Воспитание речевой культуры школьников

            В статье «Воспитание речевой культуры школьников» предложены рекомендации по осуществлению требований к устной и письменной речи обучающихся. Рассматриваются моменты организации учебного процесса.            Кроме этого предлагаются специальные упражнения, развивающие орфографическую зоркость и речь обучающихся, которые позволяют заинтересовать обучающихся работой над словом, формирует осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов. В статье указаны отдельные этап...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание речевой культуры школьников

Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.

С этой целью рекомендуется учителям следующее:

-при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т. п.); писать разборчивым почерком;

-не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий, выбирать соответствующий тон (спокойный, доброжелательный, но не резкий, раздражительный), темп речи, делать акцент на самых главных по значению словах, логические паузы, следить за жестами, мимикой;

-систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета, при объяснении такие слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление, использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы;

В нашей стране уделяется большое внимание детям с ограниченными возможностями, имеющими выраженные нарушения развития (зрения, слуха, моторики, речи), отклонения психического развития, тяжелые нарушения в состоянии здоровья, то есть тем, кто, как правило, не учится в общеобразовательной школе. В то же время практика современной школы выдвигает целый ряд острых проблем, связанных с обучением в общеобразовательной школе детей, имеющих так называемые нарушения физического и психического здоровья, частичные отклонения в функциональном развитии.

Как научить каждого ребенка и развить его индивидуальные способности? Что делать с детьми, которые, казалось бы, не могут освоить программу, хотя не имеют противопоказаний к обучению в общеобразовательной школе?

Решающую роль в успешном обучении таких детей играет организация учебного процесса. Вот наиболее важные моменты.

  1. Медленное усвоение учащимися учебного материала обуславливает достаточно спокойный, медленный темп его преподнесения и требует большого времени для его усвоения и закрепления.

  2. Создание особой доброжелательности при опросе.

  3. Снижение темпа опроса.

  4. Разрешение дольше готовиться у доски.

  5. Предложение для ответа определенного плана или алгоритма.

  6. Разрешение ученикам пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть материала.

  7. Постоянное стимулирование учащихся оценкой, подбадриванием, похвалой.

  8. Четкое и доходчивое объяснение нового программного материала.

Информацию мы даем многосенсорно, то есть говорим вслух, показываем схему, алгоритм, таблицу, а учащиеся рисуют, пишут или чертят за учителем; кроме того, важные моменты или все новое повторяем дважды, а при необходимости и большее число раз в зависимости от сложности темы и понимании ее учащимися. При этом учитель, как уже говорилось выше, использует опорные схемы, картинки и другой наглядный материал. Конечно, при таком темпе обучения учитель ориентируется на то, чтобы ученики усвоили самые важные блоки программы.

От слабоуспевающих учащихся мы не требуем пересказа теории, особенно в такой отвлеченной форме, как определения и правила, пока не сложатся необходимые умения и навыки. Эти дети потому не удерживают в памяти формулировок правил и определений, что не понимают их. Понятия, лежащие в основе определений, не сформированы, а без этого знание не может состояться. Когда же в ходе практической деятельности пойдет процесс становления понятий, теоретические сведения будут усвоены как бы сами собой.

Итак, одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности (например, склонение местоимений, образование причастий). Такой дифференцированный подход к изучению теории, с одной стороны, облегчает ее изучение и сокращает учебное время на ее усвоение, а с другой стороны, создает условия, чтобы учащиеся овладевали знаниями о языке не на уровне разрозненных фактов, а получали их в определенной системе.

Мы предположили: если учитывать особенности формирования грамматических понятий у слабоуспевающих учащихся и спланировать систему работы по русскому языку с использованием специфических упражнений, развивающих орфографическую зоркость и речь учащихся, то результат образовательного процесса будет выше.

Для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение учащимися их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях. Каждый из учеников ведет свой словарик. При изучении любого слова с непроверяемым написанием, если это возможно, показываем картинку, объясняем значение слова, учащиеся ставят ударение, выделяют безударную гласную, составляют с этим словом предложение.

Практикуем задания: выписать из словарика слова на одну из тем (например, «труд» - верстак, долото, инструмент, железо, металл, стамеска и т. д. (5 класс), запомнить их написание. Проводим комментированное письмо изученных слов. Используем выборочные диктанты. Из предложенных предложений (например: хирург выписал больному рецепт. Лекарство получают в аптеке. Паспорт является документом каждого гражданина.) учащиеся выписывают «словарные» слова: хирург, рецепт, лекарство, паспорт, документ. Составляем вопросы, ответом на которые является «словарное» слово( как вы называете засушенные растения? - гербарий).

Даем предложения, в которых требуется дописать слова (у ученика красивый (почерк); поезд подошел к (платформе).

Предлагаем выполнить и такие задания:

найти потерявшийся слог: …чина (мужчина), …жалуйста (пожалуйста); собрать слоги: ти, сан, метр (сантиметр), си, ве, пед, ло (велосипед);

найти выпавшие гласные: к_нст_т_ц_ (конституция), _ск_сств_ (искусство).

Все вышеуказанные виды заданий позволяют заинтересовать учащихся работой над словом, у них накапливается словарный запас, формируется осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов.

Особое внимание мы уделяем обучению таким важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, осознание семантических связей между словами и словосочетаниями, использование смыслового сцепления частей текста для восстановления и прогнозирования содержания текстов, выделения в них существенного (главной мысли, общего смысла). Для этого используем следующие упражнения:

  1. Объясни значение слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова (разбить сад - разбить чашку; русский язык - язык во рту)

  2. Найди как можно больше значений слов (фигура - в геометрии, положение в движении, скульптурное изображение, в шахматах)

  3. Подбери как можно больше слов, сходных по смыслу (жестокий - бессердечный, безжалостный, беспощадный; опять - снова, вновь)

  4. Вставь на место пропусков недостающие слова (несмотря на … час, на улице много народу; как вчера, так и …, стоит теплая погода)

  5. Дополни словосочетания, угадав недостающие слова (лебяжий -(пух), задорный - (смех), лютый - (мороз)

  6. Восстанови рассыпанные тексты так, чтобы из них получились осмысленные предложения (трав, у, кустарников, многих, и, деревьев, землю, в, глубоко, корни, уходят)

  7. Собери предложения из отдельных частей (а слышать о себе правду от другого необходимо; прежде чем совершить поступок; кто мне скажет

правду обо мне, если не друг; подумай о том, что принесет твой поступок обществу)

8. Собери пословицы из частей

9. Сравни пословицы. Подбери к данной пословице пословицу, близкую по смыслу. 10. Сформулируй общий смысл пословицы.

Постепенное - из урока в урок - внимание к содержанию, смыслу текста развивает вдумчивое отношение к читаемому.

Остановимся на отдельных этапах работы, направленной на усвоение детьми грамматических понятий.

  1. Подготовка школьников к изучению нового материала.

Усвоение новых знаний по грамматике должно осуществляться с опорой на ранее изученные понятия, сформированные умения. С этой целью мы используем различные приемы: проверяем домашнее задание и связываем эту проверку с сообщением новых сведений по теме, проводим беседу для актуализации знаний учащихся; организуем выполнение практического задания, в процессе чего повторяем с детьми то, что они уже знают, и подводим к восприятию нового. Так, в 7-ом классе перед изучением темы «Наречие» школьникам предлагаем прочитать текст, назвать все знакомые части речи, отметить слова, которые они не смогли отнести ни к одной грамматической категории. Называем эту категорию и сообщаем тему урока. Далее вместе с учениками разбираем признаки, характерные для новой части речи. Подготовительная работа должна быть организована так, чтобы в памяти учеников актуализировались только основные, существенные связи, без которых невозможно усвоение нового.

  1. Знакомство с новым материалом.

Переход к изложению новой темы должен быть тщательно организован. Это прежде всего касается подбора примеров, на основе анализа которых и будет сформировано новое понятие.

Требования к подбору:

а) предлагаемые для анализа примеры должны точно соответствовать первоначальному определению понятия;

б) языковые средства должны быть доступны детям по значению и структуре, иначе необходимость разъяснения семантики примеров или сложное их проговаривание отвлечет школьников от логики анализа тех признаков, которые свойственны грамматическому явлению;

в) при анализе языкового материала нельзя нарушать принцип научности.

Для привлечения внимания детей к языковому материалу, для пробуждения интереса к нему ставим учебную задачу и формулируем тему урока. Эти два действия выполняем одновременно или с некоторым интервалом. В это время дети наблюдают за признаками грамматической категории, выделяют их. Выбор варианта зависит от степени осведомленности учащихся в новом материале, знания ими терминологии и способа анализа языкового материала. Желательно, чтобы постановка учебной задачи создавала подобие проблемной ситуации, которую ученики могут решать как самостоятельно, так и с большей или меньшей долей помощи учителя.

Так, после подготовительной работы, выявляющей умение находить в предложенных примерах знакомые части речи, семиклассники приступают к изучению темы «Наречие». Выделив в тексте слова, которые не подходят ни к одной грамматической категории, ученики выделяют признаки наречия по заданию учителя:

- поставьте вопросы к выделенным словам, запишите их над каждым словом.

- от какого слова вы задаете вопрос? Какую часть речи поясняет наречие?

- запишите текст, заменив единственное число существительных на множественное;

- какие части речи, кроме существительных, заменили единственное число на множественное?

- какая часть речи не изменилась?

- определите, что такое наречие, по плану:

какие это слова - изменяемые или неизменяемые?

какую часть речи поясняют?

на какие вопросы отвечают?

  1. Закрепление грамматического материала

В процессе закрепления понятия учим учащихся определять грамматическую категорию, не смешивать ее с другим изученным материалом, правильно использовать в речи.

Одно и то же задание повторяется до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный уровень его выполнения. Так, если в тексте 10 наречий, ученик должен опознать не менее 7-8 из них. Выборка (опознавание) изучаемых орфограмм производится на материале связного текста и за определенное время. Ученик должен не только выполнить задание, но выполнить его в определенное время. Временные параметры формируют функциональную грамотность, задают рабочий ритм; они стимулируют быстрое чтение и заставляют лучше сосредоточиться на выполнении учебной задачи.

Итак, педагогические принципы и условия организации занятий со слабоуспевающими учащимися позволяют достичь конечную цель обучения в школе: владение литературным языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях и развития личности человека.


© 2010-2022