Урок-концерт по литературе (9 класс)

Урок-концерт по литературе "Венок  А.С. Пушкину. Лирика: основные мотивы. Гуманность поэзии поэта". Урок-концерт посвящен анализу главных этапов жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, восприятию основных мотивов лирики поэта, раскрытию понимания Пушкиным назначения поэта, гуманности его поэзии, вольнолюбия и гражданственности. Задача урока: показать благородство, чистоту чувства любви и дружбы, выраженных в пушкинских стихах; содействовать воспитанию интереса к личности и творчеству А.С. Пу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ


9 класс


Тема: «Венок Пушкину.

Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Лирика: основные мотивы. Гуманность поэзии поэта.»

(урок - концерт)

Цели:

  • проанализировать главные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина;

  • дать понимание основных мотивов лирики поэта, раскрыть понимание Пушкина назначение поэта, гуманность его поэзии, вольнолюбие, гражданственность;

  • показать благородство чистоту чувство любви и дружбы выраженный в пушкинских стихах;

  • содействовать воспитанию интереса к личности и творчеству А.С. Пушкина; воспитывать любовь к прекрасному (музыке, изобразительному искусству)

Оборудование:

портреты А.С. Пушкина, друзей, семьи, тексты стихотворений А.С. Пушкина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Стальского, А. Твардовского; мультимедийный проектор, электронные презентации.

Тип урока: обобщающий (работа в группах).

Вид урока: урок - концерт.

Эпиграф: Солнце - одно, но по - разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По - разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью… и как на небе слагается радуга, так общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его.

Л. Успенский


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Беседа по содержанию эпиграфа и вступительное слово учителя о русской Пушкиниане.

ІІІ. Чтение в А.С. Пушкина учащимися: составление венка Пушкину (выразительное чтение стихотворений и их анализ).


  1. класс

«Зимнее утро»

«Узник»

отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

«Погасло дневное светило»

«В жестокий, черный век ты жил … » (С. Стальский)

9 класс

«На холмах Грузии лежит ночная мгла»

«Я Вас любил …»

«Я помню чудное мгновенье … »

«Памятник»

«Пророк»

«Анчар»

«К Чаадаеву»

Электронная презентация о творчестве А.С. Пушкина «Дружба» (слайд 11), «Лицейский период в жизни поэта» (слайды 8-13). Любовь в жизни поэта - Н. Гончарова (слайды 21-23).

Вопросы для анализа стихотворений:

«К Чаадаеву» - 1818г.

  1. Когда появилось это стихотворение и кому оно посвящено?

  2. В какой форме написано стихотворение (монолог, диалог, обращение)? В каком лирическом жанре (ода, песня, послание-обращение к какому-либо лицу)?

  3. О каком обмане идет речь в начале стихотворения, какую смысловую нагрузку несет слово «сон»?

  4. В каких словах стихотворения содержится его основная мысль?

«Я помню чудное мгновенье … »

  1. Какой рисует поэт любимую женщину? Какими словами характеризует её?

  2. Какие чувства способны вызвать в душе поэта воспоминания о любимой женщине? В каких словах стихотворения выражена его основная мысль?

«Я Вас любил …» - 1829г.

  1. Какой образ является ключевым в стихотворении?

  2. О каком чувстве идет речь: угасшем или живущем в сердце и ныне?

  3. Как относится лирический герой к предмету своей любви?

Анализ стихотворения: В данном стихотворении поэт раскрывает перед любимой как была сильна и благородна его любовь. Благородство чувств поэта выражена просто, окрашена тонкой и светлой грустью, и как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

«Памятник»

  1. Каков характер связи между пятой и предыдущими четырьмя строфами?

  2. Сколько раз встречается личное местоимение в первых четырех строфах, есть ли оно в пятой?

  3. Какой художественный образ является ключевым в пятой строфе? К чему призывает поэт свою Музу?

11 класс

«Мадонна»

«Вновь я посетил»

Поэты ХХ венка о Пушкине:

М.И Цветаева «Встреча с Пушкиным»

А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллее»

А. Твардовский «К портрету Пушкину»

С. Гудзенко «После марша и ночной атаки»

А. Дементьев «А мне приснился сон»

Электронная презентация «А.С. Пушкин в Крыму».

Прослушивание стихотворений сопровождается вопросами, направленными на определение уровня восприятия учениками избранных произведений.

Работа с тетрадями: фиксируются названия, авторы, краткие комментарии выступлений.

VI. Подведение итогов урока - концерта. Выводы. Заполнение таблицы «Основные темы лирики Пушкина». Венок из стихотворений А.С. Пушкина учащимися 6, 9, 11 классов составлен.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА

Гражданская

Интимная

Философская

Тема поэта и поэзии

Понимание поэтом современной общественной жизни

«К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня»

Чувства, переживания, оценка любовных отношений

«Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Мадонна»

Размышления о смысле человеческой жизни, о законах устройства Вселенной

«Брожу ли я …», «Вновь я посвятил», «Два чувства», «Вакхическая песня»

Размышления о назначении поэта, его роли в обществе

«Пророк», «Памятник»

V. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение о любимом стихотворении Пушкина.

  2. Знание текста романа «Евгений Онегин».

  3. Ответить на вопросы по содержанию романа «Евгений Онегин» (по группам).


© 2010-2022