- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 6 классе «Р. Л. Стивенсон» Вересковый мед»
Урок литературы в 6 классе «Р. Л. Стивенсон» Вересковый мед»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидорина В.С. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
8
Урок по литературе в 6 классе.
Тема: Р. Л. Стивенсон. Вересковый мед.
Цель: 1)знакомство с творчеством Стивенсона (кратко), 2) анализ прочитанного произведения, 3) работа по теории литературы.
Задачи: 1)развивать самостоятельную деятельность учащихся, 2) понимать различные точки зрения, 3)уметь отстаивать свою точку зрения, 4) уметь слушать.
Тип урока: усвоение знаний.
Педагогическая технология: критическое мышление.
Оборудование: портрет Р. Л. Стивенсона, иллюстрации, выставка книг.
Ход урока:
-
Орг. Момент.(1 минута)
-
Слово о писателе. Биографическая справка (2 минуты)
Роберт Льюис Стивенсон родился в 1850 году в старинной шотландской семье, несколько поколений, которой были связаны с морем. Его отец был известным инженером, строителем маяков. Будущий писатель с детства любил путешествовать. Закончив юридический факультет Эдинбургского университета, из-за тяжелой болезни был вынужден уехать из Англии. Он побывал во многих странах, и, в конце концов, обосновался в швейцарском городе Давосе. Стивенсон - автор многих рассказов и стихотворений, нескольких повестей, нескольких повестей и романов среди которых знаменитый «Остров сокровищ». В 1890 году врачи посоветовали Стивенсону сменить климат на более теплый. После долгих лет поисков писатель поселился на острове Самоа. И только тут смог вести такую деятельную жизнь, о которой мечтал. Стивенсон пользовался уважением островитян, его почтительно называли «слагателем историй». На этом острове прошли последние четыре года его жизни. Он умер в 1894 году в возрасте 44 лет.
- Теперь вы заинтересованы творчеством Р. Л. Стивенсона, рассмотрите выставку книг его творчества.
-
Словарная работа (3 минуты)
- Какие слова вам были непонятны в тексте?
Вереск- Это вечнозеленый низкий кустарник со множеством мелких трехгранных листьев и таких же мелких цветков с лилово- розовым, иногда белым венчиком растет в сосновых лесах и на болотах в Европе, встречается в Азии, Северной Африке, Гренландии и на Атлантическом побережье Америки. Вереск - хороший медонос, но мед дает терпкий или даже горький. Вересковые пустоши широко известны в Шотландии. Иллюстрация
Вассалы - ВАССАЛ (ср.-век. лат. vasallus, от кельт. vassus - «слуга»), 1. в Средние века «слуга», человек, исполнявший в обмен на предоставление земли в держание определенную службу в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности.2*) подчиненное, зависимое лицо.
Пикты - ПИКТЫ, группа племен, составлявших древнее население Шотландии. В 9 в. завоеваны скоттами и смешались с ними.
- Запишите слова в тетрадь.
- Слова понятны, теперь вы можете использовать их в своей речи.
4.Чтение баллады (4 минуты)
- Обратите внимание на интонацию.
-
Анализ прочитанного произведения - (6 минут)
- Понравилась ли вам она?
- О каких событиях рассказала вам баллада «Вересковый мед»?
- О каком народе говорится в балладе?
-Чем занимались пикты до безжалостного врага?
-Как выглядели медовары?
- Каким мы видим шотландского короля?
- За что шотландцы уничтожили пиктов?
- Сколько героев в балладе?
- Кого можно считать главным героем баллады?
- Какая тайна была у пленников?
- Какой выбор сделал герой?
- Как поступок характеризует горбатого карлика?
-Почему свою тайну он называет святой?
- О чем заставила задуматься?
-Что можно сказать о композиции баллады?
- Постройте план: Экспозиция
Развитие событий
Завязка
Кульминация
Развязка
- Озаглавьте каждую часть.
-
Тайна верескового меда.
-
Шотландский король завоевал пиктов.
-
Нашлись последние пикты.
-
Недовольство короля растет.
-
Обещает открыть тайну и обманывает короля.
-
Погибает герой, тайна не раскрыта.
-
Работа по теории литературы (6 минут)
- Каков жанр произведения?
- Запишите определение в тетрадь (на доске плакат)
Баллада - ( итал. ballare- танцевать)1. В средние века в западноевропейской поэзии - хоровая песня. 2. Стихотворное произведение, в основе сюжета которого лежит какое- либо необычное событие или историческое предание.
Основными признаками баллады считаются следующие:
а. Сюжетное стихотворение;
б. В центре баллады описание какого - либо фантастического, исторического случая;
в. Диалог- основа баллады, часто заменяет сюжет.
- Какие черты подтверждают жанр баллады в этом произведении?
(Сюжет - можно пересказать; описание исторического случая, в основе произведения - диалог)
-
Чтение диалога ( 3 минуты)
- Найдите диалог в тексте.
- С какой интонацией произносят реплики герои? Как нужно прочитать?
(Интонация - грозная)
-Какая это баллада - народная или литературная; историческая, героическая или лирическая?
-Какую иллюстрацию можно нарисовать к балладе «Вересковый мед» (словесно или карандашом и красками)? Иллюстрация
- Почему старик хотел, чтобы первым убили его сына?
- Почему старый пленник не выдал тайны?
8.Перекрестная дискуссия.
1)Постановка бинарного вопроса.
- Нам предстоит обсудить вопрос: Прав ли был герой, жертвуя жизнью своего сына ради тайны?
2)Работа со схемой. Индивидуальная работа
За
Против
1
1
2
2
3
3
- Приведите и запишите в тетради не менее 3- х аргументов в каждую колонку:
- прав, потому что…
- неправ, потому что…
3)Работа в парах.
- Обменяйтесь мнениями, запишите понравившиеся аргументы в свою тетрадь.
4) Принятие окончательного решения.
- Просмотрите все свои аргументы и запишите свою позицию в тетрадь: Я считаю, что герой прав
( неправ), потому что…,и перечислите все ваши аргументы по - порядку.
5) Правила дискуссии.
- Уметь слушать.
6)Занятие позиции.
- Поднимите руки, кто считает, что герой прав, неправ, сомневается?
7)Обсуждение. Деление на группы.
8)Правила проведения дискуссии:
1 сторона - 2 сторона
1 аргумент(1 стороны) - 1 аргумент(2 стороны)
2 аргумент(1 стороны) - 2 аргумент(2 стороны)
3 аргумент(1 стороны) - 3 аргумент(2 стороны)
9)Проведение дискуссии.
10)Письменное задание:
- Выпишите выражение в тетрадь, которое помогает понять авторскую позицию, прокомментировать отношение автора к героям и событиям.
Вывод:
- Какие человеческие качества прославляются в этой балладе?
- Какова основная мысль баллады?
-В чем заключалась тайна и сила этого народа?
-
Итог урока.
- Что мы узнали сегодня на уроке? Чем занимались?
Знакомство с творчеством Р. Л. Стивенсона, его произведениями, доставило нам много радости. Его баллада заставила задуматься.
-
Оценки.
-
Домашнее задание: Выразительное чтение баллады, обратить внимание на интонацию.
Примечание к уроку:
Учитель повторяет (иногда неоднократно) сказанное детьми. Во - первых, это средство прояснения точек зрения и их наилучшего понимания и запоминания оппонентами
( которым придется возражать); во- вторых, способ ведения дискуссии в спокойном тоне, без эскалации «спортивного азарта», к которому дети очень склонны, наконец, это нужно самому учителю, чтобы не терять контроля за разговором, а - главное лучше запомнить, кто, что говорил: ведь их всех придется оценивать.
При проведении урока этого типа учитель должен постараться избежать трех главных опасностей:
-
Важно не допустить, чтобы интерес детей сместился с предмета разговора на «победу над противником».
-
«Ухода в сторону» в ходе обсуждения.
-
Чрезмерного «демократизма» в руководстве дискуссией: «держать» разговор нужно жестко, твердо, направляя его строго по определенному руслу изначально заданной темы, - иначе не будет результата; в тоже время дети должны чувствовать себя свободно, не замечая руководства учителя.
Сидорина Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы 1 категории, сш. №26 им. Жамбыла, пос. Жамбыла, Кордайского р- на, Жамбылской области.
080411, ул. Первомайская д. 8, пос. Жамбыла, Кордайского р- на, Жамбылской обл.
Сш № 26им. Жамбыла
Урок литературы в 6 классе.
Тема: Р. Л. Стивенсон. Вересковый мед.
Учитель: Сидорина В. С.
2007 год