение итогов урока.

Таким образом, сегодня на уроке мы с вами рассмотрели, как изображаются времена года в поэзии, музыке, живописи. Мы увидели, что в поэзии удивительно сочетаются изобразительные и музыкальные начала. Рассмотрели символику образа и трепетность интонации, тонкий ритмико-музыкальный строй стихотворений Фета и Тютчева

Рефлексия.

Дерево успеха.

Урок литературы Пейзажная лирика в творчестве А. Фета и Ф. Тютчева.Урок литературы Пейзажная лирика в творчестве А. Фета и Ф. Тютчева.Урок литературы Пейзажная лирика в творчестве А. Фета и Ф. Тютчева.Урок литературы Пейзажная лирика в творчестве А. Фета и Ф. Тютчева.

Красный - знаю отлично

Зелёный - знаю хорошо

Коричневый- знаю удовлетворительно

Домашнее задание:

  1. Учить стихи наизусть.

  2. Найти стихи о природе других русских поэтов.



11


© 2010-2022