Разработка урока на тему

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Письмо – это связь между людьми, между прошлым и будущим. Оно характеризует человека, написавшего его. Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. В письмах мы советуем, утешаем, спорим. Письмо – это отражение вашей культуры, вашей воспитанности. Авторы каждого письма высказывают свои мысли и чувства, свое отношение к людям, к которым обращались. Цель ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Письма нас согревают теплом…

Цель: 1) формирование навыков написания письма, культуры общения;

2) развитие письменной речи учащихся;

3) нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: конверты, образцы писем, толковый словарь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о письмах, о правилах их составления, о их разновидностях, научимся писать письма.

(В тетрадях учащиеся записывают число, тему)

  1. Формирование новых умений и навыков.

Какое в них (письмах) богатство

чувств и мыслей.

Ю. Бондарев.

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Что же такое письмо? Обратимся к толковому словарю С.И.

Ожегова.

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Письма бывают разные: письмо - пожелание, письмо - поздравление, письмо родителям, письмо в газету (показываю разные виды писем).

- Жанр письма принято называть эпистолярным, то есть относящийся к частной переписке, к письмам. В старину издавались письмовники, учившие составлению писем. Письмо - это связь между людьми, между прошлым и будущим. Оно характеризует человека, написавшего его.

  • А чем отличаются слова «адресант» и «адресат».

Адресат - тот, кому адресовано письмо, а адресант - тот, кто пишет.

  • А что такое конверт?

Конверт - заклеивающаяся бумажная упаковка для писем. (пока-

зываю конверт, марки, как заполняется).

- А как вы думаете, можно ли заменить письмо телефонным разговором? (Разговор по телефону требует краткости, а в письме можно писать обо всем подробно, можно многое сказать. В письме слова нужно обдумывать, подбирать.)

- Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. В письмах мы советуем, утешаем, спорим. Вот мы и заговорили о стиле письма. Давайте подумаем, в каком стиле мы могли бы написать письма?

- Если письмо - это общение, беседа, значит, должен использоваться разговорный стиль. Если письмо в стихах, то там есть юмор, метафора, эпитеты. Значит, письма могут быть написаны и в художественном стиле. Просьба и не очень приятное сообщение требует особых, деликатных слов. Надо всегда думать о том, какое настроение создаст ваше письмо у адресата. (Запись в тетрадь стилей писем).

- С чего же начинаются письма? Они начинаются с приветствия, с обращения. В письме не должно быть места пренебрежительности, неуважения. Помните, что письмо - это отражение вашей культуры, вашей воспитанности. Далее в письмах пишут сначала о главном, а потом о том, что кажется автору второстепенным.

- А нужна ли дата под письмом? Очень важно знать, когда оно написано. Указание даты принято считать знаком уважения к адресату. В жизни она может сыграть разные роли. Вы указали дату, поставили подпись и вдруг вспомнили: забыли что-то сообщить. Смело продолжайте! Для такого продолжения есть особое обозначение - P. S. (постскриптум - с латинского «после написанного» - приписка к оконченному и подписанному письму).

- Авторы каждого письма высказывают свои мысли и чувства, свое отношение к людям, к которым обращались.

Алгоритм написания письма.

  1. Обращение.

  2. Основное содержание письма.

  3. Вопросы адресату, просьбы, пожелания.

  4. Прощание

  5. Подпись, дата и место написания.

(Запись алгоритма в тетрадь)

  • А теперь я хочу представить вашему вниманию образец письма.

Письмо ветерану Великой Отечественной войны.

Ветеран … Каждый воспринимает это слово по-разному. Когда я вижу пожилого человека с наградами на лацкане пиджака - за подвиги в той войне, то испытываю двоякие чувства. С одной стороны - грусть, потому что сколько слез, горя, боли, отчаяния пришлось им пережить. А с другой стороны - радость, гордость за этих людей, которые освободили Родину, иногда, ценой своей жизни от захватчиков. В своем письме я хочу выразить тебе, Ветеран, благодарность за жизнь под мирным небом.

Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много унесла река времени с тех пор. Заросли окопы, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой двадцать второе июля тысяча девятьсот сорок первого года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Особенно для тебя, Ветеран, когда ты пошел на фронт добровольцем за свою родную страну, прекрасно осознавая, что можешь не вернуться домой.

Сколько бед, лишений пришлось тебе пережить, сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и свой народ. Это «черное воскресенье» враз перечеркнуло множество планов, надежд, прекрасных мирных порывов. Сколько родных, полковых товарищей ты потерял.

Для меня слово «война» обозначает что-то далекое, что-то неизведанное, и поэтому не вызывающее горьких воспоминаний, ужаса. Для тебя война - это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки солдат, это последний сухарь во взводе, разделенный на пятерых. А для родных, ждущих тебя, - это письма, которые ждут и боятся получить, особая любовь к жизни, добру и жгучая ненависть к злу и смерти. Война - это погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия.

Самыми обездоленными в годы войны были дети. А Т. Твардовский пишет: «Дети и война - нет более ужасного сближения вещей на свете». Часто совсем еще дети были разведчиками в партизанских отрядах, пытались помогать бойцам. В. Радкевич в «Балладе о банке варенья» пишет:

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Наравне с юношами воевали и девушки. Многие из них не вернулись. Война отняла у детей дом, материнскую ласку, Родину, свободу, детство, а иногда и жизнь. И я хочу поклониться тебе до земли за то, что у меня все это было и есть. А за это ты заплатил своей кровью и жизнью.

Наверное, по ночам тебе до сих пор снятся картины жесточайших боев, вой снарядов, грохот орудий, взрывы бомб, крики и стоны раненых и умирающих товарищей, которых ты помнишь поименно. Просыпаясь, ты понимаешь, что все уже прошло, но переживаешь, как будто это было вчера.

Для детей, играющих в войну, - это лишь романтика и подвиги, у них нет той памяти, что есть у тебя. Они не знают, что за романтикой скрывается грязная, страшная, неприглядная сторона, которую им, я надеюсь, никогда не придется узнать.

Ты научился ценить то, на что мы не обращаем внимание, что в мирные дни становится обыденным: случайно увиденная на улице улыбка, теплый весенний дождик, отблеск фонарей в лужах, смех ребенка. Ты научился ненавидеть фальшь, трусость, ложь, равнодушие.

Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу - подвигу народа в Великой Отечественной войне - суждено остаться в Истории. Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти. Война всегда нас будет волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться. Д. Самойлов пишет:

…Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег лежит и пасть не может.

Все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остается среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. Постепенно стареющий, теряющий здоровье и силы, ты живешь не так, как заслужил. Кто же теперь наш солдат - победитель в войне или жертва войны? Сколько еще должно минуть лет, уйти из жизни ветеранов, чтобы мы смогли отдать им дань памяти и уважения. Ведь каждый из вас - это истинный патриот, совершивший то, что было возможным, а если требовалось, то и невозможное.

Да, сделали все, что могли,

Кто мог, сколько мог и как мог.

… Да, каждый был ранен, контужен…

…И лично отечеству нужен,

И лично не будет забыт.

Б. Слуцкий

Во время войны есть больше возможности для раскрытия человека, тут уж не соврешь. Люди на войне всегда на грани, за секунду, за полшага до смерти .Ты прошел великий путь и встретил день Победы, до которого надеялись дожить все, но этому не суждено было случиться. Каждый из вас не забыт, вас помнят и чтят память о совершенных подвигах.

Вот уже шестьдесят лет мы живем без войны, благодаря тебе, Ветеран. Но забывать о ней мы не имеем права. Война не должна повториться. Люди хотят жить в мире. И мы не устанем благодарить тебя за дарованную нам жизнь без грохота орудий, свиста пуль, за мирную жизнь.

А закончить свое письмо я хотела бы стихотворением А.Т. Твардовского:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.


  1. Итог урока.

  • Какую роль играют в нашей жизни письма?

  • Какие бывают письма?

  • Каков алгоритм написания письма?

  • Что такое постскриптум?

  1. Домашнее задание.

Написать письмо другу, родителям, ветерану, знакомому и так далее.



Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением

английского языка №1

г. Буденновска












Урок - конкурс

по теме: Письма нас согревают теплом.




Учитель:

Алексеева Ирина

Сергеевна

Класс: 6 В







2008 г.

© 2010-2022