Статья по русскому языку на тему Мой урок с интерактивной доской

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мой урок с интерактивной доской.

Никитаева Надежда Фёдоровна - учитель русского языка и литературы МБОУ «Дмитриевогорская СОШ», Меленковский район.

Легко следовать правильно за тем, кто идёт впереди.

Ян Амос Коменский.

«Что ты делаешь?» - с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, древний странствующий философ.

В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «Везу тачку», «Зарабатываю на хлеб», «Искупаю грехи», «Строю храм».

Каждого человека в жизни манят свои мерцающие вдали огни-маяки. Наверное, поэтому с разными целями приходят люди и в профессию. Но, пожалуй, нет сферы, в которой эти цели так призрачны и так труднодостижимы, как в педагогике. В ней непросто состояться. Рутина ежедневных обязанностей, бесконечные уроки в школе и подготовка к ним дома, огромная ответственность за жизни (в прямом смысле слова) и судьбы детей, оставляющая желать лучшего зарплата - характеристики учительского ремесла хорошо известны каждому обывателю. Но над всем этим, ежедневным и затягивающим, тяжелым и выбивающим из сил, есть вещи совсем другой категории: пытливые и настороженные глаза детей, внимающие каждому слову любимого учителя, благодарные слова выпускников и их родителей, ощущение легкости и необыкновенного удовольствия от получившегося урока, от состоявшейся дискуссии, от неожиданных открытий своих учеников. В тот момент, когда учителю довелось испытать что- либо подобное, он начинает чувствовать себя нужным людям, все трудности перестают казаться такими уж непреодолимыми, появляется желание освоить что-то новое, попробовать себя в каких-то незнакомых ситуациях. Это становится главным и всё, что казалось таким непреодолимым само - собой уходит в сторону.

Учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовит авторские уроки - мультимедийные презентации, тестеры, информационно- дидактические игры. И первые успехи в их разработке, как правило, вызывают, чуть ли не детский восторг. Использование современных технологий помогает достичь высоких результатов в преподавании своего предмета.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски - комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), мультимедиа, всеобщая компьютеризация, Интернет, интерактивная доска… - все эти слова ещё лет пять назад вызывали удивление, а иногда и страх. Что это? Как этим пользоваться и зачем? Ведь можно по старинке…

Испокон веку наш основной учительский инструмент - школьная доска - неотъемлемый атрибут любого учебного кабинета, необходимый и для опроса, и для объяснения нового материала, и для тренировочных упражнений. Но сама доска с течением времени претерпела значительные изменения. Сегодня на смену классической школьной доске приходит совершенно новое поколение - электронные и интерактивные доски, ближайшими родственниками которых можно считать мультимедийные комплексы, состоящие из компьютера и медиапроектора. Всё это нам, учителям, даёт возможность использовать компьютерные презентации, видео, звук, создавать слайд-шоу, демонстрировать текстовые документы и с помощью электронного пера (стилоса) работать в них.

В своей педагогической деятельности ИД я использую на разных этапах урока, акцентируя тем самым внимание школьников на самом важном.

Во-первых, использую презентации при объяснении нового материала: это иллюстрации к очерку жизни и творчества писателя, постановка цели и задач урока, знакомство с новым литературным направлением, стилем, жанром. Подобная работа невозможна без наглядности, потому что должна включать фотографии, иллюстрации, которые создают определённое настроение, заставляют ученика увидеть предмет изучения не плоско, а с разных сторон, увеличивают интерес к представленному материалу.

Во-вторых, компьютерные презентации использую на заключительном этапе, обобщаю полученные знания, например, при составлении обобщающих таблиц, кластеров, которые, безусловно, необходимы, но которые представлять на обычной доске практически, невозможно, потому что это занимает много времени.

В-третьих, ИД помогает на этапе контроля полученных знаний, например, при выполнении тестовых работ. Здесь очень удобным оказывается электронное перо, которым можно выделять правильные ответы, впоследствии проверяя себя с помощью компьютера. Правда, здесь же кроется и серьёзная проблема: проведение подобных тестовых работ не может быть самостоятельным, оно должно быть только коллективным.

В-четвёртых, презентации вполне уместны на финальном этапе объяснения домашнего задания, что очень важно для изучения литературы. Например, на доске можно представить список произведений, необходимых для самостоятельного анализа или для последующего анализа на уроках (особенно если речь идёт о стихотворениях), или список вопросов для самостоятельного анализа художественного произведения, что существенного сокращает время урока.

В-пятых, ИД помогает на этапе закрепления полученных знаний. Здесь я периодически использую игровые технологии: это могут и обычные викторины, и интеллектуальная «Пирамида», и игра «Самый умный», и «Своя игра», и многое другое. Всё зависит от фантазии учителя, его навыков в области компьютерных технологий и степени подготовки класса.

А что же целые «интерактивные» уроки или система уроков?

В моей педагогической практике есть уроки, посвященные изучению жизни и творчества писателя, что, естественно, невозможно без сопровождающего текстовый материал визуального (фотографии, иллюстрации), а то и звукового (запись голоса автора) ряда. Уроки, посвященные изучению культурно-исторического контекста. Наглядность изложенного материала делает подобные уроки более интересными, продуктивными, потому что позволяет использовать «содружество искусств» при изучении предмета.

ИД очень удобна при сопоставлении различных редакций текста, которые можно одновременно вывести на экран. Например, при анализе художественного текста (особенно поэтического), который также можно вывести на большой экран и поработать с ним электронным пером, что делает работу над художественным текстом коллективной, позволяет включить в неё всех учеников в классе, сделать их равноправными участниками процесса.

Что касается систем уроков, то здесь, на мой взгляд, весьма эффективны компьютерные презентации, посвященные изучению нескольких этапов творчества одного писателя, обзорному изучению произведений разных авторов или изучению цикла произведений. В любом случае, включение ИКТ в уроки, посвященные изучению подобных тем, допустимо как на определенных этапах уроков, так и при подготовке всего урока в целом.

Однако, освоив чисто технические приемы, мы далеко не всегда задумываемся о дидактической составляющей урока. Нет сомнения, что подготовить качественный, эффективный мультимедийный урок, а затем и провести его намного сложнее, чем урок в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться.

На своих уроках с помощью интерактивной доски я стараюсь обеспечить хороший уровень педагогического дизайна мультимедийного урока, используя современные технологические приёмы развивающего обучения. Благодаря этому уникальному техническому средству обучения стараюсь добиться максимальной визуализации учебного процесса. Стараюсь эффективно использовать методы проблемного обучения, предлагая ученикам решение проблемных ситуаций. Пользуясь интерактивной доской, мои ученики создают собственные макеты, схемы, проекты, записывают ответы, которые заносятся в базу данных, сохраняются в течение необходимого времени, а затем сравниваются с имеющимся наглядно-познавательным материалом. В течение всего урока использование интерактивной доски позволяет поддержать высокую мотивацию учащихся. На данном уроке они чувствуют себя не пассивными созерцателями, а полноправными творцами познавательного процесса. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь, активно использовать интерактивную доску с целью повышения эффективности урока.

«Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов, то есть он должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности» (Т. И. Платонова).

И.Кант очень мудро заметил когда-то: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звёзды». Я верю, что информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), интерактивная доска (ИД)… помогут нам, учителям филологии, даже в рутинной, тяжёлой работе «увидеть звёзды». А ведь свет звёзд придаёт жизни смысл, превращая души людей из «пустых храмин» в «золотой праздник» чувств, дарит способность « жить, думать, чувствовать, любить».

Своё эссе я хочу закончить синквейном:

1.Интерактивная доска.

2.Активная, познавательная.

3.Демонстрирует, помогает, обучает.

4.Интерактивн доска - современное уникальное техническое средство обучения.

5.Эффект.




© 2010-2022