• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказок. Сопоставление сказки Пушкина со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна». Стихотворная и прозаическая речь

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказок. Сопоставление сказки Пушкина со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна». Стихотворная и прозаическая речь

Аннотация урокаУрок литературы в 5 классеТема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказок. Сопоставление сказки Пушкина со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». Стихотворная и прозаическая речь.Цели деятельности учителя: обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений, сопоставление двух литературных сказок с одинаковым сюжетом...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Деятельностный подход как основа введения ФГОС»

Королюк Н.С. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказок. Сопоставление сказки Пушкина со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». Стихотворная и прозаическая речь.

Цели деятельности учителя: обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений, сопоставление двух литературных сказок с одинаковым сюжетом.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, сравнивать сюжеты произведений, сравнивать произведения с одинаковым сюжетом.

Метапредметные УУД. Конкретные действия учащихся: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязь, выделяет свойства в объектах сравнения, выделять общие признаки и отличие

Ход урока

Анализ текста сказки.

  1. Проверка домашнего задания.

Расскажите, куда же отправляется Елисей? С кем встречается? Что значит «мудрел»? Почему ему приходится обратиться к Солнцу, Месяцу, Ветру?

Учащиеся зачитывают наизусть обращение королевича ко всем трем героям.

Сравните интонацию и чувства героя при обращении к Солнцу, Месяцу, Ветру.

К Солнцу

К Месяцу

К Ветру

отчаяние

мольба

«кинулся, взывая»,

надежда

надежда

огорчение, разочарование

В каких народных сказках герои обращаются к силам природы?

Понравился ли вам Елисей? Какими качествами характера он обладает?

За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбой. Мертвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива. Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? Справедливо ли наказана судьбой царица-мачеха?

Попробуем составить сравнительные характеристики героинь

План

  1. Описание внешности.

  2. Отношение к героине других персонажей.

  3. Поведение.

  4. Отношение автора



Царевна

Царица-мачеха

бескорыстная

завистливая

Различие

добрая

злая

кроткая

эгоистичная

сердечная

черствая душой

трудолюбивая

ленивая

Царского происхождения, умны, красивы

Сходство

В каких еще литературных и народных сказках вы встречались с такими героями, как мачеха и падчерица? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Двенадцать месяцев» идр.)

2 Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и народных сказок.

Несомненно, А. С. Пушкин при написании своих сказок опирался на народное творчество, рассказы Арины Родионовны, произведения немецких сказочников братьев Гримм («Белоснежка и семь гномов») и, конечно, не забывал о шутливом

соревновании с В.А. Жуковским на лучшую литературную обработку народной сказки.

Сравнение - образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что нужно сравнить, и то с чем сравнивается. Сравнить - найти черты сходства и различия.

Чем сходны литературные и народные сказки?

Премудрости сказки

Народная сказка

Сказка А.С. Пушкина

Присказки

+

-

Зачины

+

-

Концовки

+

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил

Постоянные эпитеты

+

+

Повторы

+

+

Сказочные числа

+

+

Постоянные эпитеты в сказке А.С. Пушкина: « с белой зори», « черной зависти», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица», «темной ночки», «к красну солну» и др.

Ритмичные повторы: « ждет-пождет», « путь-дорога», « царь-отец», росла, росла», «красавица-девица» и др.

В чем различие пушкинской и народной сказок?

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Народная сказка

Стихотворная форма, есть рифма, ритм

Прозаическая форма

Есть автор

Нет автора

Повторение понятий рифма, ритм, прозаическая речь, стихотворная речь.

Вывод:

  • А.С. Пушкин сам называет свое произведение сказкой, и написано оно на основе народных волшебных сказок Арины Родионовны.

  • По сюжету и композиции пушкинская сказка тяготеет к народной сказке: в основе борьба добра и зла, мотив троекратного повтора и сказочных чисел, отсутствует зачин, но завершается сказка традиционной сказочной концовкой.

  • Пушкинская традиционная манера напоминает традиционную сказочную, автор использует постоянные эпитеты, слова и выражения, свойственные народной сказке.

3 Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящей царевны» В.А. Жуковского.

Работа в группах

1группа

Задание: по вопросам сравните сказки « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

  1. Из-за чего произошли печальные события?

  2. Кто исполнитель злой воли?

  3. Кто помогает смягчить наказание?

  4. Что является орудием зла?

  5. Как и кем снято проклятие?

  6. Сопоставьте финалы.

2 группа

Задание. И в народных сказках, и в сказке В.А. Жуковского, и в сказке А.С. Пушкина для достижения своей цели герои должны преодолевать препятствия, которые встречаются на их пути. Легкие, с вашей точки зрения, препятствия обозначьте треугольником, более сложные - кружочком, очень сложные - квадратом. Изобразите цепочку этих препятствий для каждого персонажа в отдельности (Иван-царевич, Царский сын, королевич Елисей). После этого попытайтесь сделать вывод о схожести и различии пути героя к цели в народной сказке «Царевна-лягушка», сказке «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Внутри каждого символа (треугольник, кружок, квадрат) запишите названия препятствия.

3 группа

Задание. Какая сказка - «Спящая царевна» В.А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина - ближе к народной? Обоснуйте свой ответ.

Вывод

Сказка Пушкина ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы. В сказке Пушкина и в сказке Жуковского есть концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин чаще использует ритмичные повторы, постоянные эпитеты.

Домашнее задание: стр 109 ( Будьте внимательны к слову).

© 2010-2022