Урок развития речи по русскому языку в 5 классе «Подготовка к написанию изложения в сжатой форме (по тексту Ю. Байнова «Неведомый помощник»)»

"Описание материала: Урок по русскому языку в 5 классе. Подготовка к написанию изложения в сжатой форме (по тексту Ю. Байнова «Неведомый помощник»). Данный урок относится к урокам развития речи. "Цель: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения. Задачи: "Обучающие: продолжить работу по обучению анализу текста художественного стиля, выделения в тексте главной и второстепенной информации; обучить приемам сжатия текста. "Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; развивать навык грамотного письма, память. "Воспитательные: прививать интерес к русскому языку, воспитывать культуру речи; продолжить формирование нравственного представления учащихся о добре, чувстве взаимопомощи. "Используемые технологии: технологии развивающего обучения, гуманно-личностного обучения. Методы и приемы: репродуктивный (слово учителя), диалогический (аналитическая беседа), познавательный (моделирование текста, состав...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе.

Подготовка к написанию изложения в сжатой форме (по тексту Ю. Байнова « Неведомый помощник»).

Цель: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Обучающие:

- продолжить работу по формированию навыков анализа текста художественного стиля, выделение в тексте главной и второстепенной информации;

- обучить приемам сжатия текста.

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- развивать навык грамотного письма, память.

Воспитательные:

- прививать интерес к предмету, воспитывать культуру речи;

- продолжить формирование нравственного представления учащихся о добре,

чувстве взаимопомощи.

Используемые технологии: технологии развивающего обучения, гуманно-личностного обучения.

Методы и приемы: репродуктивный (слово учителя), диалогический (аналитическая беседа), познавательный (моделирование текста, составление плана).

Наглядность:

- толковый словарь русского языка С. И. Ожегова; Н. Ю. Шведовой;

- раздаточный материал (распечатанные тексты изложения)

- памятка « Приемы сжатия текста»

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Сообщение темы, цели урока, обращение к эпиграфу.

Запись в тетради.

Краткость - сестра таланта.

А. П. Чехов

II. Работа с текстом.

1. Чтение текста Ю. Байнова « Неведомый помощник».

2. Аналитическая беседа по тексту.

- Почему текст называется «Неведомый помощник»? Как вы понимаете значение слова « неведомый»? (неизвестный, тайный)

- Что волнует автора? Какую тему Ю.Байнов поднимает в тексте? (тему добра и взаимопомощи)

- К чему призывает автор? Какова идея текста? (« Помни добро... И всякому

попавшему в беду посильно помогай»)

- Кому из героев сказки принадлежат эти слова? (Мудрому Ворону)

- Это выражение содержит в себе мудрость народа, не зря Ворон назван мудрым.

- Каково значение слова «добро»? (все положительное, хорошее, полезное)

- Как вы понимаете конечную фразу сказки: « Зерна доброты дают хорошие

всходы в благородных сердцах»?

- Объясните значение слов «благородный» - «благодарный» (человек), составьте с ними предложения. (Благородный - способный пренебречь личными интересами, высоконравственный, честный. Благодарный - чувствующий признательность за оказанное добро, выражающий признательность.)

- Кого из героев сказки можно назвать благодарным? (Воробьиху)

- Сопоставим значение слов «бескорыстный» - «корыстолюбивый». Как вы понимаете значение слова «корысть»?

(Корысть - выгода, материальная польза.

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов, расчетов на личную выгоду.

Корыстолюбивый - стремящийся к наживе, жадный к деньгам.)

- Кого из героев можно назвать бескорыстным? (неведомого помощника)

- Определите стиль и тип речи данного текста. (стиль - художественный, тип речи - повествование)

- Каков жанр текста? (сказка)

- Какие сказочные и разговорные выражения используются в тексте?

(«Жили в ладу да согласии», «свет не без добрых людей», «куда только не обращалась»;

постоянные эпитеты: «мудрый Ворон», «добрые люди», «уютное гнездышко», «радостные заботы», «благородные сердца», «зерна доброты»)

- Как вы понимаете выражение « воробьята встали на крыло»? (Сравните: дети встали на ноги - выросли)

3. Составление плана текста. (Запись в тетрадях)

1) Жили в ладу да согласии.

2) Случилась беда.

3) Воробьиха выбивалась из сил.

4) Неожиданный подарок.

5) Свет не без добрых людей.

4. Работа над сжатием текста.

- Как вы понимаете термин «сжатое» изложение? ( Сокращенное, уменьшенное, краткое; главные фрагменты текста передаются подробно, второстепенные - кратко)

- Обратимся к памятке « Приемы сжатия текста» (См. приложение)

- Как можно сжать каждую смысловую часть текста, какой прием при этом использовать?

1 часть: сокращение сложных предложений, исключение отдельных слов и словосочетаний;

2, 3, 4 части: сокращение однородных членов предложения, сложных предложений, перевод прямой речи и диалога в косвенную речь; объединение нескольких простых предложений в одно предложение;

5 часть: подробно.

- Устный пересказ сжатого текста по плану. Комментарий учителя и одноклассников.

5. Словарная работа.

- Объяснить правописание выделенных орфограмм: выбивалась, раскрыла, переживала, запаслась, отчаялась, счастливые, радостные, окрестные, вкусные, воробьиные, птичьи, овсяные, просяные, прибавилось, прислал, гнездышко.

- Почему слова Воробей, Воробьиха, Утка, Грач, Сорока, Ворон пишутся в этом тексте с прописной буквы? (сказочные персонажи)

III. Заключительная беседа.

- Что такое сжатое изложение текста?

- Какие части текста можно «сжать», а какие нет?

- Какие трудности вы испытывали при сокращении данного текста?

- Какой вывод можно сделать по содержанию текста? (твори добро)

- Как в повседневной жизни можно проявлять добро? Приведите примеры.

- В заключение звучит стихотворение А. Лесных.

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живем на земле.

IV. Список литературы.

1. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения: 5-9 кл.: Пособие для учителя.- М. : Просвещение, 1993;

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская А.Н. ;Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. - М. : АЗЪ, 1995.

3. Словарь афоризмов русских писателей/ А. В. Королькова, А. Г. Ломов,

А. Н. Тихонов; Под рук. д-ра филол. наук, проф. А. Н. Тихонова

- М. : Рус. Яз. - Медиа, 2004.




Приложение

Неведомый помощник

(сказка)

Воробьиная семья, как и все счастливые семьи, жила в ладу да согласии. Весной Воробей и Воробьиха устроили уютное гнездышко под крышей старого амбара в поле, и в один из теплых летних дней в нем появились на свет четверо воробьят. Забот у молодых родителей прибавилось, но это были радостные заботы. Папа Воробей и мама Воробьиха неутомимо летали по окрестным рощам в поисках пищи и кормили своих милых, не страдающих отсутствием аппетита детишек.

И все было бы хорошо, не случись беда: папу Воробья подстрелил из рогатки злой мальчишка. Горько плакала мама Воробьиха, тяжело переживая потерю кормильца. Но надо было жить и растить несмышленышей, которые нуждались в уходе и пискливо требовали: "Есть хочу! Есть хочу!.."

Мама Воробьиха выбивалась из сил, но не могла вдоволь запастись кормом на всю семью.

По соседству жило много других птичьих семей, у каждой была своя жизнь, свои заботы, и, казалось, никто не замечал, как тяжело приходится маме Воробьихе.

Правда, как-то раз важная Утка предложила ей пучок водорослей.

- Это очень калорийная пища, - убежденно заявила она. - Ее так много в нашем пруду. И добывать легко. Я научу тебя...

Мама Воробьиха сердечно поблагодарила Утку, но отказалась: этот корм не для воробьев. Утка обиделась: какая Воробьиха заносчивая и неблагодарная, детишки голодают, а она от помощи отказывается...

Воробьята росли, им требовалось все больше еды. Мама Воробьиха выбивалась из сил и совсем было отчаялась, как вдруг почтальон Грач принес посылку. Раскрыла она ящичек, а в нем вкусные хлебные крошки, зерна просяные, овсяные и прочие воробьиные лакомства.

- Кто же все это прислал? - спросила взволнованная и растерянная мама Воробьиха.

- Не знаю, - пожал плечами Грач. - Обратный адрес на посылке не указан.

Улетел почтальон Грач дальше. А в бедном семействе впервые после гибели папы Воробья все вдоволь наелись.

Через день история повторилась. И так до тех пор, пока воробьята не встали на крыло. Растроганная мама Воробьиха не раз пыталась найти и поблагодарить бескорыстного помощника, куда только не обращалась, даже к всезнающей Сороке, но и та ничем не смогла ей помочь.

А мудрый Ворон, выслушав ее, сказал:

- Свет не без добрых людей, говорят. И не без добрых птиц. Помни добро... И всякому попавшему в беду посильно помогай.

Последние слова он мог бы и не говорить. Ведь зерна доброты дают хорошие всходы в благородных сердцах. (Ю. Байнов.)

Памятка

Приемы сжатия текста:

1. Исключение:

- исключение повторов;

- исключение одного или нескольких из синонимов или однородных членов;

- исключение уточняющих и поясняющих конструкций, вводных слов;

- исключение фрагмента одного или нескольких предложений, содержащий второстепенные факты;

- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

2. Обобщение:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- перевод прямой речи и диалога в косвенную речь.


© 2010-2022