Конспект урока по русскому языку на тему Глагол ( 6 класс)

Разработка предназначена для учителей русского языка. Тема урока "Неопределенная форма глагола. Вид глагола"( 6 класс). В основе урока лежит системно -деятельностный подход, т. е. ученики самостоятельно анализируют материал, делают выводы, выводят тему и задачи урока. Учитель является только направляющим  и корректирующим звеном в этой работе. В разработке применены интерактивные методы "Мозговый штурм", "Аукцион знаний", презентация. Урок заканчивается рефлексией, в ходе которой учащиеся осозна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Неопределенная форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола»

учитель русского языка и литературы Власий Людмила Петровна

ЦЕЛИ:

Образовательная: обобщить и систематизировать сведения о глаголах; дать понятие о неопределенной форме глагола, о видах глагола; об отличительных признаках видов глагола; познакомить с синтаксической функцией глаголов в неопределенной форме;

Развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию , развивать языковое чутье;

Воспитательная: прививать интерес к русскому.

Оборудование: учебник, карточки с текстами, проектор

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Приветствие, создание конструктивной рабочей атмосферы в классе.

2. Актуализация опорных знаний.

  • «Аукцион знаний» - учащиеся сообщают сведения о глаголе, которые уже знакомы и запомнились с предыдущих уроков ( какой раздел языкознания изучает глагол, какие морфологические признаки глагола уже известны, какова синтаксическая роль).

3. Работа над темой урока.. Изучение нового материала.

  • Слово учителя.

Ребята, пропустите строчку для записи темы урока, которую мы запишем позже, а сейчас обратим внимание на запись на доске. Давайте прочтем шуточное стихотворение

(слайд 1 )

На рынке подрались собаки,
На драку сбежались зеваки.
Чтобы к собакам пробиться,
Стали кошёлками биться.
Так разодрались зеваки,
Что разбежались собаки!

  • Работа с текстом Выпишем глаголы ( глаголы выписываются в столбик для дальнейшей работы с ними) :

(слайд 2)

Подрались

Сбежались

Пробиться

Биться

Разодрались

Разбежались

Теперь поставим эти глаголы в начальную форму. Начальная форма отвечает на вопрос что делать? что сделать?

( слайд 3)

Подрались (что сделать?) подраться

Сбежались (что сделать?) сбежаться

Пробиться (что сделать?) пробиться

Биться (что делать?) биться

Разодрались (что сделать?) разодраться

Разбежались (что сделать?) разбежаться

  • «Мозговой штурм» - как вы думаете, почему эта форма называется неопределенной?

  • Анализ неопределенной формы глаголов. Как образовываются, с помощью каких форм. Обратим внимание на правописание окончаний глаголов

( ответы учащихся: невозможно определить лицо, производящее это действие)

  • Определение темы и задач урока, запись в тетради темы урока

(слайд 4)

Тема урока. Неопределенная форма глагола. Совершенный и несовершенный вид.

Сформулируйте определение, какую форму глагола называют «Неопределенной или начальной формой». Сравните свои выводы с определением, (определение записано на доске).

(слайд 5)

Инфинитив - это исходная форма глагола, называющая действие, но не обозначает соотнесенности к лицу, числу, времени. Инфинитив имеет окончание -ть , ти или нулевое окончание. Перед -ся ставится ь

  • Ребята, возникает еще один вопрос: почему к одним глаголам задаем вопрос что делать?, а к другим- что сделать?

- Может ли костер гореть долго и почему? Да, может, если поленья еще не сгорели, действие не дошло до предела, и может еще продолжаться, поэтому глагол гореть отвечает на вопрос что делать?

Сравните глаголы из стихотворения прибежали, и биться, какой глагол обозначает завершенное действие, а какое еще может продолжаться? Сделайте вывод, какие глаголы мы назовем совершенного вида, а какие несовершенного ( учащиеся пробуют сформулировать определения). Сравните свои выводы с записью на доске

(слайд 6)

Глаголы, обозначающие действие в его течении, не ограниченное его пределом,- это глаголы несовершенного вида. Отвечает на вопрос что делать?

Глаголы, обозначающие действие, ограниченное или же уже совершившееся, - это глаголы совершенного вида. Отвечают на вопросы что сделать?

  • Работа с учебником. Изучение теоретического материала.

  • Тренировочные упражнения. Распределительный диктант. Распределить глаголы по столбикам , первый столбик, это глаголы совершенного вида, второй - несовершенного.( учитель диктует глаголы, вызывает учащихся к доске)

Распродать, рисовать, создать, красить, мерить, привезти, улыбнуться, блукать, аукать, разведать

  • Словарная работа. Какие глаголы показались незнакомыми. Объясните лексическое значение.(если ученики затрудняются с ответом или сомневаются, дать задание на дом - посмотреть в толковом словаре лексическое значение глаголов)

Что сделать?

Что делать?






  • Работа с текстом. Выписать из текста глаголы, определить вид глагола.

(слайд 7)

Чем больше к доктору мы ходим,
Тем больше хворей в нас находят,
Давно пора нам всем понять -
Врача нам надо поменять:
На спорт, диету и закал,
На обливанья и вокал.

(слайд 8)

3. Рефлексия

С какой темой на уроке познакомились?

Что нового узнали?

Какие сведения были вам известны?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Домашнее задание: подобрать стихотворение на тему осень, выписать глаголы, определить вид.

© 2010-2022