- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе Русский язык. 9 класс
Рабочая программа по литературе Русский язык. 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куцаева Е.С. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №55 ГОРОДА ЛИПЕЦКА «ЛИНГВИСТ»
Согласовано:
руководитель НМС
___________ С.М. Бритвина
( протокол № 6 от 26.08.15 г. )
Утверждена
директором МАОУ СШ №55
г.Липецка «Лингвист»
(приказ № 197от 31.08.2015 г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 9 классов
Количество часов:70
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи
Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №252 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
-
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год».
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист», реализующей основные образовательные программы общего образования.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы по русскому языку 5-9 классы.
Для прохождения программы в учебном процессе обучения используются следующие учебники: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2011г
Выбор данной программы обоснован тем, что программа направлена на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.
Место и роль предмета русский язык в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся
Содержание курса русского языка в 9 классе максимально приближено к потребностям учащихся.
В процессе обучения используются следующие технологии и методики:
-
уровневая дифференциация;
-
проблемное обучение;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
система инновационной оценки «портфолио»;
-
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
-
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Методы обучения:
-
объяснительно-иллюстративный;
-
проблемное изложение;
-
частично-поисковый;
-
исследовательский.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Виды и формы контроля
Виды и формы контроля будут осуществляться согласно локальному акту «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования в МАОУ СШ № 55 г. Липецка «Лингвист».
Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.
Для прохождения программы в учебном процессе обучения используются следующий учебник: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2011г.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
урока
Наименование разделов и тем
кол-во
часов
Содержание учебного материала (дидактические единицы)
Требования к уровню подготовки учащихся
Контрольные мероприятия
О русском языке- 1 час
1
Русский литературный язык. Культура речи.
1
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия.
Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии
Развивать умение читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы
Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах - 7+3
2
Фонетика. Орфография. Графика.
1
Повторение раздела «Фонетика. Орфография. Графика». Литературные нормы русского языка. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Орфография и графика.
Обобщить сведения из области фонетики; закрепить навыки фонетического разбора слова и работы с орфоэпическим словарем.
Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях
Фонетический разбор слов: сравнение произношения и написания с применением орфографического правила.
3
Лексика. Лексическое значение слова.
1
Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски
Обобщить сведения из области лексики и фразеологии; закрепить навыки лексического разбора слова и работы с толковым словарем
Составление схемы «Лексический состав русского языка» с примерами
4
Морфемика и словообразование.
1
Морфемика. Способы словообразования
Обобщить сведения из области морфемики и словообразования; закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слова и работы со словообразовательным словариком
Работа с текстом: нахождение слов с заданным способом словообразования;
восстановление словообразовательной цепочки; выполнение заданий по словообразовательному словарю.
5
РР Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи, типы речи.
1
Текст и его признаки. Стили речи и сфера их употребления, стилевые задачи, типы речи
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. *
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде вторичного текста.
Уметь проводить стилистический и типологический анализ текста
Повторение признаков текста на примерах классических образцов; абзацное членение текста на основе нахождения микротем и определения грамматических средств связи (сб. Сениной); сжатие текста до нескольких предложений, до основной мысли, до темы
6
Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
1
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание разных частей речи с НЕ
Знать критерии распределения слов по частям речи; специфичные (постоянные) признаки частей речи; особенности изменения самост. частей речи (изменяемых). Уметь производить морфологический разбор разных частей речи,
выделять в тексте словосочетания, производить синтаксический разбор простого предложения
определения частей речи: распределительный диктант; морфологический разбор частей речи; вычленение словосочетаний из текста; синтаксический разбор простого предложения и осложненного
7
Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.
1
Морфология и орфография.
Знаки препинания при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.
Знать понятия: знаки отделяющие и выделяющие. Уметь ставить знаки препинания в простом предложении. Знать и уметь применять правила орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з-с, пре- и при-); букв н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц
Объяснительный диктант: знаки препинания в простом предложении и орфограммы, в том числе при разграничении причастий и прилагательных
8
Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах»
1
Служебные и знаменательные части речи.
Знать отличие служебных частей речи от знаменательных, их грамматическое значение. Уметь производить морфологический и синтаксический, орфографический разбор.
Самостоятельная работа (20 мин.)
9
Контрольная работа по теме «Повторение и систематиация изученного в 5-8 классах». Входной тест: материалы итоговой аттестации: А, В
1
Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе
Тестовые задания на основе анализа содержания прочитанного текста: уровень А, В
10-11
РР Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля (по материалам итоговой аттестации)
2
Текст публицистического стиля В.М. Пескова «Святые места»:
УМК, Составление небольших высказываний
Знать признаки публицистического стиля.
Уметь выделять в тексте тему, осн. мысль, проблему, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней, наблюдать за использованием ССП в текстах разных стилей и жанров
Высказывание публицистического стиля (обучающего характера)
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение - 5+1
12
Сложное предложение. Понятие сложносочиненного предложения (ССП).
1
Понятие о сложном предложении как единицы синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средства связи смысловые отношения между частями ССП.
Знать признаки разграничения простых и сложных предложений,
понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания.
Знать классификацию сложных предложений.
Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме.
Выполнение упражнений нахождением в предложениях грамматических основ, определение их количества и союзной сочинительной и подчинительной связи; постановка знаков препинания в ССП
13-
14
Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Средства связи в сложных предложениях
2
Сочинительные союзы. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.
Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).
Продолжить формировать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Уметь правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме.
Лингв. рассказ «Зачем нужно изучать ССП»
тест: уровень В.
15-16
Виды ССП и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.
2
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
Знать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи и разных смысловых отношений.
Знать, какие знаки препинания употребляются в составе ССП, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме.
Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений
Восстановление знаков препинания в ССП, составление схем
17
Контрольная работа №2. Тестовые задания по теме
«Сложносочиненные предложения»
1
Тестовые задания
Проверить уровень усвоения темы «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение»
Тестовые задания по теме
Сложноподчиненное предложение - 20+8
18-19
Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).
2
Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП). Строение СПП, средства связи его частей.
Повторить сведения о видах сложного предложения,
Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе
проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять
лингв. рассказ о СПП Подбор синтаксических синонимов.
Синтаксический анализ предложений
Построение схем СПП
20-21
Виды сложноподчинённых предложений.
2
Виды придаточных предложений, способы их различения
Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.
Уметь конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.
Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения
Конструирование ССП по заданным схемам.
22-23
РР Контрольная работа. Сжатое изложение с элементами сочинения.
2
Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль, авторская позиция, проблема. План. Средства выразительности текста.
Изложение с элементами сочинения
Проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи сложносочиненные предложения
Изложение с элементами сочинения
24-25
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
2
Придаточные определительные, их синтаксические синонимы.
Знать особенности СПП с придаточным определительным уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным - простое предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
Инд. карточки: работа с синт. синонимами придат. опред.: замена конструкций простыми предл-ми с причастными оборотами и наоборот..
Разбор предл. по схеме
26
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
1
Придаточные изъяснительные
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным - предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах.
план с последующим лингвистическим рассказом
27
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени и места.
1
Придаточные обстоятельственные, их классификация. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным
Иметь общее представление о классификации СПП с придаточными обстоятельственными
Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений.
Конструирование предложений
28
РР Строение текста
1
Признаки текста
Знать признаки текста. Уметь определять тему, находить основную мысль, микротемы, ключевые слова.
Определение темы, микротем, основной мысли в тексте
29
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.
1
Придаточные сравнительные
Знать способы выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены.
Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции
Конструирование СПП.
Объяснительный диктант.
30
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.
1
Придаточные
образа действия и степени.
Знать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
Диктант с творческим заданием: продолжить сложноподчиненное предложение придаточным образа действия или степени.
31-32
Контрольная работа
РР Использование различных стилей в художественных произведениях. Сжатое изложение с элементами рассуждения.
2
Художественный текст изложения Способы сжатия текста.
Знать и уметь использовать все способы сжатия текста с сохранением его стилевых особенностей, правильно строить рассуждение с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, редактировать собственный текст
Сжатое изложение художественного текста с элементами рассуждения
33
Анализ изложения
1
Уметь анализировать текст.
34
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия.
1
Придаточные цели и условия
Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели и условия.
Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели и условия.
Уметь находить СПП с придаточным цели и условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Конструирование предл. по заданным схемам;
самостоятельная
работа: расставить знаки препинания), карточка
35
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия.
1
Придаточные причины и следствия
Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия.
Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Составление модели СПП с придат. прич. и следств. с опорой на материал упр.339 и теор. материал с.182
36
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.
1
Придаточные уступительные
Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным.
Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой
37
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».
1
Строение сложноподчиненных предложений разных видов.
Знать признаки СПП разных видов.
Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП.
Знать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров.
Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП.
Комплексная работа с текстом: набл. над особенностью употребления СПП различных стилях речи
38
Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»
1
Задания по теме «Сложноподчиненное предложение» (УМК)
Проверка уровня усвоения по теме «Сложноподчиненное предложение»
Задания: «Сложноподчиненное предложение»
39
РР Публицистический стиль. Изложение текста данного стиля.
1
Текст публицистического стиля.
Уметь сохранять элементы публицистического стиля во вторичном тексте, использовать в речи синтаксические конструкции: ССП, СПП
Изложение
Текст (для прослушивания и сжатого изложения
40
РР Эссе. Понятие о жанре.
1
Эссе. Понятие о жанре. Подготовка к домашнему эссе «О времени и о себе».
Знать признаки жанра эссе. Уметь определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста).
Дома: Эссе «О времени и о себе»
41-42
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.
2
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
Знать особенности СПП с несколькими придаточными. Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания.
Индивидуальные карточки: синтаксический разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями
43
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
1
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
Знать виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи В СПП с несколькими придаточными.
Уметь составлять схемы таких конструкций и конструировать предложения такого вида по схемам.
Самостоятельная работа: индивидуальные задания:
44
Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием
2
Текст диктанта с грамматическими заданиями: УМК, с.189-90
Проверить уровень усвоения темы
«Сложноподчиненное предложение»
диктант с грамматическими заданиями
Бессоюзное сложное предложение - 7+1
45
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
1
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация БСП.
Знать понятие о БСП как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов.
Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь произносить БСП в соответствии со знаками препинания.
46
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
1
Интонация БСП.
Знать правило: запятая и точка с запятой в БСП.
Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов(со значением перечисления) и выражать их с помощью интонации
Работа с текстом: восст. знаки препин, разобрать по чл. предл, подчеркнуть в БСП грам. основы
47
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
1
Двоеточие в БСП.
Знать правило: постановка двоеточия в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации
Преобр. СПП в БСП: обосн пост. знаков препинания (способы проверки).
48
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления или времени, условия и следствия.
1
Тире в БСП.
Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации
Конструирование БСП на основе смысловых отношений по схемам.
49-50
Повторение темы: БСП
2
Уметь применять правила, выполнять тренировочные упражнения.
51
Зачетная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1
БСП. Знаки препинания в нем. Отличие БСП от СПП, ССП
Уметь отличать БСП от СПП, ССП, ставить знаки препинания в нем, приводить синтаксические синонимы БСП, давать письменный ответ на вопрос: чем отличается БСП от его синтакс. синонима СПП?
Выполнение заданий по индивидуальным картам: знаки препинания в БСП . Отличие БСП от СПП, ССП. Рассуждение на лингвистическую тему.
52
РР Путевые заметки.
1
Путевые заметки.
Познакомиться с речевым жанром путевые заметки, его характерными чертами и речевыми особенностями. Опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста.
Составление тезисов или плана
Сложные предложения с разными видами связи - 5+1
53
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
1
Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи
Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Редактирование текста
Объяснительный диктант
54-55
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
2
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период.
Знать алгоритм определения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь проводить синтаксический анализ предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи,
строить схемы предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи и употреблять их в речи.
Инд-ые карточки для синтакс. анализа предложений с союзной и бессоюзной связью
Преобразование предложений простых в предложения с разными видами связи в тексте: моделирование (УМК, с использ. интерактивной доски)
56
РР Рецензия. Понятие о жанре.
1
Понятие о жанре рецензия
Знать признаки жанра рецензии.
Уметь оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра, от эссе - по степени формальных признаков жанра.
Доказательство принадлежности текста к данному жанру (опора на клише)
57
РР Рецензия на газетную статью
1
Газетная статья.
Рецензия на газетную статью
Уметь создавать собственное высказывание в жанре рецензии; оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия коммуникативных требований, языковых норм
Сочинение-рецензия на газетную статью
58
Контрольная работа №8 . Диктант с грамматическим заданием.
1
Текст диктанта с грамматическими заданиями УМК, с.218-219
Проверить уровень усвоения материала по теме «Сложное предложение»
Диктант с грамматическим заданием
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе - 10+2
59-61
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе
3
Синтаксис сложного предложения: языковые явления, пунктуационные правила, речеведческие понятия. Тексты различных стилей
Знать отличие языка и речи, использования языка как инструмента в речи. Языковые явления, речеведческие понятия при ситематизации и обобщении
по разделу «Синтаксис сложного предложения». Повторение пунктуационных правил.
Развитие умения анализировать простые и сложные предложения, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания
Комплексный анализ текстов в формате ОГЭ.
Тест 20 мин.
62
РР Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу.
1
Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу.
Знать образцы написания деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии), уметь писать их по образцу
Заявление о приеме на работу, объявление, автобиография.
Дома: автобиография по примерному образцу
63-64
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
2
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
Знать сведения о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков, уметь из вариантов ударения выбирать правильный, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпической нормы; производить элементарный звуковой анализ текста; находить особенности звукописи текста (аллитерацию, ассонанс)
Упражнения по теме.
Звуковой анализ небольшого текста с нахождением фонетического изобразительно-выразительного средства
(аллитерация, ассонанс)
65-66
Морфология и орфография
2
Морфология и орфография
Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.
Тест 15 мин.
67
РР Стили и типы речи
1
Стили и типы речи
Знать признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения и уметь определять их.
Стилистический и типологический анализ текста.
68-69
Промежуточная аттестация (форма проведения определяется педсоветом)
2
70
Итоговый урок
1
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
Контрольные мероприятия (тесты, зачёты)
1
О русском языке
1
2
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах
10
3
3
Сложное предложение. Сложносочинённое предложение
6
1
4
Сложноподчинённое предложение
28
8
5
Бессоюзное сложное предложение
8
1
6
Сложное предложение с разными видами связи
6
1
7
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе
11
2
ИТОГО
70
16
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:
знать:
-изученные разделы науки о языке;
-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
- уметь объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
-
Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2013г
-
С.И. Львова. Практикум по русскому языку: 9 класс: пособие для учащихся/ С.И. Львова. - М.: Просвещение, 2012 (Лингвистический тренажер)
-
С.И. Львова. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. - М., 2010
-
С.И. Львова. Уроки словесности: 5-9 классы. - М., 2012
-
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 9 класс: пособие для учащихся/ Г.А. Богданова. - М.: Просвещение, 2008. (Лингвистический тренажер)
-
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
Медиаресурсы
-
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов
-
Дидактический материал. Лингвистический энциклопедический словарь
-
Русский язык. Справочник школьника.
-
ЕГЭ. Русский язык.
-
Подготовка к ЕГЭ. Все предметы. 2014 год.
-
Русский язык. Репетитор.
-
Русский язык. 8-9 классы. Дидактический материал.
-
Из истории русской письменности
Ресурсы Интернет
Раздаточный материал с электронным приложением
Русский язык в 8-9 классах. Грамматика
Русский язык в 8-9 классах. Орфография