КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ Правописание приставок пре-и при-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет русский язык 5 класс

Тема урока: Синтаксис и пунктуация. (первый урок по теме).
Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

  1. повторить ранее изученное по теме "Синтаксис. Пунктуация";

  2. заинтересовать учащихся в изучении нового материала по данной теме;

  3. развивать ключевые компетенции при обучении языку,

  4. формировать умения и навыки самостоятельной работы

Формирование УУД:

Предметные: познакомить учащихся с понятиями «синтаксис», «пунктуация», как разделами науки о языке, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный этап.

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие.

Посадка.

Готовность к уроку.

Девиз урока:

«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»

- Вы начать урок готовы?

- Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

- А поможет в этом нам хорошее настроение!

Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих



Включаются в учебную деятельность.

Обучающиеся получают эмоциональный настрой.

личностные:

внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, саморегуляция


  1. Актуализация знаний

Задание: зачеркивая буквы О,В, Д,Ж вы получите пословицу. Запишите её.

О Б Ж Е Д З Я В З Д
Ы В К О А И Г Ж Р А
Д М Ж М А О Т И Ж К
И Н Е У В Ч Д А О Т
С О Я М А Т Ж Е М Д
Д А В Т И О К Ж Е О


Ответ: Без языка и грамматики не учатся математике.


Выделите и объясните написание окончаний имен существительных


Вспоминаем падежные окончания существительных.

Отгадывают пословицу, записывают её, указывают падежи существительных и выделяют окончания

личностные:

осознают трудности и стремятся к их преодолению

коммуникативные:

отвечают на поставленный вопрос

регулятивные:

решают учебную задачу

познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы


  1. Постановка учебной задачи

Кто знает, что такое грамматика? (…)

Грамматика - это наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma = буква.

Грамматика включает в себя два раздела: МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС.
Что изучает морфология?

(______)

Запишите в тетрадь.

Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий:
- способы соединения слов в словосочетания и предложения,
- типы предложений и их строения.

На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
Самуил Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе»


Отвечают на поставленный учителем вопрос, записывают определение

личностные:

приобретают новые знания, умения

коммуникативные:

отвечают на поставленный вопрос, общаются

регулятивные:

решают учебную задачу

познавательные:

высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, делают выводы


  1. «Открытие нового знания»

Итак, ребята, перед нами слова, которые необходимо прочитать:

Старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, по, в;

- Что нужно сделать, чтобы из этих слов составить словосочетания, предложение?

(изменить форму, применив предлоги, изменив окончание, поменять местами, т.е. установить смысловые и грамматические связи)


Составьте из этих слов предложение и запишите его в тетрадь.


(В дождь старая лиса кралась по мокрой тропинке.)


У нас получилось предложение. Из предложений состоит текст.


Словосочетания, предложения, текст - это единицы языка.

Высказывают предположения, составляют предложение, записывают

личностные:

воспринимают речь учителя, сравнивают разные точки зрения

коммуникативные:анализируют исправляют деформированный отрывок

регулятивные:

удерживают цель деятельности до получения её результата

познавательные:

выбирают решение, обосновывают выбор

  1. Первичное закрепление Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Самоанализ и самоконтроль

Выполнение упражнения №125:

Составить и записать предложения из слов

Выполняют задание упражнения по образцу

регулятивные:

действуют по плану

познавательные:

приобретают умения использовать знания в практической деятельности

  1. Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся
Два - нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Выполняют упражнение


  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Что же помогло связать слова в предложении?

Итак, как же составляется предложение?

Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»

Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация».

Какие знаки препинания вы знаете?

Графический диктант.

Я читаю стихотворение С. Маршака «Знаки препинания», ваша задача записать только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении

С. Маршак

Знаки препинания (отрывок)

У последней ТОЧКИ
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,
Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
- Мы - особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
- Если нет над вами точки
Запятая-знак пустой!

Сколько вы записали знаков препинания?

7 знаков препинания.

- А их 10. Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.

«…» - ( )

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

. - точка
? - вопросительный знак
! - восклицательный знак
… - многоточие
, - запятая
; - точка с запятой
: - двоеточие
- - тире
( ) - скобки двойные (круглые)
« » - кавычки двойные

Ответы на вопросы, запись знаков препинания под диктовку

личностные:

мотивирование своих действий

коммуникативные:

участие в обсуждении

регулятивные:

оценивать результаты деятельности

познавательные:

выявлять известное и неизвестное

7.Закрепление Самоанализ и самоконтроль

Выполнение упражнения 122:

Докажите, что знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.





Используя оглавление учебника, определите, что вы узнаете, изучая синтаксис в 5-м классе.


Чтение текста стихотворения со знаками препинания, осмысление прочитанного







Учащиеся знакомятся с темами, которые будут изучать в теме «Синтаксис»

личностные:

мотивировать свои действия

коммуникативные:

анализировать и исправлять деформированный текст

регулятивные:

корректировать действия, анализировать

познавательные:

преобразовывать объект, выбирать решение из нескольких предложенных

8.Рефлексия деятельности.

Итог урока.

Домашнее задание (2-3 минуты)

С какими разделами языка вы сегодня познакомились?


Что изучает синтаксис?

Что изучает пунктуация?

Чему научились, что нового узнали на уроке?

Оцените своё эмоциональное состояние (настроение) на уроке показом смайликов с изображением весёлого/грустного лица.

Стр. 56.59 (выучить определения), упр.119

Обучающиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы, оценивают своё эмоциональное состояние на уроке



Открывают дневники, записывают домашнее задание.

личностные:

оценивают собственную учебную деятельность

коммуникативные:

формулируют собственное мнение и позицию, слышат других

регулятивные:

анализируют собственную работу

познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи



© 2010-2022