Технологическая карта урока литературы по рассказу Ю. Казакова Тихое утро

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Друг познаётся в беде?!»

(по рассказу Ю. Казакова «Тихое утро»)

Тип урока: Урок - диалог.

Цели урока:
Обучающие:

- кратко познакомить учеников с творчеством Ю. Казакова; учить работать с произведением, ориентироваться в тексте;

- сопоставить произведения Ю. Казакова и Д. Лондона, проследить влияние экстремальной ситуации на взаимоотношения людей; увидеть, благодаря каким качествам характера герои преодолевают трудности, оставаясь при этом людьми.

- совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев.

Развивающие:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
- формировать отношение к языку как к основному средству общения;
- формировать интерес к текстам художественных произведений;
- формировать умение применять знания, полученные на уроках литературы, в жизненных ситуациях.

Оборудование: слайдовая презентация, аудиозапись и распечатанный текст песни В. Высоцкого, распечатанные варианты заданий для работы в группах, чистые листы для рефлексии

Ход урока:

Учитель

Ученики

Формы и методы работы

1.

2.

3.























4.



5.



6.



7.









8.

9.













10.





11.

12.

Организационный момент.

Прослушивание аудиозаписи песни В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг..» (слайд 1)

Проблемная ситуация.

- Понравилась песня? Её автор - Владимир Высоцкий (1938-1980). (слайд 2)

- О чём эта песня?

- Кто, по мнению Высоцкого является настоящим другом?

Проверка дом.зад.

- Я просила вас дома подобрать пословицы о дружбе и друзьях.

- Мы изучаем с вами раздел «Экстремальные ситуации», и уже прочитали несколько произведений, среди них и рассказ Д. Лондона «Любовь к жизни», и рассказ «Механик Салерно» Б. Житкова, и рассказ Ю. Казакова «Тихое утро», о котором мы будем говорить сегодня. Давайте сформулируем тему урока, выбрав пословицу, в которой говорилось бы и о дружбе, и о об экстремальных ситуациях, в которые попадают герои приключенческих произведений.

- Я предлагаю записать тему, и в конце высказывания не ставить знак завершения. Я могу поставить два знака завершения: вопросительный - потому что мы ещё должны доказать, что пословица справедлива, и восклицательный, если мы убедимся, что это на самом деле так. В конце урока вы сами сделаете выбор - какой же знак должен стоять в конце выбранного нами утверждения. (слайд 3)

4. Выдвижение гипотез.

Сегодня мы будем говорить о рассказе Ю. Казакова «Тихое утро». На что нам нужно обратить внимание, чтобы доказать правильность пословицы?

5. Знакомство с биографией Ю. Казакова.

- Прежде чем мы перейдём к анализу рассказа, расскажите о том, что вы узнали дома о писателе.

6. Работа в группах по вопросам. (слайд 4)

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и подготовить рассказы о Яшке, Володе, а также о роли пейзажа в произведении.

Выступление групп.

- Другие группы могут задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников.

- Почему рассказ называется «Тихое утро»?







Приём контраста в литературе называется антитезой. Где можно узнать о значении этого термина?

7. Определение места произведения в контексте изучения темы «Экстремальные ситуации», сравнение проблематики произведений и путей решения проблемы в рассказах Ю. Казакова «Тихое утро» и Д. Лондона «Любовь к жизни». Обсуждение вопроса «Качества героев рассказов Ю. Казакова и Д. Лондона, позволяющие им преодолеть трудности».

- В каком из изученных нами на уроках литературы произведений мы встречались с ситуацией, в которой друзья попадают в экстремальную ситуацию? Выдерживает ли их дружба испытание?

- Посмотрите на слайд и скажите, какие качества характера позволяют героям преодолеть трудности и остаться человеком?

8. Возвращение к поставленным в начале урока задачам. Письменный ответ на вопрос, озвученный в начале урока

« Какой знак завершения нужно поставить после записи темы урока?»

- Сейчас вы уже можете ответить на вопрос, какой знак препинания оставить после записи темы урока? Предлагаю сделать это письменно.

9. Подведение итогов. Выставление оценок, рефлексия.

10. Дифференцированное домашнее задание.

На доске записано число.

Слушают песню. На парте у каждого - распечатанный текст.



- О дружбе и друзьях, которые проявляют себя по-настоящему в трудной ситуации.

- Тот, кто не предаст, выстоит до конца в любой экстремальной ситуации.

- Озвучивают пословицы.







- Друг познаётся в беде.

(слайд 3) Запись темы урока на доске.







- На ситуацию, в которую попадают Яшка и Володя.



Реализация домашнего задания. Рассказ о писателе.



- Работа в группах по вопросам. Листок с заданиями у каждого участника группы.

- Отвечают на вопросы.

Дополняют и корректируют ответы.

- Потому что события для ребят неожиданны, всё происходит не так, как им представлялось вначале. Название рассказа дано по контрасту с событиями, происходящими в нём. Читатель тоже не может по названию предположить, о чём пойдёт речь в произведении, тем интереснее для него поворот сюжета.

- В словаре лит.вед. терминов.







- В рассказе Д. Лондона «Любовь к жизни». Там дружба испытание не выдерживает.

- Называют качества характера.

- Письменный ответ на вопрос.

Постановка парт на 3 группы. На партах распечатанный текст песни, вопросы для анализа текста по группам.















Слайдовая презентация.















Вопросы к анализу.













Работа со словарём.











Слайдовая презентация.

Работа в тетради.





Запись домашнего задания.









Приложение.

Вопросы к анализу рассказа «Тихое утро»

Образ Яшки в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро»

  1. Проследите по тексту, как Яшка просыпается и готовится выйти на рыбалку.

  2. Почему настроение Яшки изменяется? Подтвердите эпитетами из текста.

  3. Как ведёт себя герой по дороге на рыбалку, о чём рассказывает?

  4. Трудна ли ситуация, в которой оказался герой? Как ведёт себя Яшка, когда понимает, что Володя тонет? Какие чувства он испытывает? Сразу ли он бросается спасать Володю?

  5. Как же переживают мальчики случившееся с ними? Отчего они оба плакали?

  6. Почему для Яшки «не было никого милее Володи и никого не любил он больше Володи?» Как это можно объяснить?

  7. Можно ли считать Яшку настоящим другом?

Образ Яшки в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро»

  1. Откуда Володя приезжает в деревню?

  2. Проследите по тексту, как Володя просыпается и готовится выйти на рыбалку.

  3. Какие чувства испытывает герой по дороге на рыбалку?

  4. Как Володя относится к Яшке? Подтвердите примерами из текста.

  5. Как ведёт себя герой по дороге на рыбалку, о чём спрашивает Яшку? Верит ли Володя рассказам Яшки об осьминоге?

  6. Как ведёт себя Володя в сложной ситуации?

  7. Как же переживают мальчики случившееся с ними? Отчего они оба плакали?







Роль пейзажа в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро»



  1. Описание утра. Прочитайте описание природы в начале рассказа. Какие эпитеты использует автор для характеристики дальних изб, мира, звуков, червяков? Какие из эпитетов повторяются?

  2. Определите роль пейзажа в отрывке «По дороге на рыбалку» Какие чувства у вас вызывают следующие строки:

«Вышли на бугор, свернули вправо, лощиной спустились вниз, прошли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река. Она была небольшой, густо поросла ракитником, ветлой по берегам, ясно звенела на перекатах и часто разливалась глубокими мрачными омутами.

Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то

необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса. Рыба гуляла. В омутах раздавались редкие тяжкие всплески, вода волновалась, прибрежная куга тихонько покачивалась.»

«Оглядевшись, он поразился мрачности, которая царила в этом омуте. Пахло сыростью, глиной, тиной, вода была черной, ветлы в буйном росте почти закрыли все небо, и, несмотря на то, что верхушки их уже порозовели от солнца, а сквозь туман было видно синее небо, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно.»

О чём говорят выделенные слова? Можно ли предположить из описания природы, какие события произойдут дальше?

  1. Найдите описание природы в эпизоде, рассказывающем о первой попытке Яшки спасти Володю. Что видит вокруг себя чуть не утонувший за минуту до этого Яшка? Можно ли соотнести описание природы с состоянием героя?

  2. Какие мысли и чувства вызывает описание природы в конце рассказа? Какие эпитеты, характеризующие день, появляются в последнем предложении рассказа? Как их можно объяснить?



© 2010-2022