Авторская рабочая программа элективного курса по литературному краеведению Отчий край

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Каминская средняя общеобразовательная школа»

Принято педагогическим советом МКОУ УТВЕРЖДАЮ

Каминской СОШ Директор МКОУ

Протокол от « » августа года Каминской СОШ

№______ Ю.В. Ольховик

---августа 201__ года №



Авторская рабочая программа элективного курса по литературному краеведению «Отчий край»

Составитель:

Рак Н.А, учитель русского

языка и литературы

первой квалификационной

категории

МКОУ Каминской СОШ

с. Кама

2015 г

Пояснительная записка

На уроках русского языка и литературы уделяется огромное внимание коммуникативной подготовке и формированию нравственных понятий, характеризующих моральный облик человека, его отношение к себе, к окружающим, к миру в целом. На уроках литературы дети учатся любить ближних, делать добро, любить свою Родину, край, где они родились и растут.
Поэтому необходимо введение в преподавание литературы в старших классах элективного курса по литературному краеведению.
Знания и умения, получаемые учащимися в процессе обучения, позволяют им многое понять в литературной истории края, глубже познакомиться с произведениями писателей, впитать в себя те нравственные ценности, которыми авторы наделяют своих положительных героев.
Работа на занятиях углубляет знания детей, позволяет развить их способность к общению, учит работе в группе, совершенствует слух и речь,
развивает познавательную активность учащихся, учит умению сопоставлять факты, анализировать их, делать выводы, самостоятельно выражать свою точку зрения.
Таким образом, включение данного элективного курса в программу обучения ребят представляется целесообразным и желательным.

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.

Изучение литературных традиций родного края сегодня очень актуально и невозможно без систематического чтения художественных произведений.

Данный элективный курс рассчитан, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей.

Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по теории литературы, стилистике. Кроме того, курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Девятиклассники зачастую плохо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.

Элективный курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах.


  1. Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с Куйбышевским районом, селом Кама Куйбышевского района Новосибирской области.


  2. В содержании курса отражаются события жизни известных писателей, связанных с нашим краем, а также имеющие прямое или косвенное отражение в их произведениях отечественной истории .В курс включены произведения современных куйбышевских писателей Н.Е. Бурдыко, В.М. Рязанова, Г.К. Рудько, О. Б. Игошиной.


Элективный курс «Отчий край»


  • включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов;

  • способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;

  • формирует у учащихся высокую гражданскую позицию;

  • способствует воспитанию речевой культуры школьников.



Главная цель курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:


  • просветительская (приобщение к литературному творчеству);


  • агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска);


  • эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы);


  • лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников);


  • обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).



Автор программы предполагает, что курс поможет достичь более высоких знаний по предмету, будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
В процессе освоения курса предполагается:

  • знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка;

  • освоение элементарных знаний по истории и теории литературы;

  • знакомство с биографическими данными писателей родного края;

  • изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.


Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения об отчем крае,

нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.
Целесообразно применять разнообразные формы занятий:


  • выразительное чтение, собеседование;


  • уроки-лекции, уроки-семинары, уроки -конференции;

и другие формы, направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.



Программа продолжает формировать у учащихся умения и навыки, сформулированные в общегосударственной программе по литературе:


  • правильное и выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов;


  • умение определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, фабулу, композицию и архитектонику, характеризовать героя, выделять эпизоды, то есть анализировать это произведение;


аргументированно оценивать ответ одноклассника, давать самооценку себе;

  • определять авторскую позицию, уметь формулировать свою;

  • формировать навыки активного слушания, основные навыки ведения беседы, дискуссии.



Программа опирается на межпредметные связи.

Система творческих заданий:


  • выразительное чтение художественного произведения;


  • сопоставительный анализ художественного произведения;


  • защита исследовательского проекта;


  • отзыв и рецензия;

  • сочинение.


Элективный курс «Отчий край» рассчитан на 17 часов в 1 полугодии в 9 класссе.


Учебные задачи для учащихся:


  • школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;


  • уметь давать самостоятельную оценку изученным произведениям;


  • освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения

художественных произведений;


  • уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями;

  • писать отзывы;

  • уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.



В «Очерках об исчезнувших поселениях Куйбышевского района «Жила-была деревня»» Н. Г. Бурдыко пишет: «У каждого человека любовь к родному краю проявляется по- своему. В основе этого чувства - глубоко осознанный выбор : не искать доли в чужом поле, а жить и трудиться на земле дедов и отцов, хранить ее лучшие традиции, своими руками, разумом и талантом создавать новые материальные, интеллектуальные и духовные ценности.

В условиях перехода на новые стандарты образования с их требованиями насыщения воспитательным компонентом всю систему деятельности школы не может не волновать вопрос о содержании системы ценностей и способах их формирования.

В данной программе мы будем опираться на такие художественные тексты куйбышевских авторов. Программа не претендует на всеохватность в силу необъятности темы, но намечает пути изучения нравственных проблем. Все это обусловливает актуальность и новизну курса «Отчий край».

Литературное краеведение, становясь одним из стержней регионализации образования, может входить в цикл интегрированных уроков. Когда мы говорим о нравственном мире ребенка, то имеем в виду его отношение к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе. Это основание и легло в основу выделения смысловых блоков данного курса.

Литературное краеведение становится неотъемлемой частью познания мира природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве. Изучение творчества куйбышевских поэтов, живущих в наши дни, является весьма интересным. Исследование лексики, выявление характерных черт стиля каждого из поэтов способствуют развитию интереса к краеведческой работе, умению сопоставлять факты и делать выводы, стилистически правильно излагать результаты собственных наблюдений.


Основная цель преподавания курса «Отчий край» по литературному краеведению:

- пробуждение в читателях глубочайших истоков личной духовности через сочувствие и поиск ответов на вечные вопросы в процессе знакомства с художественными текстами куйбышевских авторов;

- создание условий для развития образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- раскрывать своеобразие изображения русского национального характера в текстах куйбышевских авторов;

- сопоставлять точки зрения куйбышевских писателей с ценностями православной культуры;

- выделять мотивы, проблематику и образы, созвучные традициям русской классической литературы;

- совершенствовать навыки исследовательской работы;

- развивать творческие способности учащихся.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Продолжительность реализации программы 17 часов в 1 полугодии

Программа рассчитана на 17 занятий. Режим занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу в 1 полугодии. Количество обучающихся 10 человек, возраст 15-16 лет.

Формы контроля в ходе занятий курса:сочинение, исследовательские проекты.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ «ОТЧИЙ КРАЙ»

Введение (1 ч)

1Предмет курса. Основные понятия и определения. Литературное краеведение. Характеристика учебной и научной литературы по курсу.

Отчий край (15 ч).

1.Наша малая родина.(1ч)

Знакомство с «Краткими очерками об исчезнувших деревнях. Жила-была деревня» Н.Г. Бурдыко. Большая и малая Родина.

Первые поселения на нашей малой Родине. Заселение Куйбышевского района.

2.Каминская волость.(1ч)Глава шестая. Деревня Коноваловка. Глава седьмая. Село Ефремовка. Глава восьмая. Деревня Кузнецово.

Глава девятая. Поселок Новороссийский. Глава десятая . Деревня Микушино. Глава тринадцатая. Деревня Клявино.

Глава четырнадцатая. Деревня Соскуль, хутор Баской и Макарова заимка. Глава шестнадцатая. Деревня Красногорка.

Гляденский поселок. Глава семнадцатая. Деревня Верх-Урез. (Пичуган). Глава восемнадцатая. Деревня Микушина Заимка.

Глава девятнадцатая. Кирпичаковский поселок.

3.В.М. Рязанов. Смысловые значения некоторых нерусских географических названий Куйбышевского района, характерных

для всей Барабы.

4.Проект «Топонимы и микротопонимы окрестностей села Камы Куйбышевского района Новосибирской области.

5.Н.Е. Бурдыко. О малой родине, о жизни, о работе. Книга первая. Записки народного судьи. Обзор первой главы

«Становление Советской власти на селе» (1.Органы власти на селе до революции.

  1. Создание первого Совета в Каминской волости. 3. Успех и поражения партизан Каминской волости. Зверства карателей.

6.Развитие речи. Сочинение о памятнике истории местности «Тем, кто погиб, защищая Родину».

Село Кама в годы Великой отечественной войны (3 ч).

7. .Н.Е. Бурдыко. О малой родине, о жизни, о работе.. Записки народного судьи.

Часть вторая. Автобиографические страницы. Глава 8 .Война. 1. Начало войны.2. Жизнь в условиях военного времени.3.Окончание войны с Германией.

Наш односельчанин -герой (2ч)

В.М. Рязанов. «Земля родная Каинская». Очерки о земле и земляках.

Жизнь и подвиг жителя села Камы, Абатурова А.И. , повторившего подвиг Александра Матросова, в очерках В.М. Рязанова «Из рода Матросовых», «На алтаре победы».

Краса и боль родной земли (7ч).

Детские впечатления от единенияс природой, стремление помочь её питочь её питомцам в рассказах В.М. Рязанова «Ласточки», «Молоко для лисички».

Чувство вины за загубленную жизнь в рассказе В.М. Рязанова «Первая добыча».

Счастье общения с природой в рассказе В.М. Рязанова «Ах, лабазник!» и Г.К. Рудько «Венерин башмачок».

Праздник жизни - в труде.Рассказы В.М. Рязанова «Щедрый июль», «Хлеборобушко», «Старик и бог»

Бесхозяйственность и неблагодарное отношение к природе в рассказах современных куйбышевских писателей. В.М. Рязанов «По клюкву», Г.К. Рудько «Алчность».

Читательская конференция «Поставьте памятник деревне!».

Крик брошенной земли в рассказе В.М. Рязанова «В августе, на малой родине». Стихотворение В.М. Рязанова «Неперспективная деревня». Смысл жизни в любви к земле, людям, труде . Рассказ В. М. Рязанова «Родительский день». Память любящего сердца в рассказе о. Игошиной «Мои родители».

Творческая мастерская. Подготовка к написанию сочинения - рассуждения «Прекрасное - рядом!» или «Мой любимый уголок природы».

Защита итоговых проектов.

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Дата

Введение. (1ч)

1

Предмет курса. Основные понятия и определения. Литературное краеведение. Характеристика учебной и научной литературы по курсу.

05.09.

ОТЧИЙ КРАЙ. (15 ч)

Наша малая родина. (1ч)

2

Знакомство с «Краткими очерками об исчезнувших деревнях. Жила-была деревня» Н.Г. Бурдыко. Большая и малая Родина.

Первые поселения на нашей малой Родине. Заселение Куйбышевского района.

12.09.

Каминская волость.(1ч

3

Каминская волость.1ч. Глава шестая. Деревня Коноваловка. Глава седьмая. Село Ефремовка. Глава восьмая. Деревня Кузнецово.

Глава девятая. Поселок Новороссийский.

Глава десятая . Деревня Микушино. Глава тринадцатая. Деревня Клявино.

Глава четырнадцатая. Деревня Соскуль, хутор Баской и Макарова заимка. Глава шестнадцатая. Деревня Красногорка.

Гляденский поселок. Глава семнадцатая. Деревня Верх-Урез. (Пичуган). Глава восемнадцатая. Деревня Микушина Заимка.

Глава девятнадцатая. Кирпичаковский поселок.

19.09.

4.

В.М. Рязанов. Смысловые значения некоторых нерусских географических названий Куйбышевского района, характерных

для всей Барабы.

26.09.

5.

Проект «Топонимы и микротопонимы окрестностей села Камы Куйбышевского района Новосибирской области.

03.10.



6.

Н.Е. Бурдыко. О малой родине, о жизни, о работе. Книга первая. Записки народного судьи.

Обзор первой главы «Становление Советской власти на селе» (1.Органы власти на селе до революции.

  1. Создание первого Совета в Каминской волости. 3. Успех и поражения партизан Каминской волости. Зверства карателей).

10.10.

7

6.Развитие речи. Подготовка к сочинению о памятнике истории местности «Тем, кто погиб, защищая Родину».

17.10.

Село Кама в годы Великой отечественной войны

(3 ч).

8.

Н.Е. Бурдыко. О малой родине, о жизни, о работе. Записки народного судьи.

Часть вторая. Автобиографические страницы.

Глава 8 .Война. 1. Начало войны.2. Жизнь в условиях военного времени.3.Окончание войны с Германией.

24.10.








Наш односельчанин -герой.(2ч)

9.

Наш односельчанин -герой.

В.М. Рязанов. «Земля родная Каинская». Очерки о земле и земляках.

Жизнь и подвиг жителя села Камы, Абатурова А.И. , повторившего подвиг Александра Матросова, в очерках В.М. Рязанова «Из рода Матросовых»,

«На алтаре победы».





10.

Развитие речи «Подготовка к сочинению «Возьми себе в пример героя» в жанре заметки (газета «В поход», 3 марта 1945 года»).

09.11.

Краса и боль родной земли (7ч).

11.

Детские впечатления от единения с природой, стремление помочь её помочь её питомцам в рассказах В.М. Рязанова «Ласточки», «Молоко для лисички».

Чувство вины за загубленную жизнь в рассказе

В.М. Рязанова «Первая добыча».

15.11




12.

Счастье общения с природой в рассказах

В.М. Рязанова «Ах, лабазник!» и Г.К. Рудько «Венерин башмачок».

21.11.

13.

Праздник жизни - в труде. Рассказы В.М. Рязанова «Щедрый июль», «Хлеборобушко», «Старик и бог».

28.11.

14.

Бесхозяйственность и неблагодарное отношение к природе в рассказах современных куйбышевских писателей. В.М. Рязанов «По клюкву», Г.К. Рудько «Алчность».

05.12.

15.

Читательская конференция «Поставьте памятник деревне!».

Крик брошенной земли в рассказе В.М. Рязанова «В августе, на малой родине». Стихотворение В.М. Рязанова «Неперспективная деревня». Смысл жизни в любви к земле, людям, труде. Рассказ В. М. Рязанова «Родительский день». Память любящего сердца в рассказе О.Б. Игошиной «Мои родители».Стихотворение О.Игошиной «В краю отцов».

12.12.

16.

Творческая мастерская.

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения «Прекрасное - рядом!» или «Мой любимый уголок природы».

19.12.

17.

Защита исследовательских проектов.

26.12.

Всего:

Всего:

17 часов

Литература для учащихся :

1.Н.Е. Бурдыко. «Краткие очерки об исчезнувших деревнях. Жила-была деревня», г. Куйбышев, НСО, 2011 г.

2. Н.Е. Бурдыко. О малой родине, о жизни, о работе. Книга первая. Записки народного судьи, г. Куйбышев, НСО, 2003 г.

3.В.М. Рязанов «Земля родная Каинская», г. Куйбышев, НСО, 2010 г.

4. В.М. Рязанов «Была деревня Соколовка». Рассказы и очерки, г. Куйбышев, НСО, 2007 г.

5.Г.К. Рудько «Бездонное озеро». Рассказы о природе. Том 4, г. Куйбышев, НСО, 2007 г.







Приложение

Неперспективная деревня

Владимир Миронович Рязанов

На родине моей прекрасные места.
Еще не заросла проселками дорога.
Вся в лилиях река, прозрачна и чиста,
И каждый лучик солнечный - от бога.

Здесь каждый летний день кукушка слезы льет,
Что не стоят стога, что не растет пшеница,
Тоскуют журавли всю осень напролет,
Что не видать сельчан моих веселых лица.

Всех тех, кто жизнь прожил совсем не для похвал,
По всей Европе и на том погосте,
Кто землю эту так любил и защищал,
Лежат теперь нетленные их кости.

А души светлые их с высоты небес
На землю милую все с горечью взирают,
Как пашни потеснил уже настырный лес,
И их жилье бурьяном прорастает.

Ни церкви, ни двора, ни школы у реки,
Что в воды вешние так весело смотрелись,
Ах, где же вы теперь, сельчане-земляки,
Мне так бы с вами свидеться хотелось!

Их души вопиют от горести такой,
Что даже в небесах витать им неохота:
- Ну, разве для того мы шли на смертный бой,
И каждый день на тяжкую работу…

Теперь лишь чуткий лось под летнею звездой,
Напившись из реки, здесь тяжело вздыхает,
Да зимнею порой протяжный волчий вой
Безлюдные снега тоскливо оглашает.

И, как бы спохватясь, уходят звери прочь -
И умному зверью с времен седых и древних,
Им, даже им, разор перенести невмочь
Неперспективною объявленной деревни.

У пристани речной жара, безлюдья, глушь,
Здесь некогда гурьбой мы весело плескались…
До боли в голове раздумьям предаюсь,
Так много их еще здесь для меня осталось.

На родине моей прекрасные места,
На родине всегда приятная погода.
Здесь дышится легко, здесь так душа чиста,
И так сюда влечет в любое время года.

Август - сентябрь 1999 г. Д. Соколовка - г. Куйбышев.

Ольга Игошина

В краю отцов
Село ласкает луч закатный,
Край неба розовым цветет,
И летний вечер благодатный
На землю сходит в свой черед.
Меняя краски поминутно,
Горит вечерняя заря,
И по-особому уютно
Село в такие вечера.
На речке непривычно тихо,
Не слышно детских голосов,
И потянуло еле слышно
Медвяным запахом с лугов.
Мужчины на крылечке курят,
О сенокосе говорят,
А на лугу вкруг дымокуров
Спокойно лошади стоят.
Домой буренки пропылили,
И сразу же со всех сторон
Дымки пахучие поплыли -
От гнуса средство испокон.
Будь повнимательней немножко -
Почувствуешь наверняка
И запах сваренной картошки,
И дух парного молока.
Густеет сумрак над землею
И в тишине слышны порою
То скрип уключин на реке,
То чья-то песня вдалеке.

Ты эти запахи и звуки
Навеки сохрани в себе,
Они потом в любой разлуке
Напомнят родину тебе.
Вдруг повлечет неодолимо
И запах меда на лугах,
И горьковатый запах дыма
От дымокуров во дворах.
И где бы ни искал ты счастья,
Каким бы ни был жизни путь,
Ты снова будешь возвращаться
Сюда, чтоб сердцем отдохнуть.
И благо, коль, изведав много,
Ты, наконец, постигнуть смог,
Что к дому отчему дорога -
Главнейшая из всех дорог.





© 2010-2022