Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (на примере повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Данная разработка ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие с учетом их индивидуальных  особенностей  образовательных потребностей и возможностей. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких по­знавательных и коммуникативных зад...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глава 1.Цитаты.

Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги.

1.А поворотись- ка, сын! Экой ты смешной какой!

2.Да когда на то пошло, то я с вами еду! Ей-богу, еду

3.Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько.

4.Да не стели нам постель! Не нужна нам постель. Мы будем спать на дворе.

5.Ну, давай на кулаки!

6.Ну ж, паны-браты, садись всякий, где кому лучше за стол.

7.Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? что ждет вас?

8.Вишь, какой батько!-все старый, собака, знает, а еще прикидывается.

9.Вот пусть теперь только подвернется какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь казацкая сабля!

10.Теперь благослови, мать, детей своих!

11.Вот еще что выдумал! И придет же эдакое в голову, чтобы дитя родное било отца.

12.Не смейся, не смейся, батьку!

13.Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей -богу, поколочу!

А)Тарас Бульба

Б)Мать

В)Остап

Г)Андрий

Глава 2

Чтение в слух ( попеременное чтение).

Ход работы:

1.Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача- читать с пониманием, задача слушающих- задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу. ( Если на самом деле имеются копии текста у остальных учеников, их нужно отложить в строну.)

2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Глава 3

Стратегия G-S-R



Ход работы:

1. Бегло прочитайте текст и разделите его на смысловые отрывки. Как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста. При чтении текста обсудите незнакомые слова.

2. Поставьте по 1-2 вопроса (обобщающих) к каждому абзацу.

3. Подготовьте таблицу из трех колонок и дайте им названия. В первую колонку нужно записывать обобщающие вопросы, во вторую- ключевые слова из текста, в третью- индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.



4.Заполните таблицу:

План в вопросах

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Глава 4

«Чтение с остановками»

Цель стратегии- управлять процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего.

Учитель предварительно разбивает текст на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы.

Цель занятия- улучшить качество чтения и понимание текста.

Ход работы:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы.

Глава 5

«Экскурсия по книге (главе)»

1.Прочитайте самостоятельно главу 5. Озаглавьте ее. Данная глава состоит из нескольких частей, микротем. Назовите эти части и выделите ведущий эпизод.

Например:

1).Ведущий эпизод

1.1-Микротемы (план) эпизода

1.2

1.3

2.Ведущий эпизод

2).Обсуждение плана книги.

-какой эпизод самый важный в главе? Назовите его и объясните почему вы так считаете.

Например:

В 1 эпизоде- микротема 3

Во 2 эпизоде- микротема 2

3). Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить?



© 2010-2022