И. А. Крылов. Басня «Муха и Пчела»

Цель урока: совершенствование навыков определения поучительного смысла басни, развитие навыков выразительного чтения.      Задачи: 1) стимулирование речевой активности школьников, 2) совершенствование психических функций (сравнение, оценка), 3) уточнение, обогащение словарного запаса учащихся,  4) развитие навыков составления характеристики персонажей басни; 5) воспитание нравственных качеств личности: трудолюбия, негативного отношения к безделью, хвастовству.                                    ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 8 Предмет: чтение.

Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Муха и Пчела».

Цель урока: совершенствование навыков определения поучительного смысла басни, развитие навыков выразительного чтения.

Задачи: 1) стимулирование речевой активности школьников, 2) совершенствование психических функций (сравнение, оценка), 3) уточнение, обогащение словарного запаса учащихся, 4) развитие навыков составления характеристики персонажей басни; 5) воспитание нравственных качеств личности: трудолюбия, негативного отношения к безделью, хвастовству.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник «Чтение» для 8 класса - З.Ф. Малышева, М., «П», 2010, наборное полотно, словарный материал на карточках, иллюстрации, таблица для создания словесных опор в процессе урока (представлена ниже), словарь («вельможа» - знатный и богатый человек, «захирела» - зачахла, стала больной, «спесиво» - надменно, высокомерно, гордо, пословицы («За пчелкой пойдешь - до … (мёда) дойдешь».
«За мухой пойдешь - до … (навоза) дойдешь».

Методы обучения: 1) объяснительное чтение, 2) наглядно - практический.

Приём обучения: создание словесной опоры для организации дидактической среды с целью поддержания познавательного интереса и потребности в речевом общении в процессе совместной деятельности учителя и учащихся

Педагогическая технология: литературное чтение.

Планируемые результаты:

  • осознание поучительного смысла басни,

  • речевая активность учащихся на уроке,

  • осмысленное выразительное чтение,

  • создание словесной опоры (в виде таблицы):









Герой

Что делает?

Речь (какая?)

Характер (какой?)

Муха

летает по балам, по гостям пирует (ест, пьёт) отдыхает надоедает

спесивая (высокомерная) хвастливая

легкомысленный наглый назойливый хвастливый бесстыдный

Пчела (автор)

трудится целый день


поучительная (учит уму-разуму) полезная

трудолюбивый смелая честная







Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



I. Организация урока. Постановка задач.


- Продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, познакомимся с басней « Муха и Пчела»: определим поучительный смысл - мораль, понаблюдаем за характерами героев, научимся читать её выразительно.

Настраиваются на восприятие новой басни.

II. Подготовка к восприятию текста басни

(словарная работа, краткая беседа).

1) - Сравните насекомых - муху и пчелу:

  • условия жизни в природе;

  • польза для человека.

2) - Какие слова пропущены в пословице?
«За пчелкой пойдешь - до … (мёда) дойдешь».
«За мухой пойдешь - до … (навоза) дойдешь».

3) - В тексте басни вам встретятся незнакомые слова. Уточним их значение (по записи на доске).

Свободное говорение (из личного опыта).



Восстановление логической цепочки.



Определение значения новых слов по записи на доске с помощью учителя.

III. Чтение басни.


Подача информационного плана басни в процессе чтения.


Слушают с закрытыми книгами (школьники должны сконцентрировать внимание на лице учителя и постараться эмоционально правильно воспринять информационный план басни).

IV. Проверка первичного восприятия сюжета басни.

Беседа.

- Кто из героев басни живёт легко, весело, беззаботно? Почему?





Элементы рассуждения учащихся с опорой на услышанное.

V. Коррекция восприятия через беседу

(после повторного прочтения басни учащимися самостоятельно).






























- Из каких слов басни видно, что Пчела трудолюбивая? Кто говорит эти слова?

- Какой оттенок этим словам придаёт Муха: хвалит она Пчелу или осуждает?

- Каким представляется Мухе райское житьё? Какой образ жизни ведёт Муха?

- Что случилось бы с Мухой, трудись она «с утра до вечера»? Почему?

- Понаблюдайте за речью Мухи. Каким тоном она говорит?

- Что ответила Пчела Мухе? Какую оценку она ей дала? (Отмечаем поучительный смысл слов Пчелы)

- Расстроили ли слова Пчелы Муху? Почему вы так думаете?




- Пчела - какая? Охарактеризуйте её. Запишите в таблицу.
- Муха - какая? Назовите черты её характера. Запишите в таблицу.

Попутно учителем или учащимися 1-2 уровней заполняются графы таблицы с целью краткой характеристики героев.

Развёрнутый ответ (перечисляют все «дела» Мухи, выписывают в таблицу).

(захирела- зачахла, стала хилой)

(«спесиво» - надменно, высокомерно, гордо)

«Справедливая, честная, смелая оценка»



«Слова Пчелы её не могут расстроить, потому что она глупая и бессовестная».



«Трудолюбивая, умная, не боится сказать правду».
«Ленивая, бессовестная, надоедливая, хвастливая».

VI. Выводы




- Кого имел в виду И.А.Крылов, говоря о Мухе и Пчеле?

- Что осуждает автор в басне? Какие человеческие пороки?

- Дайте полную характеристику одного из героев басни.

«Под видом Мухи и Пчелы автор имеет в виду людей».

При ответе используют материал таблицы.

Составление устной характеристики героев с опорой на таблицу (учащиеся 3-4 уровней).

VII.Связь с жизнью

(актуальность басни).

- К каким случаям жизни можно применить поучительный смысл басни?

- Кто вам ближе - Муха или Пчела?

- Вернёмся к пословицам. Почему в народе так говорят?
«За пчелкой пойдешь - до … (мёда) дойдешь».
«За мухой пойдешь - до … (навоза) дойдешь».

Делятся личным опытом.







Элементы рассуждения с учётом приобретённого опыта на уроке.

VIII. Разметка (партитура) текста, определение тона чтения.

- Обратите внимание на то, что в конце предложений, принадлежащих Мухе, стоят восклицательные знаки. Каким тоном нужно читать слова Мухи?

- Каким тоном надо читать слова Пчелы?

«хвастливо»









«поучительно, с укором»

VIX. Ролевое чтение.




- Отразите при чтении характеры героев, соблюдайте правильную интонацию.


Работа учащихся по учебнику.

X. Подведение итогов, домашнее задание.

Оценивание работы учащихся.

Придумать рисунок к басне.


XI. Рефлексия.

- Урок прошёл незаметно или тянулся долго?


Список информационных источников: 1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник.- М.: Высш. шк., 2003. 2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: Учебник для вузов.- М.: «Владос», 2002.



© 2010-2022