Рабочая программа по литературе Русский язык. 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе Русский язык. 9 класс.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №55 ГОРОДА ЛИПЕЦКА «ЛИНГВИСТ»



Согласовано:

руководитель НМС

___________ С.М. Бритвина

( протокол № 6 от 26.08.15 г. )

Утверждена

директором МАОУ СШ №55

г.Липецка «Лингвист»

(приказ № 197от 31.08.2015 г.)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


для 9 классов





Количество часов:70


2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи

Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №252 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  7. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год».

  8. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист», реализующей основные образовательные программы общего образования.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы по русскому языку 5-9 классы.

Для прохождения программы в учебном процессе обучения используются следующие учебники: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2011г

Выбор данной программы обоснован тем, что программа направлена на достижение в преподавании единства про­цессов познания окружающего мира через родной язык, осмыс­ления его основных закономерностей, усвоения основ лингвис­тики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, само­образования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и фор­мирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного язы­кового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельнос­ти в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно вос­принимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения гово­рить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых при­вык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различно­го типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновы­вать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

Место и роль предмета русский язык в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся

Содержание курса русского языка в 9 классе максимально приближено к потребностям учащихся.

В процессе обучения используются следующие технологии и методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Виды и формы контроля

Виды и формы контроля будут осуществляться согласно локальному акту «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования в МАОУ СШ № 55 г. Липецка «Лингвист».

Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.

Для прохождения программы в учебном процессе обучения используются следующий учебник: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2011г.


2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

урока


Наименование разделов и тем

кол-во

часов


Содержание учебного материала (дидактические единицы)


Требования к уровню подготовки учащихся


Контрольные мероприятия


О русском языке- 1 час

1

Русский литературный язык. Культура речи.

1


Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия.

Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии

Развивать умение читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы

Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах - 7+3

2

Фонетика. Орфография. Графика.

1

Повторение раздела «Фонетика. Орфография. Графика». Литературные нормы русского языка. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Орфография и графика.

Обобщить сведения из области фонетики; закрепить навыки фонетического разбора слова и работы с орфоэпическим словарем.

Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях

Фонетический разбор слов: сравнение произношения и написания с применением орфографического правила.

3

Лексика. Лексическое значение слова.

1

Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски

Обобщить сведения из области лексики и фразеологии; закрепить навыки лексического разбора слова и работы с толковым словарем

Составление схемы «Лексический состав русского языка» с примерами

4

Морфемика и словообразование.

1

Морфемика. Способы словообразования

Обобщить сведения из области морфемики и словообразования; закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слова и работы со словообразовательным словариком

Работа с текстом: нахождение слов с заданным способом словообразования;

восстановление словообразовательной цепочки; выполнение заданий по словообразовательному словарю.

5

РР Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи, типы речи.

1

Текст и его признаки. Стили речи и сфера их употребления, стилевые задачи, типы речи

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. *

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде вторичного текста.

Уметь проводить стилистический и типологический анализ текста

Повторение признаков текста на примерах классических образцов; абзацное членение текста на основе нахождения микротем и определения грамматических средств связи (сб. Сениной); сжатие текста до нескольких предложений, до основной мысли, до темы

6

Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.

1


Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание разных частей речи с НЕ

Знать критерии распределения слов по частям речи; специфичные (постоянные) признаки частей речи; особенности изменения самост. частей речи (изменяемых). Уметь производить мор­фологический разбор разных частей речи,

выделять в тексте словосочетания, производить синтакси­ческий разбор простого пред­ложения

определения частей речи: распределительный диктант; морфологический разбор частей речи; вычленение словосочетаний из текста; синтаксический разбор простого предложения и осложненного

7

Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.

1

Морфология и орфография.

Знаки препинания при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

Знать понятия: знаки отделяющие и выделяющие. Уметь ставить знаки препинания в простом предложении. Знать и уметь применять правила орфографии: пра­вописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з-с, пре- и при-); букв н-нн в суффиксах прила­гательных, причастий и наре­чий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц

Объяснительный диктант: знаки препинания в простом предложении и орфограммы, в том числе при разграничении причастий и прилагательных

8

Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах»

1

Служебные и знаменательные части речи.

Знать отличие служебных частей речи от знаменательных, их грамматическое значение. Уметь производить морфологический и синтаксический, орфографический разбор.

Самостоятельная работа (20 мин.)

9

Контрольная работа по теме «Повторение и систематиация изученного в 5-8 классах». Входной тест: материалы итоговой аттестации: А, В

1

Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе

Тестовые задания на основе анализа содержания прочитанного текста: уровень А, В

10-11

РР Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля (по материалам итоговой аттестации)

2

Текст публицистического стиля В.М. Пескова «Святые места»:

УМК, Составление небольших высказываний

Знать признаки публицистического стиля.

Уметь выделять в тексте тему, осн. мысль, проблему, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней, наблюдать за использованием ССП в текстах разных стилей и жанров

Высказывание публицистического стиля (обучающего характера)

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение - 5+1

12

Сложное предложение. Понятие сложносочиненного предложения (ССП).

1

Понятие о сложном предложении как единицы синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средства связи смысловые отношения между частями ССП.

Знать признаки разграниче­ния простых и сложных предло­жений,

понятие сложно­го предложения, иметь представление о средствах свя­зи частей сложного предложе­ния и соответствующих знаках препинания.

Знать классификацию сложных предложений.

Уметь на уровне первичных навы­ков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме.

Выполнение упражнений нахождением в предложениях грамматических основ, определение их количества и союзной сочинительной и подчинительной связи; постановка знаков препинания в ССП

13-

14

Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Средства связи в сложных предложениях

2

Сочинительные союзы. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных пред­ложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последователь­ности и одновременности проте­кающих событий, с оттенком причинно-следственных отно­шений), противительные, разде­лительные (со значением чере­дования событий или их взаимо­исключения).

Продолжить формировать понятие ССП как такого единства его предикатив­ных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Уметь правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме.

Лингв. рассказ «Зачем нужно изучать ССП»

тест: уровень В.

15-16

Виды ССП и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

2

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

Знать понятие ССП как такого единства его предикатив­ных частей, которое образуется на основе сочинительной связи и разных смысловых отношений.

Знать, какие знаки препинания употребляются в составе ССП, и владеть навыками расстанов­ки этих знаков при письме.

Владеть навыками синтаксиче­ского разбора сложносочинен­ных предложений; навыками употребления в речи этих пред­ложений

Восстановление знаков препинания в ССП, составление схем

17

Контрольная работа №2. Тестовые задания по теме

«Сложносочиненные предложения»

1



Тестовые задания

Проверить уровень усвоения темы «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение»

Тестовые задания по теме

Сложноподчиненное предложение - 20+8

18-19

Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).

2


Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП). Строение СПП, средства связи его частей.

Повторить сведения о видах сложного предложения,

Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе

проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вер­тикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять

лингв. рассказ о СПП Подбор синтаксических синонимов.

Синтаксический анализ предложений

Построение схем СПП

20-21

Виды сложноподчинённых предложений.

2

Виды придаточных предложений, способы их различения

Знать классификацию сложно­подчиненных предложений. Уметь определять вид прида­точного на основе структурно-семантического анализа слож­ноподчиненного предложения: выделение главной и придаточ­ной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.

Уметь конструировать сложноподчи­ненные предложения по задан­ным схемам.

Владеть навыками синтаксиче­ского разбора сложноподчинен­ного предложения

Конструирование ССП по заданным схемам.

22-23

РР Контрольная работа. Сжатое изложение с элементами сочинения.

2

Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль, авторская позиция, проблема. План. Средства выразительности текста.

Изложение с элементами сочинения

Проверить способность учащих­ся грамотно употреблять в речи сложносочиненные предложе­ния

Изложение с элементами сочинения

24-25

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

2

Придаточные определительные, их синтаксические синонимы.

Знать особенности СПП с придаточным определительным уметь пользоваться синтаксиче­скими синонимами (сложнопод­чиненное предложение с прида­точным определительным - простое предложение с обособ­ленным определением). Уметь находить сложноподчи­ненное предложение с придаточ­ным определительным в худо­жественных текстах; уместно использовать в своей речи подоб­ные синтаксические конструк­ции

Инд. карточки: работа с синт. синонимами придат. опред.: замена конструкций простыми предл-ми с причастными оборотами и наоборот..

Разбор предл. по схеме

26

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

Придаточные изъяснительные

Знать особенности сложнопод­чиненного предложения с при­даточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксиче­ские синонимы (сложноподчи­ненное предложение с придаточ­ным изъяснительным - предло­жение с прямой речью, бессоюз­ное предложение и т. п.). Уметь находить СПП с придаточ­ным изъяснительным в художе­ственных текстах.

план с последующим лингвистическим рассказом

27

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени и места.

1

Придаточные обстоятельственные, их классификация. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным

Иметь общее представление о классификации СПП с придаточными обстоятельственными

Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений.

Конструирование предложений

28

РР Строение текста

1

Признаки текста

Знать признаки текста. Уметь определять тему, находить основную мысль, микротемы, ключевые слова.

Определение темы, микротем, основной мысли в тексте

29

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

1

Придаточные сравнительные

Знать способы выражения в языке значения сравнения (сравни­тельный оборот, творительный сравнения, сочетание сравни­тельной формы прилагательного и существительного, придаточ­ное сравнения); уметь пользо­ваться приемом синонимиче­ской замены.

Уметь конструировать сложноподчи­ненные предложения с прида­точным сравнения.

Уметь находить сложноподчи­ненное предложение с придаточ­ным сравнения и сравнительны­ми оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтакси­ческие конструкции

Конструирование СПП.

Объяснительный диктант.

30

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

1

Придаточные

образа действия и степени.

Знать грамматические особен­ности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Конструировать сложноподчи­ненные предложения с прида­точными образа действия и сте­пени.

Уметь находить сложноподчи­ненные предложения с прида­точными образа действия и сте­пени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтакси­ческие конструкции

Диктант с творческим заданием: продолжить сложноподчиненное предложение придаточным образа действия или степени.

31-32

Контрольная работа

РР Использование различных стилей в художественных произведениях. Сжатое изложение с элементами рассуждения.

2

Художественный текст изложения Способы сжатия текста.

Знать и уметь использовать все способы сжатия текста с сохранением его стилевых особенностей, правильно строить рассуждение с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, редактировать собственный текст

Сжатое изложение художественного текста с элементами рассуждения

33

Анализ изложения

1

Уметь анализировать текст.

34

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия.

1

Придаточные цели и условия

Знать структурно-семантиче­ские особенности СПП с прида­точным цели и условия.

Конструировать сложноподчи­ненные предложения с прида­точным цели и условия.

Уметь находить СПП с придаточ­ным цели и условия в текстах разных сти­лей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Конструирование предл. по заданным схемам;

самостоятельная

работа: расставить знаки препинания), карточка

35

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия.

1

Придаточные причины и следствия

Знать структурно-семантиче­ские особенности СПП с прида­точным причины и следствия.

Конструировать сложноподчи­ненные предложения с прида­точным причины и следствия.

Уметь находить сложноподчи­ненное предложение с придаточ­ным причины и следствия в текстах разных сти­лей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Составление модели СПП с придат. прич. и следств. с опорой на материал упр.339 и теор. материал с.182

36

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

1


Придаточные уступительные

Знать структурно-семантиче­ские особенности СПП с прида­точным уступительным.

Уметь конструировать сложноподчи­ненные предложения с прида­точным уступительным.

Уметь находить сложноподчи­ненное предложение с придаточ­ным уступительным в текстах разных сти­лей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой

37

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».

1



Строение сложноподчиненных предложений разных видов.

Знать признаки СПП разных видов.

Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП.

Знать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров.

Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП.

Комплексная работа с текстом: набл. над особенностью употребления СПП различных стилях речи

38

Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

Задания по теме «Сложноподчиненное предложение» (УМК)

Проверка уровня усвоения по теме «Сложноподчиненное предложение»

Задания: «Сложноподчиненное предложение»

39

РР Публицистический стиль. Изложение текста данного стиля.

1

Текст публицистического стиля.

Уметь сохранять элементы публицистического стиля во вторичном тексте, использовать в речи синтаксические конструкции: ССП, СПП

Изложение

Текст (для прослушивания и сжатого изложения

40

РР Эссе. Понятие о жанре.

1

Эссе. Понятие о жанре. Подготовка к домашнему эссе «О времени и о себе».

Знать признаки жанра эссе. Уметь определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста).

Дома: Эссе «О времени и о себе»

41-42

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

2

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Знать особенности СПП с несколькими придаточными. Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания.

Индивидуальные карточки: синтаксический разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями

43

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

1

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Знать виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи В СПП с несколькими придаточными.

Уметь составлять схемы таких конструкций и конструировать предложения такого вида по схемам.

Самостоятельная работа: индивидуальные задания:

44

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием

2

Текст диктанта с грамматическими заданиями: УМК, с.189-90

Проверить уровень усвоения темы

«Сложноподчиненное предложение»

диктант с грамматическими заданиями

Бессоюзное сложное предложение - 7+1

45

Понятие о бессоюзном сложном предложении.


1

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация БСП.

Знать понятие о БСП как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов.

Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь произносить БСП в соответствии со знаками препинания.

46

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

1

Интонация БСП.

Знать правило: запятая и точка с запятой в БСП.

Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов(со значением перечисления) и выражать их с помощью интонации

Работа с текстом: восст. знаки препин, разобрать по чл. предл, подчеркнуть в БСП грам. основы

47

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

1

Двоеточие в БСП.

Знать правило: постановка двоеточия в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации

Преобр. СПП в БСП: обосн пост. знаков препинания (способы проверки).

48

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления или времени, условия и следствия.

1

Тире в БСП.

Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации

Конструирование БСП на основе смысловых отношений по схемам.

49-50

Повторение темы: БСП

2

Уметь применять правила, выполнять тренировочные упражнения.

51

Зачетная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1


БСП. Знаки препинания в нем. Отличие БСП от СПП, ССП

Уметь отличать БСП от СПП, ССП, ставить знаки препинания в нем, приводить синтаксические синонимы БСП, давать письменный ответ на вопрос: чем отличается БСП от его синтакс. синонима СПП?

Выполнение заданий по индивидуальным картам: знаки препинания в БСП . Отличие БСП от СПП, ССП. Рассуждение на лингвистическую тему.

52

РР Путевые заметки.

1

Путевые заметки.

Познакомиться с речевым жанром путевые заметки, его характерными чертами и речевыми особенностями. Опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста.

Составление тезисов или плана

Сложные предложения с разными видами связи - 5+1

53

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

1

Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи

Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Редактирование текста

Объяснительный диктант

54-55

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

2

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период.

Знать алгоритм определения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь проводить синтаксический анализ предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи,

строить схемы предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи и употреблять их в речи.

Инд-ые карточки для синтакс. анализа предложений с союзной и бессоюзной связью

Преобразование предложений простых в предложения с разными видами связи в тексте: моделирование (УМК, с использ. интерактивной доски)

56

РР Рецензия. Понятие о жанре.

1

Понятие о жанре рецензия

Знать признаки жанра рецензии.

Уметь оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра, от эссе - по степени формальных признаков жанра.

Доказательство принадлежности текста к данному жанру (опора на клише)

57

РР Рецензия на газетную статью

1

Газетная статья.

Рецензия на газетную статью

Уметь создавать собственное высказывание в жанре рецензии; оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия коммуникативных требований, языковых норм

Сочинение-рецензия на газетную статью

58

Контрольная работа №8 . Диктант с грамматическим заданием.

1

Текст диктанта с грамматическими заданиями УМК, с.218-219

Проверить уровень усвоения материала по теме «Сложное предложение»

Диктант с грамматическим заданием

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе - 10+2

59-61

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе

3

Синтаксис сложного предложения: языковые явления, пунктуационные правила, речеведческие понятия. Тексты различных стилей

Знать отличие языка и речи, использования языка как инструмента в речи. Языковые явления, речеведческие понятия при ситематизации и обобщении

по разделу «Синтаксис сложного предложения». Повторение пунктуационных правил.

Развитие умения анализировать простые и сложные предложения, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания

Комплексный анализ текстов в формате ОГЭ.

Тест 20 мин.

62

РР Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу.

1

Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу.

Знать образцы написания деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии), уметь писать их по образцу

Заявление о приеме на работу, объявление, автобиография.

Дома: автобиография по примерному образцу

63-64

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

2

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

Знать сведения о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков, уметь из вариантов ударения выбирать правильный, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпической нормы; производить элементарный звуковой анализ текста; находить особенности звукописи текста (аллитерацию, ассонанс)

Упражнения по теме.

Звуковой анализ небольшого текста с нахождением фонетического изобразительно-выразительного средства

(аллитерация, ассонанс)

65-66

Морфология и орфография

2

Морфология и орфография

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.

Тест 15 мин.

67

РР Стили и типы речи

1

Стили и типы речи

Знать признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения и уметь определять их.

Стилистический и типологический анализ текста.

68-69

Промежуточная аттестация (форма проведения определяется педсоветом)

2


70

Итоговый урок

1


3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Контрольные мероприятия (тесты, зачёты)

1

О русском языке

1

2

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

10

3

3

Сложное предложение. Сложносочинённое предложение

6

1

4

Сложноподчинённое предложение

28

8

5

Бессоюзное сложное предложение

8

1

6

Сложное предложение с разными видами связи

6

1

7

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе

11

2

ИТОГО

70

16


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:

знать:

-изученные разделы науки о языке;

-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;

- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

- уметь объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;

по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;

- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;

- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2013г

  2. С.И. Львова. Практикум по русскому языку: 9 класс: пособие для учащихся/ С.И. Львова. - М.: Просвещение, 2012 (Лингвистический тренажер)

  3. С.И. Львова. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. - М., 2010

  4. С.И. Львова. Уроки словесности: 5-9 классы. - М., 2012

  5. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 9 класс: пособие для учащихся/ Г.А. Богданова. - М.: Просвещение, 2008. (Лингвистический тренажер)

  6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

Медиаресурсы

  1. «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

  2. Дидактический материал. Лингвистический энциклопедический словарь

  3. Русский язык. Справочник школьника.

  4. ЕГЭ. Русский язык.

  5. Подготовка к ЕГЭ. Все предметы. 2014 год.

  6. Русский язык. Репетитор.

  7. Русский язык. 8-9 классы. Дидактический материал.

  8. Из истории русской письменности

Ресурсы Интернет

Раздаточный материал с электронным приложением

Русский язык в 8-9 классах. Грамматика

Русский язык в 8-9 классах. Орфография



© 2010-2022