Урок литературы в 6 классе «Р. Л. Стивенсон» Вересковый мед»

Урок по литературе в 6 классе. Тема: Р. Л. Стивенсон. Вересковый мед. Цель: 1)знакомство с творчеством Стивенсона (кратко), 2) анализ прочитанного произведения, 3) работа по теории литературы. Задачи:  1)развивать самостоятельную деятельность учащихся, 2)  понимать различные точки зрения, 3)уметь отстаивать свою точку зрения, 4) уметь слушать. Тип урока:  усвоение знаний. Педагогическая технология:  критическое мышление. Оборудование:  портрет Р. Л.  Стивенсона,   выставка книг. Ход урока: 1.      1. Орг. Момент.(1 минута) 2.      2 .  Биографическая справка (2 минуты) - Теперь вы заинтересованы творчеством Р. Л. Стивенсона? 3.     3. Словарная работа (3 минуты)  - Какие слова вам были непонятны в тексте? Вереск- Это вечнозеленый низкий кустарник  со  множеством мелких трехгранных листьев и таких же мелких цветков с лилово- розовым,  иногда белым венчиком растет в сосновых лесах и на болотах в Европе, встречается в Азии, Северной Африке, Гренландии и на Атлантическом побережье Америки. Вереск – хороший медонос, но мед  дает терпкий или даже горький. Вересковые пустоши широко известны в Шотландии.         Иллюстрация Вассалы - ВАССАЛ (ср.-век. лат. vasallus, от кельт. vassus — «слуга»), 1.  в Средние века «слуга», человек, исполнявший в обмен на предоставление земли в держание определенную службу в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности.2*) подчиненное, зависимое лицо.    Пикты -  ПИКТЫ, группа племен, составлявших древнее население Шотландии. В 9 в. завоеваны скоттами и смешались с ними.          4.Чтение баллады  (4 минуты) 5.     Анализ  прочитанного произведения - (6 минут) - Понравилась ли вам она? – О каких событиях рассказала вам баллада «Вересковый мед»? - О каком народе говорится в балладе? -Чем занимались пикты до безжалостного врага? -Как выглядели медовары? -  Каким мы видим шотландского короля? - За что шотландцы уничтожили  пиктов? - Сколько героев в балладе? - Кого можно считать главным героем баллады? - Какая тайна была у пленников? - Какой выбор сделал герой? - Как поступок характеризует горбатого карлика? -Почему свою тайну он называет святой? - О чем заставила задуматься?  -Что можно сказать о композиции баллады? - Постройте план: Экспозиция                                    Развитие событий                                     Завязка                                     Кульминация                                    Развязка  - Озаглавьте каждую часть. 1.      Тайна верескового меда. 2.      Шотландский король завоевал пиктов. 3.      Нашлись последние пикты. 4.      Недовольство короля растет.   5.       Обещает открыть тайну и обманывает короля. 6.      Погибает герой, тайна не раскрыта.  6.     Работа по теории литературы  (6 минут) - Каков жанр произведения?  Баллада - ( итал. ballare- танцевать)1. В средние века в западноевропейской поэзии - хоровая песня. 2. Стихотворное произведение, в основе сюжета которого лежит какое- либо необычное событие или историческое предание.- Какие черты подтверждают жанр баллады в этом произведении?  (Сюжет -  можно пересказать;  описание  исторического случая, в основе произведения - диалог)  7.     Чтение диалога  ( 3 минуты) - Найдите диалог в тексте. - С какой интонацией произносят реплики герои? Как нужно прочитать? (Интонация - грозная)  -Какая это баллада - народная или литературная; историческая, героическая или лирическая?  -Какую иллюстрацию можно нарисовать к балладе «Вересковый мед» (словесно или  карандашом и красками)? Иллюстрация - Почему старик  хотел, чтобы первым убили его сына? - Почему старый пленник не выдал тайны?  8.Перекрестная дискуссия. 1)Постановка бинарного вопроса.         –  Нам предстоит обсудить вопрос: Прав ли был герой, жертвуя  жизнью своего сына ради тайны?       2)Работа со схемой.  Индивидуальная работа За Против 1 1 2 2 3 3  - Приведите и запишите в тетради не менее 3- х  аргументов в каждую колонку:   - прав, потому что…   - неправ, потому что… 3)Работа в парах.  - Обменяйтесь мнениями, запишите понравившиеся аргументы в свою тетрадь. 4) Принятие окончательного решения. - Просмотрите все свои аргументы и запишите свою позицию в тетрадь:  Я считаю, что герой прав  ( неправ), потому что…,и перечислите все ваши аргументы по - порядку. 5) Правила дискуссии. - Уметь слушать. 6)Занятие позиции. - Поднимите руки, кто считает, что герой прав, неправ, сомневается? 7)Обсуждение. Деление на группы. 8)Проведение дискуссии.   9)Письменное задание: - Выпишите выражение в тетрадь, которое помогает понять авторскую позицию, прокомментировать отношение  автора к героям и событиям.  Вывод: -  Какие человеческие качества прославляются в этой балладе? - Какова основная мысль баллады? -В чем заключалась тайна и сила этого народа?   10. Итог урока. 11. Домашнее задание: Выразительное чтение баллады. .
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Урок по литературе в 6 классе.

Тема: Р. Л. Стивенсон. Вересковый мед.

Цель: 1)знакомство с творчеством Стивенсона (кратко), 2) анализ прочитанного произведения, 3) работа по теории литературы.

Задачи: 1)развивать самостоятельную деятельность учащихся, 2) понимать различные точки зрения, 3)уметь отстаивать свою точку зрения, 4) уметь слушать.

Тип урока: усвоение знаний.

Педагогическая технология: критическое мышление.

Оборудование: портрет Р. Л. Стивенсона, иллюстрации, выставка книг.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.(1 минута)

  2. Слово о писателе. Биографическая справка (2 минуты)

Роберт Льюис Стивенсон родился в 1850 году в старинной шотландской семье, несколько поколений, которой были связаны с морем. Его отец был известным инженером, строителем маяков. Будущий писатель с детства любил путешествовать. Закончив юридический факультет Эдинбургского университета, из-за тяжелой болезни был вынужден уехать из Англии. Он побывал во многих странах, и, в конце концов, обосновался в швейцарском городе Давосе. Стивенсон - автор многих рассказов и стихотворений, нескольких повестей, нескольких повестей и романов среди которых знаменитый «Остров сокровищ». В 1890 году врачи посоветовали Стивенсону сменить климат на более теплый. После долгих лет поисков писатель поселился на острове Самоа. И только тут смог вести такую деятельную жизнь, о которой мечтал. Стивенсон пользовался уважением островитян, его почтительно называли «слагателем историй». На этом острове прошли последние четыре года его жизни. Он умер в 1894 году в возрасте 44 лет.

- Теперь вы заинтересованы творчеством Р. Л. Стивенсона, рассмотрите выставку книг его творчества.

  1. Словарная работа (3 минуты)

- Какие слова вам были непонятны в тексте?

Вереск- Это вечнозеленый низкий кустарник со множеством мелких трехгранных листьев и таких же мелких цветков с лилово- розовым, иногда белым венчиком растет в сосновых лесах и на болотах в Европе, встречается в Азии, Северной Африке, Гренландии и на Атлантическом побережье Америки. Вереск - хороший медонос, но мед дает терпкий или даже горький. Вересковые пустоши широко известны в Шотландии. Иллюстрация

Вассалы - ВАССАЛ (ср.-век. лат. vasallus, от кельт. vassus - «слуга»), 1. в Средние века «слуга», человек, исполнявший в обмен на предоставление земли в держание определенную службу в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности.2*) подчиненное, зависимое лицо.

Пикты - ПИКТЫ, группа племен, составлявших древнее население Шотландии. В 9 в. завоеваны скоттами и смешались с ними.

- Запишите слова в тетрадь.

- Слова понятны, теперь вы можете использовать их в своей речи.

4.Чтение баллады (4 минуты)

- Обратите внимание на интонацию.

  1. Анализ прочитанного произведения - (6 минут)

- Понравилась ли вам она?

- О каких событиях рассказала вам баллада «Вересковый мед»?

- О каком народе говорится в балладе?

-Чем занимались пикты до безжалостного врага?

-Как выглядели медовары?

- Каким мы видим шотландского короля?

- За что шотландцы уничтожили пиктов?

- Сколько героев в балладе?

- Кого можно считать главным героем баллады?

- Какая тайна была у пленников?

- Какой выбор сделал герой?

- Как поступок характеризует горбатого карлика?

-Почему свою тайну он называет святой?

- О чем заставила задуматься?

-Что можно сказать о композиции баллады?

- Постройте план: Экспозиция

Развитие событий

Завязка

Кульминация

Развязка

- Озаглавьте каждую часть.

  1. Тайна верескового меда.

  2. Шотландский король завоевал пиктов.

  3. Нашлись последние пикты.

  4. Недовольство короля растет.

  5. Обещает открыть тайну и обманывает короля.

  6. Погибает герой, тайна не раскрыта.



  1. Работа по теории литературы (6 минут)

- Каков жанр произведения?

- Запишите определение в тетрадь (на доске плакат)

Баллада - ( итал. ballare- танцевать)1. В средние века в западноевропейской поэзии - хоровая песня. 2. Стихотворное произведение, в основе сюжета которого лежит какое- либо необычное событие или историческое предание.

Основными признаками баллады считаются следующие:

а. Сюжетное стихотворение;

б. В центре баллады описание какого - либо фантастического, исторического случая;

в. Диалог- основа баллады, часто заменяет сюжет.

- Какие черты подтверждают жанр баллады в этом произведении?

(Сюжет - можно пересказать; описание исторического случая, в основе произведения - диалог)



  1. Чтение диалога ( 3 минуты)

- Найдите диалог в тексте.

- С какой интонацией произносят реплики герои? Как нужно прочитать?

(Интонация - грозная)

-Какая это баллада - народная или литературная; историческая, героическая или лирическая?

-Какую иллюстрацию можно нарисовать к балладе «Вересковый мед» (словесно или карандашом и красками)? Иллюстрация

- Почему старик хотел, чтобы первым убили его сына?

- Почему старый пленник не выдал тайны?

8.Перекрестная дискуссия.

1)Постановка бинарного вопроса.

- Нам предстоит обсудить вопрос: Прав ли был герой, жертвуя жизнью своего сына ради тайны?

2)Работа со схемой. Индивидуальная работа

За

Против

1

1

2

2

3

3

- Приведите и запишите в тетради не менее 3- х аргументов в каждую колонку:

- прав, потому что…

- неправ, потому что…

3)Работа в парах.

- Обменяйтесь мнениями, запишите понравившиеся аргументы в свою тетрадь.

4) Принятие окончательного решения.

- Просмотрите все свои аргументы и запишите свою позицию в тетрадь: Я считаю, что герой прав

( неправ), потому что…,и перечислите все ваши аргументы по - порядку.

5) Правила дискуссии.

- Уметь слушать.

6)Занятие позиции.

- Поднимите руки, кто считает, что герой прав, неправ, сомневается?

7)Обсуждение. Деление на группы.

8)Правила проведения дискуссии:

1 сторона - 2 сторона

1 аргумент(1 стороны) - 1 аргумент(2 стороны)

2 аргумент(1 стороны) - 2 аргумент(2 стороны)

3 аргумент(1 стороны) - 3 аргумент(2 стороны)

9)Проведение дискуссии.

10)Письменное задание:

- Выпишите выражение в тетрадь, которое помогает понять авторскую позицию, прокомментировать отношение автора к героям и событиям.

Вывод:

- Какие человеческие качества прославляются в этой балладе?

- Какова основная мысль баллады?

-В чем заключалась тайна и сила этого народа?



  1. Итог урока.

- Что мы узнали сегодня на уроке? Чем занимались?

Знакомство с творчеством Р. Л. Стивенсона, его произведениями, доставило нам много радости. Его баллада заставила задуматься.



  1. Оценки.

  2. Домашнее задание: Выразительное чтение баллады, обратить внимание на интонацию.

Примечание к уроку:

Учитель повторяет (иногда неоднократно) сказанное детьми. Во - первых, это средство прояснения точек зрения и их наилучшего понимания и запоминания оппонентами

( которым придется возражать); во- вторых, способ ведения дискуссии в спокойном тоне, без эскалации «спортивного азарта», к которому дети очень склонны, наконец, это нужно самому учителю, чтобы не терять контроля за разговором, а - главное лучше запомнить, кто, что говорил: ведь их всех придется оценивать.

При проведении урока этого типа учитель должен постараться избежать трех главных опасностей:

  1. Важно не допустить, чтобы интерес детей сместился с предмета разговора на «победу над противником».

  2. «Ухода в сторону» в ходе обсуждения.

  3. Чрезмерного «демократизма» в руководстве дискуссией: «держать» разговор нужно жестко, твердо, направляя его строго по определенному руслу изначально заданной темы, - иначе не будет результата; в тоже время дети должны чувствовать себя свободно, не замечая руководства учителя.

Сидорина Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы 1 категории, сш. №26 им. Жамбыла, пос. Жамбыла, Кордайского р- на, Жамбылской области.



080411, ул. Первомайская д. 8, пос. Жамбыла, Кордайского р- на, Жамбылской обл.

























































Сш № 26им. Жамбыла





















Урок литературы в 6 классе.

Тема: Р. Л. Стивенсон. Вересковый мед.











Учитель: Сидорина В. С.









2007 год

© 2010-2022