Стенгазета о жизни и творчестве А. Платонова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Стенгазета о жизни и творчестве А.Платонова

Стенгазета о жизни и творчестве А.Платонова



1 сентября - день рождения Андрея Платонова





Платонов был писатель, пожелавший разобраться в самых сложных, а значит, самых простых основах человеческого бытия…

Вас. Гроссман.

Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию.

Это чудо мне известно…

А. Платонов.

«В СЕРДЦЕ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БОГАТСТВО»
РАССКАЗЫ А. ПЛАТОНОВА

Андрей Платонович Платонов родился в Стенгазета о жизни и творчестве А.Платонова 1899 году, а умер в 1951-м. Самые трудные годы России прошли у него на глазах. Во всем написанном - реальная судьба страны, нашего народа, самого писателя.
Читать Платонова - большая духовная работа. Каждое произведение писателя имеет глубокий философский смысл, причем это не книжная философия, а природная мудрость. Платонов требует от читателя ответной работы, роста души.
Лучше всего начинать знакомство с Платоновым с детских рассказов. О его творческой манере, своеобразии можно судить по рассказу «Корова».

Климентов Андрей Платонович (настоящая фамилия писателя) родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестер и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу. Это и определило будущее отношение его к людям: «Надо относиться к людям по-отцовски». Он рано стал кормильцем, возложил на себя заботу о семье.
Работал Платонов во многих местах, у многих хозяев. Был разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Вот тогда и определилась его любовь к машине, к паровозам. Многие герои его рассказов связаны с железной дорогой или работают на паровозах. Машины у него очеловечены. Например, в рассказе «Старый механик» мы читаем: «Семья Петра Савельича была небольшая: она состояла из него самого, его жены и паровоза серии "Э", на котором работал Петр Савельич». Или в рассказе «Корова»: «Слышно было, как паровоз в голове поезда бился в тяжелой работе, но колеса его буксовали впустую, и состав не натягивался».
Помогая отцу водить паровоз, Платонов полюбил не только паровозы, машину, ноющий гудок, но и потную работу. Он прошел настоящую школу труда, на своей спине испытал «почем фунт лиха», и все это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым.
Будущий писатель стремится к знаниям, как и герой его рассказа Вася Рубцов, который старался постичь то, что не знал:
«Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вСтенгазета о жизни и творчестве А.Платоноваещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют».

Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудится над изобретениями. Поступает в железнодорожный политехникум, учеба в котором была прервана гражданской войной и уходом в Красную Армию. В 1924 году Платонов заканчивает Политехнический институт и несколько лет работает инженером-мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства.
В 15-16 лет он впервые пробует свои силы в поэзии, пишет стихи, которые печатаются в местных газетах и журналах. Уважительное, серьезное отношение к правдивой, умной книге, к настоящему художественному слову пронес он через всю жизнь.
Платонов пришел в литературу со своеобразным видением мира, характерной, только ему присущей манерой письма.

Во всей его прозе 20-х и начала 30-х годов («Сокровенный человек», «Чевенгур», «Котлован» и др.) писателя больше всего привлекала проверка народным умом и опытом национальным бытием всяких привнесенных идей.

В период «великого перелома» Платонов подвергся жестоким критическим гонениям из-за «Усомнившегося Макара» и повести «Впрок». Не могло быть и речи о публикации повести «Котлован».

Творческий путь Платонова в 30-е годы полон опасностей, недоверия, разносов, отказов в публикациях. Он вынужден выступать в качестве литературного критика. Новая книга рассказов появляется лишь в 1937 году под названием «Река Потудань».

Во время войны Платонов - фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Выходит несколько небольших книжек его военной прозы.

В послевоенные годы Платонов снова попадает в полосу критических бурь. В последние годы жизни его почти не печатают.

Вторичное рождение Платонова происходит в 60-е - 80-е годы, когда публикуются одно за другим созданные им произведения.

Его судьба сложилась трагически. Он умер на пятьдесят втором году жизни. Умер, оставив для будущих читателей свое художественное наследие.

Военный период жизни и творчества

Андрея Платоновича Платонова.

Стенгазета о жизни и творчестве А.Платонова В годы Великой Отечественной войны Андрей Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» на разных фронтах и тогда же напечатал шесть сборников военных рассказов. Один из них - «Одухотворенные люди" - в центре внимания сегодня.
В начале войны Платонов (в действующую армию его не призвали) записался в ополчение. Но вот его приглашают в редакцию «Красной звезды». Вспоминает редактор «Красной звезды» Давид Ортенберг: "В сентябре 1942 года мы получили из Сталинграда краткую запись Василия Гроссмана, в которой он просил нас взять под свое покровительство Андрея Платонова, « …этого хорошего писателя - он беззащитен и неустроен..." В записке Гроссмана, работавшего специальным корреспондентом нашей газеты на Сталинградском фронте, только эти две строки, большего, видимо, по цензурным условиям он не мог написать. Пришлось мне самому добираться до истины. А была она горька... Словом, разыскал я Платонова, пригласил к себе. Теребить его душевные раны не стал. Сразу же подписал приказ по редакции "Зачислить Андрея Платоновича Платонова с сего числа специальным корреспондентом "Красной звезды" с окладом в 1200 рублей в месяц". Обмундировали его, выдали пистолет, хотя звание у него было наипростейшее - "рядовой", нацепили на петлицы одну шпагу и в удостоверении поставили «капитан».
Через несколько дней Платонов... отбыл на фронт..
Написанное Платоновым печаталось в годы войны наряду с очерками и рассказами видных наших писателей: Шолохова, А.Толстого, Эренбурга, Симонова и др. Он бывал на разных фронтах, на передовой, добывая материал, и писал, писал...»
Однажды Ортенберг, оценив изящество материала, предложил Платонову очерк «Труженики войны» назвать рассказом. Писатель отказался: «Зачем? Я с бойцом этим ночевал в одной землянке и фамилию не менял". Речь шла о подлинном факте, когда один солдат пленил немецкий танк. Платонов ценил факт, тем более что жизнь, фронтовая жизнь изобиловала таким фактическим материалом, значимость и весомость которого намного опережала всякую выдумку. «Это были неповторимые очерки о жизни на войне. Они покоряли нас философской мудростью и волшебным языком», писал редактор «Красной звезды».
Для Платонова война была священной, народ - близок и дорог его сердцу, он защищал Родину. Объясняя свой предвоенный псевдоним "Человеков", он говорил:
«Меня пытались превратить в черт знает что, а я остался человеком». Он оставался честен, по-прежнему не зная, что значит «приспосабливаться». Он не боялся писать суровую правду: о нехватке боеприпасов (последняя «жалкая бутылка с зажигательной смесью»); об опаздывающем подкреплении, когда оголенный участок фронта защищают всего пятеро; о шквальном огне, который дает нашим бойцам поднять голову, о щемящей грусти по матери, невесте; наконец, о смерти, которая «пашет» вокруг.
Виктор Шкловский писал о нем в 1942 году: «Он один из пятерки-шестерки лучших советских писателей».
Леонид Леонов в том же году: «Считаю писателя тов. Андрея Платонова чрезвычайно интересным и очень талантливым литератором нашего времени». Его товарищи по перу, военные корреспонденты, рассказывали, что писатель не любил отсиживаться в штабах армий, на КП фронтов. Рюкзак на плечи - и в полк, в батальон, в роты. Ночевал с солдатами, набирался их мудрости. Он мог ночевать в сыром окопе, пешком, отмеряя километры, добирался до переднего края, часто под пулями, его это не останавливало. Однажды в дивизии генерала Красноглазова шел тяжелый бой, генерал категорически не пускал корреспондентов, рвавшихся в полки и батальоны. Платонов слушал комдива внимательно, но удержать его не удалось. Добрались, где ползком, где перебежками...
Был он добр, мягок в обращении. По свидетельству Евгения Долматовского, знавшего Платонова еще по Литературному институту и встречавшего его на Курской дуге на самых опасных участках, « его поняли и полюбили читатели и в действующей армии, и в тылу».
За годы войны вышло шесть сборников рассказов военкора Платонова. Подо Львовом он был контужен, его засыпало землей, отбило легкие, и он вынужден был долго лечиться.
Будучи инвалидом 1 группы, он продолжал писать, пытался печататься. Рассказ «Возвращение» был напечатан в «Новом мире» за 1946 год, где редактором стал Константин Симонов, товарищ Платонова по «Красной звезде». Но рассказ назвали клеветническим... И снова настали тяжелые дни - период молчания. Впрочем, и жить ему оставалось немного. «Отец писал «впрок», - скажет потом его дочь Мария Андреевна, очень много сделавшая вслед за матерью Марией Александровной для восстановления наследия писателя. Печатать Платонова начали только в 60-е годы.


© 2010-2022