Конспект урока по русскому языку на тему Второстепенные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Второстепенные члены предложения. Согласованные и несогласованные определения».


Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

С.Я.Маршак

Цели урока:

1) Образовательная:

-закрепление знаний учащихся по теме «Дополнение»;

-формирование знаний по теме «Согласованные и несогласованные определения»;

-углубление понятия «определение», введение терминов «согласованные» и «несогласованные» определения.

2)Развивающая:

-совершенствовать умения находить в тексте определения;

-развитие анализа причинно-следственных связей;

-формирование умения отличать согласованные и несогласованные определения.

3)Коррекционная:

-развитие мыслительных операций;

-развития внимания;

-развитие памяти;

-развитие связной речи;

-организация внутригрупповой деятельности.

4)Воспитательная:

-воспитание интереса к предмету русский язык.

Тип урока: объяснение нового материала с опорой на ранее изученный.

Методические приемы: повторение ранее изученного материала по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»; объяснение учителя с использованием частично-поискового метода (т.е.приобщение учащихся к способам поиска знаний); тренировочные упражнения; конструирование словосочетаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, таблицы, карточки, ТСО.



План урока

1.Оргмомент.

Нацелить учащихся на урок.

1мин.

2.Закрепление темы «Второстепенные члены предложения.Дополнение».

Актуализация имеющихся знаний у учащихся о второстепенных членах предложения по теме «Дополнение».

5 мин.

3.Изучение нового материала с опорой на ранее изученное.

Организация и усвоение нового материала по теме «Согласованные и несогласованные определения».

7 мин.

4. Работа с учебником и таблицей.

Отработка умения распознавать согласованные и несогласованные определения.

10мин.

5. Проверочная работа.

Проверка усвоения теоретического материала.

8 мин.

6.Домашнее задание.

Дать установку на выполнение домашнего задания.

3 мин.

7. Игра «Кто быстрее ».

Проверка умения распознавать согласованные и несогласованные определения.

5 мин.

8. Подведение итогов урока.

Оценивание знаний с комментариями.

2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Ребята, сегодня у нас не просто урок - у нас урок прощания с осенью. Сделаем мы это , повторив все, что изучали раньше о второстепенных членах предложения.

2. Закрепление темы. (На доске написано предложение).

Дубы сбросили листву, обнажив сучья, раскидали желуди на землю. Задание: - разобрать по членам предложения.

- Какие второстепенные члены предложения вам встретились? (Дополнения.)

- Что вы о них знаете? (Дополнение - второстепенный член предложения.)

- Что обозначает дополнение? (Дополнение обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.)

- На какие вопросы отвечает? ( Отвечает на вопросы косвенных падежей.)

- Какими частями речи оно может быть выражено? (Дополнение может быть выражено существительными или местоимениями, но могут быть выражены и словами других частей речи в значении существительного.)

-Какими могут быть дополнения? (Прямыми и косвенными. Прямые- сущ. в В.п. без предлога и Р.п. без предлога при отрицании. Остальные дополнения - косвенные.)

-Какие дополнения вам встретились в данном предложении?(сбросили что? листву (В.п. без предлога); раскидали что? желуди (В.п. без предлога) - прямые дополнения; раскидали на что? на землю (В.п. с предлогом) - косвенное дополнение.)

3. Изучение нового материала с опорой на ранее изученный.

- А теперь , ребята, обратите внимание на монитор. Кто как ни Тютчев и Бунин так ярко и красочно описали осень! (Учитель читает четверостишья.)

1) Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

(Ф.И.Тютчев)

2) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

(И.Бунин)

-Плещеев же с грустью говорит об осени.

3) Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

(А.Плещеев)

-Какие слова помогли нам представить красоту осени? (Учащиеся называют эти слова: первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, расписной, лиловый, золотой, багряный, пестрою, солнечной, скучная.)

-Ребята, лиловый, багряный - какие это цвета? Кто знает значение этих слов?

Давайте запишем в тетрадь.

Словарная работа.

Лиловый - оттенки фиолетового или розового цвета.

Багряный - ярко-красный цвет.

-А сейчас выпишем словосочетания с данными словами, но прежде вспомним, что такое словосочетание? (Словосочетание - это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.)

Осени (какой?) первоначальной (ж.р., ед.ч., И.п.);

пора (какая?) дивная, (какая?) короткая (ж.р., ед.ч., И.п.);

день (какой?) хрустальный (м.р., ед.ч., И.п.)

-Какой вопрос мы задаем к данным словам? (какой? какая? )

- Какими членами предложения являются эти слова? (Определениями.)

-Какими частями речи выражены данные определения? (Прилагательными.)

Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Мы говорили о каких членах предложения? (Об определении.) На мониторе высвечивается правило об определении. (Знать, уметь.)

-Давайте запишем правило.

-А сейчас познакомимся с видами определения .

4. Работа с учебником и таблицей.

-Откройте §25 на стр. 70. Внимательно прочитаем §25.

(Учащийся читает параграф. Остальные дети внимательно слушают и следят. )

-А теперь вам предстоит работа с таблицей. Вы будете заполнять таблицу, которая лежит перед вами. Обратите внимание, она состоит из трех пунктов: 1…, 2…, 3… .

Учитель акцентирует внимание учащихся на каждом пункте в таблице. (Что учащийся запишет в первом столбце, во втором, в третьем.)

Что уже знал(а) об определении

Что узнал(а) нового

Вызывает затруднение

-Ребята, у вас вызывают затруднения согл. и несогл определения. Давайте с вами сравним словосочетания: лиственный ковер и ковер из листьев.

(Ковер(какой?) лиственный, ковер (из чего?) из листьев.)

На мониторе высвечивается таблица «Связи слов в словосочетании» (согласование, управление и примыкание). Дети повторяют связи слов в словосочетании с помощью таблицы.

Учащиеся записывают в тетрадь:

Ковер (какой?) лиственный (м.р., ед.ч., И.п.)-согласование (согл.)

ковер( из чего? какой?) из листьев (завис.сл. в Р.п.)-управление (несогл.)

летят (как?) порхая (завис. сл. связано с главным по смыслу)-примыкание (несогл.).

-Ребята, что вы можете сказать о согласованных и несогласованных определениях?

Вывод учащиеся делают с помощью таблицы на мониторе.

6. Проверочная работа. Учащимся предлагается раздаточный материал с текстом, в котором нужно найти определения и подчеркнуть их как члены предложения.

Надписать над ними вид определения (согл., несогл.).

На золотом фоне листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Падают с берез желтые, легкие листья. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличет высоко в небе пролетающая стая журавлей.

После выполненной работы, ребята комментируют каждое предложение.

7. Домашнее задание (высвечивается на мониторе).

§25, упр.138

Внимательно прочитайте задание, отрывок из романа А.Н.Толстого «Петр I». Выпишите словосочетания сначала с согласованными определениями, а затем с несогласованными .

8. Игра «Кто быстрее».

Класс делится на две команды. На столе у каждой команды лежат согл. и несогл. определения(раздаточный материал)

-Распределите словосочетания в два столбика на согласованные и несогласованные.

Одна команда выбирает согл.опред., др.-несогл. и прикрепляют на доске.

Согласованные

Несогласованные

тоненькие березки

прозрачное небо

осенний лес

поздняя осень

холодная река

тени берез

березы в золоте

небо в тучах

деревья без листьев

листва берёз

Подведение итогов конкурса.

Вывод.

-Какие члены предложения мы сегодня с вами повторяли? (Второстепенные члены предложения, дополнение и определение.)

-Что нового узнали об определении? (Различают определения согл. и несогл. в зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом.)

-Какие определения называются согл.? ( Согл. называются определения , связанные с определяемым словом посредством согласования. Они согласуются с определяемым словом в том же роде, числе и падеже.)

-Какие определения называются несогл.? (Несогл. определения выражаются существительными с предлогами и без предлогов, наречием, неопределенной формой глагола. Они связаны с определяемым словом посредством управления или примыкания.)

9. Подведение итогов урока.

-За работу на уроке вы получили сегодня следующие оценки: «4»: , «3»:

РЕФЛЕКСИЯ


  • Если ты считаешь, что информация, полученная на уроке, для тебя небесполезная, прикрепи на наше дерево желтый листок.

  • Если ты считаешь, что информация, полученная на уроке тебе не пригодится, то прикрепи красный.










На золотом фоне листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Падают с берез желтые, легкие листья. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличет высоко в небе пролетающая стая журавлей.

На золотом фоне листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Падают с берез желтые, легкие листья. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличет высоко в небе пролетающая стая журавлей.


На золотом фоне листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Падают с берез желтые, легкие листья. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличет высоко в небе пролетающая стая журавлей.


На золотом фоне листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Падают с берез желтые, легкие листья. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличет высоко в небе пролетающая стая журавлей.

На золотом фоне листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Падают с берез желтые, легкие листья. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличет высоко в небе пролетающая стая журавлей.


На золотом фоне листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Падают с берез желтые, легкие листья. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличет высоко в небе пролетающая стая журавлей.

тоненькие березки

прозрачное небо

осенний лес

поздняя осень

холодная река

тени берез

березы в золоте

небо в тучах

деревья без листьев

листва берёз

© 2010-2022