Урок по литературе (повесть А. С. Пушкина «Метель») с использованием игровых технологий

Для проведения урока мной выбрана игровая технология, в частности, сюжетно-ролевая игра. Игры на уроках литературы на всех уровнях обучения развивают у учащихся фантазию, воображение, речь, имеют большое воспитательное значение. Такие уроки возрождают у учеников интерес к чтению, что, на мой взгляд, немаловажно для нынешнего «нечитающего» поколения. Еще один положительный аспект состоит в том, что исполнение определенных ролей позволяет детям реализовать свои скрытые творческие возможности. В хо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КООУ ВО «Семилукская санаторная школа-интернат»

Учитель русского языка и литературы

Шедогубова Елена Петровна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ

А.С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ»

Тип урока: развивающий.

Цель урока: Развитие эмоциональной сферы учащихся; формирование понятий о долге, нравственности и этике; развитие воображения, мышления, устной и письменной речи; понимание характеров героев произведения; символический «образ» метели в произведении.

Задачи урока:

Образовательные - формирование умений и навыков в устной монологической и диалогической речи.

Развивающие - продолжать развивать способности учащихся воображать, моделировать ситуацию, «вживаться» в характеры героев.

Воспитательные - развитие способности к сопереживанию, эмпатии; воспитание умения работать в паре, группе, самостоятельно.

Оснащение урока: звуковоспроизводящее устройство, DVD с записью музыки Г.В. Свиридова, фрагменты художественного фильма «Метель», заранее подготовленные карточки с раздаточным материалом: прилагательные, характеризующие а) метель, б) Марью Гавриловну, в) Бурмина, г) Владимира.

Звучит музыка Г.Свиридова.

Учитель: Сегодня нам с вами предстоит необычный урок. Одна из девочек станет сегодня героиней пушкинской повести «Метель» Марьей Гавриловной, а один из мальчиков - гусарским полковником Бурминым, нам нужна Прасковья Петровна - мать Марьи Гавриловны, Владимир - ее тайный возлюбленный, жадринский священник, отставной корнет Дравин, землемер Шмит и молоденький улан. Каждый из персонажей изложит нам свою точку зрения на то, что случилось в ночь венчания.

Ученики распределяют между собой роли. Можно сделать это заранее.

Из перепутанных карточек с характеристиками персонажей 2 ученика выбирают соответствующие карточки и отдают их «Прасковье Петровне», «Владимиру», «священнику», «корнету», «землемеру» и «улану». Они должны будут написать мини-сочинение (5-7 предложений) о событиях той метельной ночи. 2 ученика пишут сочинения большего объема (10-12 предложений) о влиянии метели на судьбы героев повести.

За 4-5 минут Марья Гавриловна и Бурмин должны по очереди рассказать о метельной трагической ночи, ответить на вопросы учеников:

Что происходило днем и ночью накануне тайного венчания?

Сомневались ли вы в правильности своих поступков?

Как можно охарактеризовать ваше душевное состояние?

Можно ли назвать это состояние душевной метелью?

Ваша встреча в финале повести - это закономерность или счастливый случай?

А что случилось после любовного объяснения?

Закончилась метель в вашей душе?

Зачитываем мини-сочинения других персонажей, обсуждаем в течение 4-5 минут.

Обратимся к финалу повести. Один из учеников выразительно зачитывает фрагмент. Метель, трагические события далеко в прошлом, Марья Гавриловна и Бурмин встретились, признались в любви, признались друг другу в легкомысленных ошибках молодости …

А ждет ли их безоблачное счастье? Что случится после объяснения? Дальнейшая судьба героев нам неизвестна.

Так возьмите на себя труд продолжить пушкинскую повесть и написать «свой» финал произведения (12-15 предложений).

Это и будет вашим домашним заданием.





© 2010-2022