Разработка урока К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб» (5 класс)

Разработка урока – 5 класс К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». «Делать добро – быть счастливым?» Цели: 1) Подведение итогов работы над ключевой проблемой сказки                 (о Добре  - эгоизме).             2) Показать взаимодействие внешнего и внутреннего пространства                  Мира.             3) Формировать культурологический взгляд на мир, изображённый в произведении.             4) Развивать умение оценивать, обобщать, сопоставлять.             5) Воспитывать общечеловеческие качеств...   1.     Конь в деревне. (Раненый конь)                  2.     Филька «Да ну тебя»       3.     Проступок Фильки.       4.     Наказание.   5.     История об одноногом солдате.     6.     За помощью к Панкрату.     7.     Общее дело   (спасение деревни).   8.     Примирение Фильки.     Сказка начинается с появления в деревне раненого коня у Мельника. Он выхаживает его.     О характере Фильки, происхождении его клички. Почему Филька главный герой.   Филька обидел коня, природа мстит Фильке, людям.     Стужа, ветер.   Подобная история была в деревне, когда мужик обидел солдата.   Совет Панкрата.     Все работают дружно.     Конь взял хлеб из рук Фильки.     - В чём вы видите особенность этого произведения? - Какое время изображено в сказке? - Какие миры пересекаются в этом произведении?   Задание №2: Изобразить события этого произведения в Диаграмме Венна.   (Реальный мир: Война, деревня Бережки, её население; эгоизм Фильки. Сказочный мир: природа очеловечена, мороз, ветер, лиса, сорока, небо, зазеленело; мельник Панкрат. Объединяет: конь, мельник Панкрат – колдун).   В каждом явлении есть внешняя и внутренняя суть. Мы выяснили внешнюю суть – да... Да Легко ли быть добрым? Нет   1.     Потому что видишь плоды своего труда. 2.     Ощущаешь благодарность людей, которым сделал добро. 3.     И  т.д.                 Вывод:  Добро – это труд.   1.     Не всегда платят добром за добро. 2.     Много дополнительной работы, усилий.   3.     И  т.д.   Задание №4:  Написать свободное письмо, взяв по одному аргументу из работы в дискуссионной карте (индивидуально, в группах – одну работу зачитать).   Рефлексия.   Почему сказка называется «Тёплый хлеб»?   Размышление. Составить о названии сказки пятистишие.   Тёплый хлеб душистый, сытный спасает, кормит, поддерживает хлеб – основа жизни жизнь.   Домашнее задание: Написать отзыв о произведении (привлекая родителей).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока - 5 класс

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».

«Делать добро - быть счастливым?»

Цели: 1) Подведение итогов работы над ключевой проблемой сказки

(о Добре - эгоизме).

2) Показать взаимодействие внешнего и внутреннего пространства

Мира.

3) Формировать культурологический взгляд на мир, изображённый в произведении.

4) Развивать умение оценивать, обобщать, сопоставлять.

5) Воспитывать общечеловеческие качества личности: доброту, милосердие, сострадание.

(Режим критического мышления).

Ход урока.

  1. Мотивация.

В одной из телепередач был сюжет о мальчике неизлечимо больном, который был оставлен на вокзале. У этого мальчика были отец и мать, семья была достаточно обеспечена. Но неизлечимо больной ребёнок мешал их благополучию. И они его бросили.

А теперь, ребята, каждый подумает, что общего имеет сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» и этот случай из жизни?

Задание №1: О чём первом вы подумали? Запишите в тетрадь свои мысли. Не повторяйте друг друга. Каждая группа имеет право высказать только одно суждение - (работа 2 минуты).

Вопрос: По какому признаку можно определить эти слова в группы: Добро, чёрствость, жестокость, эгоизм, зло, милосердие, страдание, сочувствие.

По каким признакам распределили в колонки положительные и отрицательные качества?



  1. Операционная.

Давайте сформулируем, определим основную проблему сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

(Как побеждает добро в сказке «Тёплый хлеб»?)

(Подход к проблеме)

Почему, выполняя задание №1, вы противопоставили записанные вами ключевые слова?

(Потому что в сказке происходит борьба добра и зла).

  1. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание было распределено по группам (изобразить в цвете).

1 группа - изобразить душу Фильки до случая с раненым конём.

2 группа - изобразить душу Фильки после произошедшего случая, в конце сказки.

3 группа - разбить сказку на части.

4 группа - озаглавить каждую часть сказки. Заголовок аргументировать.

(Задание выполнить в форме дневниковой двойной записи).

Режим работы: в парах - в группе - лучший на озвучивание.



План

(план в виде дневника двойной записи).





  1. Конь в деревне. (Раненый конь)





  1. Филька «Да ну тебя»







  1. Проступок Фильки.



  1. Наказание.



  1. История об одноногом солдате.



  1. За помощью к Панкрату.



  1. Общее дело (спасение деревни).



  1. Примирение Фильки.


Сказка начинается с появления в деревне раненого коня у Мельника. Он выхаживает его.

О характере Фильки, происхождении его клички. Почему Филька главный герой.

Филька обидел коня, природа мстит Фильке, людям.

Стужа, ветер.

Подобная история была в деревне, когда мужик обидел солдата.

Совет Панкрата.

Все работают дружно.

Конь взял хлеб из рук Фильки.




- В чём вы видите особенность этого произведения?

- Какое время изображено в сказке?

- Какие миры пересекаются в этом произведении?

Задание №2: Изобразить события этого произведения в Диаграмме Венна.

(Реальный мир: Война, деревня Бережки, её население; эгоизм Фильки.

Сказочный мир: природа очеловечена, мороз, ветер, лиса, сорока, небо, зазеленело; мельник Панкрат.

Объединяет: конь, мельник Панкрат - колдун).

В каждом явлении есть внешняя и внутренняя суть. Мы выяснили внешнюю суть - давайте попробуем выяснить внутреннюю сущность явлений.

Весь текст этой сказки - столкновение реального и сказочного.

А внутреннее её столкновение? Где оно происходит?

- В душе Фильки.

В душе Фильки происходит борьба двух начал - добра и эгоизма (зла).

- Что побеждает? Что происходит в результате этой борьбы? Счастлив ли Филька?

Задание №3: Дискуссионная карта.

Трудно ли быть добрым?



Да

Легко ли быть добрым?

Нет



  1. Потому что видишь плоды своего труда.

  2. Ощущаешь благодарность людей, которым сделал добро.

  3. И т.д.










Вывод: Добро - это труд.



  1. Не всегда платят добром за добро.

  2. Много дополнительной работы, усилий.



  1. И т.д.



Задание №4: Написать свободное письмо, взяв по одному аргументу из работы в дискуссионной карте (индивидуально, в группах - одну работу зачитать).

Рефлексия.

Почему сказка называется «Тёплый хлеб»?

Размышление. Составить о названии сказки пятистишие.

Тёплый хлеб

душистый, сытный

спасает, кормит, поддерживает

хлеб - основа жизни

жизнь.

Домашнее задание: Написать отзыв о произведении (привлекая родителей).

© 2010-2022