Конспект урока на тему Морфемика. Словообразование. Орфография (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родионова А.П.

(г. Елабуга, Республика Татарстан

МБОУ «СОШ №1» ЕМР РТ,

[email protected])


«Морфемика. Словообразование. Орфография»

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Цели урока: расширение представления о морфемике, словообразовании и орфографии; формирование умения самостоятельно добывать знания; стимулирование развития способности к самостоятельной работе с информацией и творчеству.

Задачи:

  • Повторить изученный ранее материал

  • Научить работать с различными источниками

  • Научить видеть грамматические ошибки

  • Выявить пробелы в знаниях

  • Подготовить учащихся к контрольной работе

Планируемые результаты:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к слову; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные (компетенции культурно-компетентностного опыта): способность осознания целей учебной деятельности; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к творчеству, самоанализу и оценке.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения к мнению друг друга.

Познавательные: осознание важности знания морфем, умение выделять морфемы в слове.

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать виды морфем; чередования звуков в морфемах; способы словообразования;

уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; работать с текстом применительно к изучаемой теме.

Развивающие: развитие памяти, речи, мышления, внимания, умения сравнивать и обобщать; развитие орфографической зоркости.

Воспитательные: содействие формированию положительной мотивации к учению, привитие интереса к русскому языку; воспитание ценностного отношения к слову.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, урок-практикум

Методы и формы обучения: эвристический метод; индивидуальная, групповая, формы работы.

Основные понятия: морфемика, морфема, корень, приставка, суффикс, окончание, основа, чередование звуков в морфемах, словообразование

Методические материалы:

  1. При подготовке к уроку:

1. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И.Г. Добротина. - М.: Просвещение, 2014. - 192с.

2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / Сост. Н.В. Егорова. - 2-е изд. Перераб. - М.: ВАКО, 2015. - 96 с.

3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 5 класс/ Под ред. И.П. Цибулько. - 2-е изд., исправл. И доп. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015. - 224 с.

4. Система работы учителя по составлению технологической карты урока по русскому языку (Из опыта работы учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Бугульминского муниципального района РТ). - Казань: РИЦ «Школа», 2014. - 284 с.

5. Цибулько И.П. русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /И.П.Цибулько; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2014. - 192с.

Интернет-ресурсы: 1september.ru, bibliofond.ru, otherreferats.allbest.ru

2. На уроке:

1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч2/ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский). - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 175 с.

2. Ефремова Т.Ф. Толково-словообразовательный словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2000. - 1233 с.

3. Орфографический словарь русского языка: 106 тыс. слов/ АН СССР; под ред. С. Г. Бархадарова и др. - 27-е изд. - М.: Рус.яз., 1989. - 397 с.

4.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. - М.: Культура и традиции, 1997. - 576 с.

Оборудование урока: раздаточный материал, фломастеры и цветные карандаши, цветные магниты. Словари, справочники, учебники. Компьютер со свободным доступом в Интернет.

Оценка работы на уроке складывается из самооценки учащегося, выставленной

в карте самооценки, оценки учителем письменной работы, выполненной на уроке, и участия в презентации своей работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы закончили изучение раздела языкознания «Морфемика. Словообразование. Орфография» и впереди нас ждёт..., конечно же, контрольная работа. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока?

Правильно! Систематизировать наши знания, подготовиться к контрольной работе и, конечно, узнать что-то новенькое.

II. Вызов

Можно ли в привычном отыскать необычное? А в повторении правил?

Просто так повторять правила действительно скучно, давайте попробуем на один урок стать журналистами, сотрудниками газеты «Новости Грамматики» и выпустить номер, посвящённый Морфемике и её друзьям - Словообразованию и Орфографии.

У вас на столах стоят карточки с названиями отделов: «Уголок для любознательных», «Корректоры», «Литературный отдел», «Работа с письмами читателей», «Информационный отдел», «Новости со стройплощадки», «Отдел журналистских расследований», «Отдел розыска потерявшихся», «Рекламный отдел».

Выбирайте себе дело по душе и рассаживайтесь поудобнее. У вас есть 20 минут, чтобы выполнить свои задания. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте, а если у кого-то возникнут затруднения, обращайтесь к консультанту (на столе учителя карточка «Консультант»).

III. Самостоятельная работа

Ученики выполняют предложенные задания.

Инструкции для учащихся

1. «Уголок для любознательных»

Пользуясь учебником (1.стр.4-41), подготовьте ряд сообщений по основным правилам раздела. Каждое сообщение должно начинаться словами: «А вы знаете, что…». Сообщения записывайте на отдельные карточки. Например: «А вы знаете, что морфемика - это раздел языкознания, который изучает строение слова?»

Чем больше карточек вы успеете заполнить, тем лучше! Можете работать индивидуально, парами или всей группой. Желаю успеха!

2. «Литературный отдел»

Придумайте и запишите на карточку сказку или правдивую историю из жизни морфем, беглых гласных или корней с чередующимися гласными. А может быть, вас привлечёт что-то другое из раздела «Морфемика. Словообразование. Орфография»?

Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Свои произведения записывайте на корточки. Не забудьте подписать свою работу. Желаю успеха!

3. «Корректоры»

Даны тексты, с ними нужно срочно поработать, чтобы в нашей газете не было ни одной ошибки. Не забудьте подписать свою работу.

1) Что общего между ц..ркулем и ц..рком? Я ра(с,сс)удил так: главное в ц..рке - это арена. На ней выступают акр..баты, фокусники, ж..нглёры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и (с, з)дание самого ц..рка. Но ведь и ц..ркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.

Значит, именно круг как раз то, что р..днит ц..ркуль и ц..рк. А потом я прочёл в сл..варе, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность».

2) Мои молодые друз(?)я! Мы х..зяева наш..й природы, и она для нас кл..довая солнца с великими сокровищ..ми жизни. Мало того, чтобы соровищ.. эти охр..нять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охр..нять наши в..доёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охр..нять наши леса, степи, горы.

Рыб.. - вода, птиц.. - воздух, зверь - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охр..нять природу - значит охр..нять родину. (М. Пришвин)

3)Все русские приставки вам хорошо извес..ны. Каждый день вы их и слыш..те, и произнос..те, и чита..те. Сколько же их? Предл..гаем вот что: вспомните их, запишите и пересч..тайте. Тут выяснится, что знать и вспомнить - это не одно и то же. Вы прекрас..но понимаете слова с приставками, легко говорите с их помощ..ю. Но вспоминаются они трудно. На примере этой работы можно вы..снить важный в..прос: а х..рощая ли у вас память? Если вам пр..шло в голову приставок тридц..ть, значит - хорошая. Если больше сорока - отличная! Если же меньше - ог..рчайтесь, вы ещё разов..ёте свою память. (По Г.Г. Граник)

4) Сидит ц..плёнок с куц..м хвостиком в цветах настурц..и, слушает пение ц..кад. Подходит милиц..онер и спрашивает: «Ты сын куриц..?» А испачкался как ц..ганский сынок!» Круглолиц..й милиц..онер напугал ц..плёнка, и он на ц..почках стал уходить. Как бы не отдал конц.. от страха.

Пошёл бы ц..плёнок домой, да дороги не помнит. Тут из(за) нарц..ссов показался ц..плячий хвостик, потом ещё один. Это братц..-ц..плята прибежали на шум. А тут и мама-курица появилась из(за) акц..и с ц..новкой под крылом и сеткой с ц..трусовыми в клюве. Все птиц.. обрадовались и побежали в ц..рк.

(Сильным ученикам можно дать текст ошибками, чтобы они их нашли и исправили, тем, кто послабее, просто вставить буквы. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Возможна взаимопроверка, например, по кругу).

4. «Новости со стройплощадки»

Вам предстоит узнать, как строятся слова. На вашем столе разбросаны морфемы из разных слов. Приведите всё в порядок, добавьте недостающие морфемы и постройте слова. Полученные слова запишите на карточки, выделите в них морфемы. Не забудьте подписать свою работу.

(Даны: корни - лаг, лож, раст, ращ, рос; приставки - без, рас, по, вз, при, пре, с, вы; суффиксы - чик, ек, ец, ок, оват, очк, еньк; окончания - ит, ая, ами, ют, ий, нулевое.

Презентацию своей работы начните со слов: «Нам были даны следующие морфемы.., и вот что из этого получилось…»

Можете работать индивидуально, парами или всей группой. Желаю успеха!

5. «Отдел журналистских расследований»

Вам даны слова вход, бессердечность, волейболистка, ощетинившийся. От каких слов и каким способом они образованы? Подберите к ним однокоренные слова.

Ответы запишите на карточки. Каким словарём можно воспользоваться? Не забудьте подписать свою работу. Желаю успеха!

6. «Рекламный отдел»

Зарисуйте любое правило из раздела «Морфемика. Словообразование. Орфография» или запишите его в стихотворной форме. Главное, чтобы было коротко, ярко и сразу же запоминалось. Задания выполняйте на карточках. Не забудьте подписать свою работу. Желаю успеха!

7. «Работа с письмами читателей»

В редакцию пришло письмо: «Дорогая редакцыя! Я сегодня на уроке русского языка получил двойку и сам не понимаю за что. Ну, написал я на доске предложение: «Сестрицин цеплёнок золес в прешкольный сад и начял кливать растки агурцов, а потом сел на жордочку и стал щолкать клювам». Объясните мне, пожалуйста, в чем мои ошибки». Ваня.

Исправьте ошибки, напишите Ване ответ, помогите ему больше не получать двоек. Не забудьте подписать свою работу. Желаю успеха!

8. «Информационный отдел»

Составьте путеводитель по нашему учебнику (раздел «Морфемика. Словообразование. Орфография»). Какие правила, на ваш взгляд, нужно повторить перед контрольной работой, на каких страницах они находятся. Какими дополнительными источниками можно ещё воспользоваться, чтобы получить больше информации по теме? Укажите их.

Свои рекомендации запишите на карточках. Не забудьте подписать свою работу. Желаю успеха!

9. «Отдел розыска потерявшихся»

Внимание! Внимание! Потерялись буквы! Срочно приступите к розыску! Объясните, куда в словах дня, сна, пня, сынка, вбирать пропали гласные О и Е и почему согласные в некоторых словах вдруг поменялись?

Результаты своего расследования запишите на карточках. Не забудьте подписать свою работу.

Можете работать индивидуально, парами или всей группой. Желаю успеха!

IV. Физкультминутка

Проговаривают рифмовку, выполняя физические упражнения: повороты, наклоны, вращения головой, потягивание)

- Суффикс

- Корень

- Окончание

- Что ещё? - Основа!

- Знать. Познать;

- Незнанье - знанье!

- Вот приставка к слову

V. Включение в систему знаний и повторение

Давайте познакомим всех со своей работой. Каждая группа знакомит присутствующих с результатом своей работы. Карточки с помощью магнитов прикрепляем к доске, где уже написано название газеты и дата её выхода.

4. Рефлексия

Все большие молодцы! Поработали на славу, а теперь подведём итоги. У каждого из вас на парте карточка. Заполните её, пожалуйста, оценив своё участие в сегодняшней работе.

Что делали?

Что наблюдали?

Оценка

Выполняя эту работу, я узнал (а)

Выполняя эту работу, я научился (-ась)

Я думаю, что домашнее задание каждый задаст себе сам, заполнив дома диагностическую карту (приложение 1). Повторите те правила, которые вызывают у вас затруднения, а если вам всё понятно, помогите тем одноклассникам, кому пока трудно. Всем спасибо за урок, до свидания.

Приложение 1

Диагностическая карта Ученика(цы) 5 класса

Морфемика. Словообразование. Орфография

Знаю

Затрудняюсь

Не знаю

Морфемы

Образование слов

Чередование звуков

Беглые гласные

Морфемный разбор слова

Правописание гласных и согласных в приставках

Буквы А-О в корнях лаг/лож

Буквы А-О в корне раст/рос

Буквы О-Е после шипящих

Буквы И-Ы после Ц


© 2010-2022