Урок по теме литературная баллада

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Литературная баллада. Преемственность поэтических традиций баллад В. А. Жуковского «Кубок», М. Ю. Лермонтова «Бородино», А. К. Толстого «Курган».

Цели урока:

  • обобщение теоретического материала о типах литературных баллад, их особенностях;

  • дать начальное понятие о преемственности поэтических традиций в литературе;

  • совершенствования навыков анализа текста;

  • развитие сотрудничества, взаимопомощи в группе.

Оборудование: компьютерное сопровождение, карточки для заданий, плакат «Типы речи».

«Блажен, кто предков чистым сердцем чтит».

И. В. Гёте.

Ход урока:

Слово учителя:

- Помните, в самом начале учебного года Герой нашей книги «В мире литературы» - Путник нам сказал: «Учить литературу - скучное и бесполезное занятие. А вот читать, понимать думать - можно и нужно»? Мы тогда с вами решили, что хотим стать Хранителями - носителями знаний о литературе. И сегодня нам предоставляется возможность - проверить, достойны ли мы звания Хранителей.

- Вы готовы начать урок? Тогда возьмитесь за руки, закрыли глаза, повторяем за мной: Мимо белого тумана,

Мимо жёлтого тумана,

Мимо чёрного тумана,

Мимо стран и городов,

По лесам и океанам,

По пустыням и полянам

Понарошку, без обмана

Мы летим среди миров.

Тише, тише раз, два, три:

Открывай глаза - смотри!

(В это время на экране высвечивается заставка с темой урока и эпиграфом).

1. Повторение изученного теоретического материала о балладе.

- Как вы думаете, глядя на тему урока, что нам предстоит сделать сегодня?

- Верно, повторить, что нам известно о балладе, чем отличается литературная баллада от народной, проанализировав 3 баллады: В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, и А. К. Толстого. С текстом баллад вы ознакомлены заранее. Сегодня мы снова работаем в группах. Каждая группа получает задания и поочерёдно выполняет их.

Итак, задание для первой группы, прочтите его вслух.

(Задания напечатаны на карточках)

Задание первой группы.

Вставьте пропущенные слова в записи на доске, приводя примеры на каждый случай:

Баллада - это жанр, сочетающий в себе признаки двух родов литературы-

________ и ________. Признаки ________ - изображение событий и людей. Признаки ________ - изображение чувств и переживаний автора. Слово «баллада» в переводе с французского означает «_______ _______».

Задание второй группы.

Заполните схему, нарисованную на ватмане, и приведите примеры на каждый случай.

ТИПЫ БАЛЛАД



Задание третьей группы.

В данном конверте из перечисленных терминов выберите те, которые имеют отношение к литературным балладам. Свой ответ аргументируйте.

Автор, бродячий сюжет, драма, диалог, обряд, рифма, герой, пословица, повтор, роман, фольклор, проза, лирика, реплика, эпос.

- Молодцы, хорошо потрудились. Только что мы с вами вспомнили, что такое литературная баллада.

- А чем же она отличается от народной баллады?

2. Анализ баллад.

- Теперь приступим к анализу баллад В.А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого. На столах у вас лежат задания с вопросами, подумав, поразмышляв над которыми в течение 3-4 минут вы должны будете дать свои ответы. Одно условие - обязательно должны прозвучать отрывки из произведений, которые вы дома отчитали выразительно, а может и рассказать наизусть.

Итак, приступаем, время пошло.

.Задание для первой группы.

В. А. Жуковский «Кубок».

1) Прочитайте выразительно фрагмент баллады. 2) К какому типу баллад можно отнести эту балладу? 3) Кто автор этой баллады? (Шиллер). В чём особенность баллад В. Жуковского? 4) Что символизирует, на ваш взгляд, кубок в этом произведении? 5) Каков он, лирический герой баллады? (борется с хаосом, со стихией).

Слово учителя:

- Действительно, баллады Жуковского двойственны по своей природе. Тонкий внутренний мир поэта раскрывается перед нами во всех нюансах. Как поэт-романтик Жуковский рисует нам таинственную природу, одушевляет её, она действующее лицо его баллад.

Теперь послушаем ребят из второй группы.

Задание для второй группы.

М. Ю. Лермонтов «Бородино».

1) Выразительное чтение отрывка баллады. 2) Почему произведение Лермонтова мы называем балладой? 3) О каких событиях рассказывает баллада? 4) Почему Лермонтов называет воинов, своих современников по-былинному - богатырями? 5) Что открыл нам поэт в балладе «Бородино»? Что в ней такого, что она «живёт» и будет «жить»? 6). К какому типу баллад отнесём эту балладу и почему?

Слово учителя:

- Эта баллада относится, действительно, к историческому типу. Впервые в русской поэзии историческое событие передано глазами самого народа. Читаешь балладу и видишь картину боя глазами русского солдата.

Задание третьей группы.

Баллада А. К. Толстого «Курган».

1) Выразительно прочесть отрывок баллады. 2) Приведите доказательства того, что перед вами баллада. 3) О каком времени она повествует? 4) Какие мысли появляются у поэта, когда он видит курган? 5). Как вы думаете, почему в окончательном варианте баллады автор отбросил строчки (см. учебник с. 149)?

Вопрос ко всем группам:

- Что общего и что различного в этих трёх балладах?

Слово учителя:

- Баллады русских поэтов Жуковского, Лермонтова, А. К.Толстого стали значительным фактом в истории русской поэзии 19 века. Первые баллады Толстого очень похожи на баллады В. Жуковского. Произведение «Курган» относится к ранним балладам Толстого, оно проникнуто тоской по далёкому легендарному прошлому страны, событиям конца 16 в.- начала 17 в. и к истории киевской Руси, Новгорода. Лермонтов в своём стихотворении размышляет и о судьбах солдат прошедшей войны, и о роли своего поколения в судьбе Родины.

3. Введение понятия «преемственность в литературе».

Слово учителя:

- Существует такое понятие в литературе - «преемственность». Если мы обратимся к словарю, то прочтём:

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между явлениями в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. Обозначает также всю совокупность действия традиций».

Поясню немного. Народы, ныне живущие, перенимают традиции верования своих предков. В литературе тоже существует преемственность. Писатели и поэты, опираясь на опыт своих старших товарищей, пишут свои произведения, совершенствуют свою литературную культуру. Сегодня мы увидели опыт преемственности на примерах произведений поэтов В. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, а вы открыли дверь в ещё одну кладовую сокровищ русской литературы: далёкое прошлое народов, рассмотрели интересные драматические сюжеты баллад, сопереживали героям.

Если рассматривать преемственность как традиции, вспомните, какие традиции есть в нашей школе?

4.Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру «Традиции в моей семье».

5. Итог урока:

1). Погружение в незнакомый мир, узнавание в нём себя, богатство и разнообразие чувств - всё это дарят нам баллады, совместившие в себе лирику и эпос, созданные в разное время талантливыми поэтами.

2). Выставление оценок.







© 2010-2022