- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ Правописание приставок пре-и при-
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ Правописание приставок пре-и при-
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новоселова Л.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет русский язык 5 класс
Тема урока: Синтаксис и пунктуация. (первый урок по теме).
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели урока:
-
повторить ранее изученное по теме "Синтаксис. Пунктуация";
-
заинтересовать учащихся в изучении нового материала по данной теме;
-
развивать ключевые компетенции при обучении языку,
-
формировать умения и навыки самостоятельной работы
Формирование УУД:
Предметные: познакомить учащихся с понятиями «синтаксис», «пунктуация», как разделами науки о языке, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Ход урока
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
-
Организационный этап.
Мотивирование к учебной деятельности
Приветствие.
Посадка.
Готовность к уроку.
Девиз урока:
«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
- Вы начать урок готовы?
- Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
- А поможет в этом нам хорошее настроение!
Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих
Включаются в учебную деятельность.
Обучающиеся получают эмоциональный настрой.
личностные:
внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу, саморегуляция
-
Актуализация знаний
Задание: зачеркивая буквы О,В, Д,Ж вы получите пословицу. Запишите её.
О Б Ж Е Д З Я В З Д
Ы В К О А И Г Ж Р А
Д М Ж М А О Т И Ж К
И Н Е У В Ч Д А О Т
С О Я М А Т Ж Е М Д
Д А В Т И О К Ж Е О
Ответ: Без языка и грамматики не учатся математике.
Выделите и объясните написание окончаний имен существительных
Вспоминаем падежные окончания существительных.
Отгадывают пословицу, записывают её, указывают падежи существительных и выделяют окончания
личностные:
осознают трудности и стремятся к их преодолению
коммуникативные:
отвечают на поставленный вопрос
регулятивные:
решают учебную задачу
познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы
-
Постановка учебной задачи
Кто знает, что такое грамматика? (…)
Грамматика - это наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma = буква.
Грамматика включает в себя два раздела: МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС.
Что изучает морфология?
(______)
Запишите в тетрадь.
Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий:
- способы соединения слов в словосочетания и предложения,
- типы предложений и их строения.
На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
Самуил Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе»
Отвечают на поставленный учителем вопрос, записывают определение
личностные:
приобретают новые знания, умения
коммуникативные:
отвечают на поставленный вопрос, общаются
регулятивные:
решают учебную задачу
познавательные:
высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, делают выводы
-
«Открытие нового знания»
Итак, ребята, перед нами слова, которые необходимо прочитать:
Старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, по, в;
- Что нужно сделать, чтобы из этих слов составить словосочетания, предложение?
(изменить форму, применив предлоги, изменив окончание, поменять местами, т.е. установить смысловые и грамматические связи)
Составьте из этих слов предложение и запишите его в тетрадь.
(В дождь старая лиса кралась по мокрой тропинке.)
У нас получилось предложение. Из предложений состоит текст.
Словосочетания, предложения, текст - это единицы языка.
Высказывают предположения, составляют предложение, записывают
личностные:
воспринимают речь учителя, сравнивают разные точки зрения
коммуникативные:анализируют исправляют деформированный отрывок
регулятивные:
удерживают цель деятельности до получения её результата
познавательные:
выбирают решение, обосновывают выбор
-
Первичное закрепление Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Выполнение упражнения №125:
Составить и записать предложения из слов
Выполняют задание упражнения по образцу
регулятивные:
действуют по плану
познавательные:
приобретают умения использовать знания в практической деятельности
-
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся
Два - нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Выполняют упражнение
-
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Что же помогло связать слова в предложении?
Итак, как же составляется предложение?
Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»
Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация».
Какие знаки препинания вы знаете?
Графический диктант.
Я читаю стихотворение С. Маршака «Знаки препинания», ваша задача записать только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении
С. Маршак
Знаки препинания (отрывок)
У последней ТОЧКИ
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,
Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
- Мы - особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
- Если нет над вами точки
Запятая-знак пустой!
Сколько вы записали знаков препинания?
7 знаков препинания.
- А их 10. Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.
«…» - ( )
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
. - точка
? - вопросительный знак
! - восклицательный знак
… - многоточие
, - запятая
; - точка с запятой
: - двоеточие
- - тире
( ) - скобки двойные (круглые)
« » - кавычки двойные
Ответы на вопросы, запись знаков препинания под диктовку
личностные:
мотивирование своих действий
коммуникативные:
участие в обсуждении
регулятивные:
оценивать результаты деятельности
познавательные:
выявлять известное и неизвестное
7.Закрепление Самоанализ и самоконтроль
Выполнение упражнения 122:
Докажите, что знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.
Используя оглавление учебника, определите, что вы узнаете, изучая синтаксис в 5-м классе.
Чтение текста стихотворения со знаками препинания, осмысление прочитанного
Учащиеся знакомятся с темами, которые будут изучать в теме «Синтаксис»
личностные:
мотивировать свои действия
коммуникативные:
анализировать и исправлять деформированный текст
регулятивные:
корректировать действия, анализировать
познавательные:
преобразовывать объект, выбирать решение из нескольких предложенных
8.Рефлексия деятельности.
Итог урока.
Домашнее задание (2-3 минуты)
С какими разделами языка вы сегодня познакомились?
Что изучает синтаксис?
Что изучает пунктуация?
Чему научились, что нового узнали на уроке?
Оцените своё эмоциональное состояние (настроение) на уроке показом смайликов с изображением весёлого/грустного лица.
Стр. 56.59 (выучить определения), упр.119
Обучающиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы, оценивают своё эмоциональное состояние на уроке
Открывают дневники, записывают домашнее задание.
личностные:
оценивают собственную учебную деятельность
коммуникативные:
формулируют собственное мнение и позицию, слышат других
регулятивные:
анализируют собственную работу
познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи