- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе (повесть А. С. Пушкина «Метель») с использованием игровых технологий
Урок по литературе (повесть А. С. Пушкина «Метель») с использованием игровых технологий
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шедогубова Е.П. |
Дата | 30.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КООУ ВО «Семилукская санаторная школа-интернат»
Учитель русского языка и литературы
Шедогубова Елена Петровна
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ
А.С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ»
Тип урока: развивающий.
Цель урока: Развитие эмоциональной сферы учащихся; формирование понятий о долге, нравственности и этике; развитие воображения, мышления, устной и письменной речи; понимание характеров героев произведения; символический «образ» метели в произведении.
Задачи урока:
Образовательные - формирование умений и навыков в устной монологической и диалогической речи.
Развивающие - продолжать развивать способности учащихся воображать, моделировать ситуацию, «вживаться» в характеры героев.
Воспитательные - развитие способности к сопереживанию, эмпатии; воспитание умения работать в паре, группе, самостоятельно.
Оснащение урока: звуковоспроизводящее устройство, DVD с записью музыки Г.В. Свиридова, фрагменты художественного фильма «Метель», заранее подготовленные карточки с раздаточным материалом: прилагательные, характеризующие а) метель, б) Марью Гавриловну, в) Бурмина, г) Владимира.
Звучит музыка Г.Свиридова.
Учитель: Сегодня нам с вами предстоит необычный урок. Одна из девочек станет сегодня героиней пушкинской повести «Метель» Марьей Гавриловной, а один из мальчиков - гусарским полковником Бурминым, нам нужна Прасковья Петровна - мать Марьи Гавриловны, Владимир - ее тайный возлюбленный, жадринский священник, отставной корнет Дравин, землемер Шмит и молоденький улан. Каждый из персонажей изложит нам свою точку зрения на то, что случилось в ночь венчания.
Ученики распределяют между собой роли. Можно сделать это заранее.
Из перепутанных карточек с характеристиками персонажей 2 ученика выбирают соответствующие карточки и отдают их «Прасковье Петровне», «Владимиру», «священнику», «корнету», «землемеру» и «улану». Они должны будут написать мини-сочинение (5-7 предложений) о событиях той метельной ночи. 2 ученика пишут сочинения большего объема (10-12 предложений) о влиянии метели на судьбы героев повести.
За 4-5 минут Марья Гавриловна и Бурмин должны по очереди рассказать о метельной трагической ночи, ответить на вопросы учеников:
Что происходило днем и ночью накануне тайного венчания?
Сомневались ли вы в правильности своих поступков?
Как можно охарактеризовать ваше душевное состояние?
Можно ли назвать это состояние душевной метелью?
Ваша встреча в финале повести - это закономерность или счастливый случай?
А что случилось после любовного объяснения?
Закончилась метель в вашей душе?
Зачитываем мини-сочинения других персонажей, обсуждаем в течение 4-5 минут.
Обратимся к финалу повести. Один из учеников выразительно зачитывает фрагмент. Метель, трагические события далеко в прошлом, Марья Гавриловна и Бурмин встретились, признались в любви, признались друг другу в легкомысленных ошибках молодости …
А ждет ли их безоблачное счастье? Что случится после объяснения? Дальнейшая судьба героев нам неизвестна.
Так возьмите на себя труд продолжить пушкинскую повесть и написать «свой» финал произведения (12-15 предложений).
Это и будет вашим домашним заданием.