Карточки-опросники для 9 класса общеобразовательной школы

Предлагаемые карточки -опросники содержат уровневые задания в двух вариантах, обобщающие и углубляющие изученный в 9 классе материал. Задания 1 уровня ориентированы на воспроизведение учащимися теоретического материала. 2 уровень содержит задания поискового характера, требующие умения анализировать, сопостовлять, распределять языковой материал по группам. 3 уровень содержит задания творческого характера, выявляющие умения учащихся использовать полученные знания при сопостовлении текстов, связных...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОВТОРЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 вариант


  1. уровень

  1. Что такое словосочетание? Назови способы связи слов в словосочетаниях. Чем предложение отличается от словосочетания? Какие предложения называются двусоставными? Назови главные члены предложения.

  2. Спиши, вставляя пропущенные буквы, обозначь главное слово в словосочетаниях крестиком.

Новый дом, человек с с..дыми в..лосами, три сестры, анютины глазки, читать книгу, ж..ть в городе, велеть сыну учит..ся, выполнение заказов, идти медле..о, удачливый в д..лах, интересные книги, читающий народ, строить дом, бояться гр..зы, разувериться в друзьях, с..льнее смерти, идти пешком, ш..нель внакидку, очень умный, решить остаться, ч..рный с проседью, зв..нок из редакции.

  1. Прочитай предложения. Выпиши по два примера словосочетаний по способу связи: согласование, управление, примыкание.

1, Алик, как загипнотизированный, шагнул вперед. Ему показалось, что гигант возится с молнией на куртке. Затем в руке его что-то блеснуло. Может быть, короткая дубинка. 2. Игорь Ефимов считает, что публикация любого творческого наследия большого писателя не может зависеть от воли его наследников. Елена Довлатова с такой позицией категорически не согласна, тем более что, по ее словам, сам Довлатов был против обнародования своих писем. 3. Довлатовская интонационная легкость, даже игривость, равной по тонкости которой, пожалуй, нет ни у одного писателя, как мне кажется, коварно обманчива.

  1. уровень

  1. Найди в тексте словосочетания с различными видами связи.

«Ты что это там, Манечка, так громко читаешь!?» - «Историю, мама». - «Так читай про себя». - «Да в Истории, мамочка, про меня ничего не написано».

  1. Найди четвертое лишнее:

кошки и собаки;

1

ПОВТОРЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2 вариант I уровень

  1. На какие виды делятся односоставные предложения? Назови второстепенные члены предложения. Что такое приложение? Какие члены предложения называются однородными, обособленными, уточняющими?

  2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи типы односоставных предложений.

1. Дня через три пот...плело. 2. Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин... дня, кровельных сосул...к худосочье, ручейков бессо...ых болтовня! 3. Дождик ш...л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра...чистит. 4. Два часа ночи. Не спи...ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н... др... жала. 5. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр...даюсь моим мечтам. 6. Летнее утро. В воздух... тишина. 7. Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... 8. Как постел...шься, так и высп...шься. 9. Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. 10. От шума ломило уши, давило грудь.

  1. Спиши, вставляя знаки препинания. Сделай синтаксический разбор последнего предложения.

1. Е...о душа была согрета приветом друга лаской дев. Цель жизни нашей для него [Ленского) была заманч...вой загадкой. 2. Он был свидетель умилё...ый её младенческих забав. 3. Он был любим... По крайней мере так думал он и был ...астлив. 4. Морозна ночь всё небо ясно; светил небесных дивный хор теч...т так тихо, так согласно... 5. В это дело вм...шалея старый дуэлист; он зол он сплетник он речист...

  1. Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы. Н... радо ей лиш... сердце Тани.

  1. уровень

  1. Прочитай текст, выпиши предложения с однородными членами, укажи синтаксическую роль обособленных членов предложения.

Затем появился сам «виртуоз». Это был полный румяный мужчина в чесучовой блузе-толстовке, с кудрями до плеч и выпуклыми глазами, сизыми, как слива «венгерка». Он вышел, неся в руке лаки-

медленно, но верно;

выглядит хорошо;

пришел, увидел, победил.

  1. ,Словосочетание со способом связи - согласование:

  1. никакими силами;

  2. посмотреть на друга;

  3. желание путешествовать;

Д. кофе по-турецки.

III уровень

  1. Составь текст научного стиля о способах связи в словосочетаниях. Укажи, какие части речи могут выступать в качестве главных и зависимых слов.

  2. Составь словосочетания. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Составь текст-описание с данными словосочетаниями.

Посе..ый, пшеница; провер..ый, тетради; освещ..ый, улица; запряж..ый, лошадь; развеш..ый, картины; развеш..ый, продукты; зажж..ый, фонари; окле..ый, стены.

  1. Словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор требуют после себя Д.п. Составь словосочетания с каждым из этих предлогов, определи способ связи. Запиши предложения с данными словосочетаниями.

2

рованный плоский ящик, живо раскланялся, поставил ящик на стол, щелкнул медными застежками и раскрыл его жестом циркового фокусника. В ящике рядами лежали цветные палочки-мелки.

  1. Найди четвертое лишнее.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Приятно пахнет черемухой.

Гром. Блеск молнии. Капли дождя.

За деревьями было едва видно дом.

  1. Найди неопределенно-личное предложение.

  1. Меня вызвали к директору.

  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  3. На улице стемнело.

Д. Сижу и рисую.

III уровень

  1. Составь словосочетания. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Составь текст-повествование с данными словосочетаниями.

Наблюдать, реакция; сожалеть, случившееся; ждать, известия; пренебречь, совет; расправиться, враг; хлопотать, друг; волноваться, мать; тосковать, родина; переживать, неудача.

  1. Составь предложения со словами кенгуру, депо, шоссе, такси, пони, какаду, сулугуни, пенальти, колибри, в которых определения и сказуемые показывали бы принадлежность к роду данных слов.

  2. Синекдоха - разновидность метонимии, перенос значения по количественному признаку; употребление названия частного вместо общего и наоборот, общего вместо частного, названия части предмета вместо целого.

Найди в предложениях примеры синекдохи. Определи типы простых предложений. Придумай несколько предложений, используя этот прием.

Все флаги в гости будут к нам. 2. Пуще всего береги копейку. 3. Швед, русский колет, рубит, режет.

ТЕМА : СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1вариант

  1. уровень

  1. Назови средства связи простых предложений в сложносочиненном предложении. Какие виды сложносочиненных предложений ты знаешь?

  2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Союзы заключи в овал, сделай морфологический разбор одного союза.

1. Стра..ое влияние имел на меня отец и стра..ые были наши отношения. 2. Сердце ее билось сильно и мысли не могли н.. на чем остановиться. 3. С полей н..сется голос стада В кустах малиновки звенят И с поб..левших яблонь сада Струится ела..кий аромат. 4. Только в исключительных случаях люди стр.. мятся ум..реть и никто в мире не жела..т состариться. 5. Мне стало холодно и лоб мой намок.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Союзы заключи в овал. Сделай синтаксический разбор последнего предложения.

1. Он к..нечно главенствовал во всех случаях и когда оценивалось то или иное стихотворение и когда решалось куда пойти и когда стоял вопрос о примирении с кем-либо или о ссоре. 2. И жизнь у него идет (по)прежнему и нового ничего нет. 3. Я не могу р..сти в покое Ни солнца мне не виден свет Ни для корней моих пр..стору нет Ни ветеркам вокруг меня св..боды. 4. Пр..занял у соседей ржи, да и заперся в усадьбе. Ни сам никуда не ездил, ни у себя никого не принимал.

  1. уровень

  1. Прочитай, найди двойные союзы. Спиши, заменяя двойные союзы союзом и.

1. Язык должен быть не только понятный или простонародный но и язык должен быть хороший.

  1. Ни калина не растет меж ними ни трава не зеленеет. 3. Он чувствовал себя перед нею ребенком да и она считала его за ребенка.

5

ТЕМА I. СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2 вариант

  1. уровень

  1. На какие группы делятся сочинительные союзы? Какие значения выражаются соединительными союзами, разделительными, противительными союзами?

  2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделай морфологический разбор одного союза.

1. Он шутил, а я злобствовал. 2. У комиков много лишнего комизма, а у тебя много лишнего трагизма. 3. Мы инстинктивно зна..м ужасно много, а все наши сознательные знания так жалки и нич(?) тожны в сравнении с мировой мудрост..ю. 4. Михаил Иванович чита..т сначал.. робко и неуверенно, пример..ваясь к аудитории, а потом дает волю своему темпераменту.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Союзы заключи в овал. Сделай синтаксический разбор последнего предложения.

1. Моющийся сдавал плат..е в разд..вальню, получал ж..стяной номерок на в..ревочке иногда надевал его на шею или привяз..вал к руке а то и просто нацеплял на ручку шайки. 2. Душа взвинтилась напряглась ждет душа удара и неизвес..но откуда занесен удар может из тучи молнией судьба грозит может кто-то незнакомый смотрит ей в спину ..зади. 3. Бабушка занята своим делом - может быт, штопа..т, может быть, шьет.

  1. уровень

  1. Спиши предложения в следующем порядке: с соединительными, разделительными, противительными союзами. Расставь знаки препинания.

Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он (Репин), что изображает верно природу, но и потому, что в нем отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты. 2. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. 3. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были ее (Ахматовой) вечными спутниками, и она нередко брала их - то одного, то другого - в дорогу


  1. уровень

  1. Назови средства связи простых предложений в сложноподчиненном предложении; виды сложноподчиненных предложений. Чем отличаются союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях?

  2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и запятые. Определи тип придаточных предложений.

1. Отец сказал что читал эту книгу. 2. Он п..просил чтобы я прочитал эту книгу. 3. Меня спросили см..трел ли я эту книгу. 4. Я знаю и ты знаешь всякий знает что зло человеческое уничтожается людьми. 5. Известно, что зло человеческое уничтожается людьми. 6. Мне снился сон, что сплю я непр..будно.

  1. Я зрел во сне, что будто умер я. 6. И я вижу во сне, как на волке в..рхом еду я по тр..пинке л..сной.

  1. Спиши, расставляя запятые, заключи союзы в овал, определи типы придаточных предложений.

1. Мне не стало хватать его только сейчас будто он не вернулся из боя. 2. И услышала она, ровно кто взд..хнул за беседкою. 3. Мне чуд..тся словно прошло мое горе. 4. Ему на время показалось как бы он оч..тился в какой-то малолетней школе затем чтобы сызнова учит..ся азбуке как бы за проступок перевели его из верхнего класса в нижний. 5. Горячие умы готовые все толковать по-своему ув..ряют якобы и тут строго выдержаны классические правила. 6. Многие до сих пор д..пускают будто бы вес тела при свободном полете в космическом пространстве завис..т от его местонахождения. Это - неверно.

  1. уровень

  1. Вставь подчинительные союзы и союзные слова. Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы.

  1. Человек должен быть наделен фантазией творить.

  2. Я наблюдал свысока волны головы ломают.

  3. Живешь в заколдованном диком лесу уйти невозможно.

  4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец играют свирели.

  5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше терем с дворцом кто-то занял.

  6. Мне теперь не понять же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.

9

ТЕМА II. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2 вариант I уровень

  1. На какие вопросы отвечают и к каким членам главного предложения они относятся? При помощи каких слов соединяются с изъясняемым словом? В чем особенность придаточных определительных; придаточных обстоятельственных?

  2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и запятые. Определи тип придаточных предложений.

1. Напиши этому разбойнику что ты п..шутил что у нас и денег-то таких не вод..тся. 2. Я в латах был один За герцогским столом. О..говорился Я тем что на турнир попал случайно. 3. Я спорил лишь сейчас Что ог.рчитесь вы. Но вид ваш так сп..коен. 4. К чести нашей народной гордости надобно заметить что в русском сердце всегда обита..т прекрасное чувство взять сторону угнетенного. 5. Я не говорю что нашел способы выразить особе..ость интонации: я их ищу.

  1. Спиши, расставляя запятые, заключи союзы в овал, определи типы придаточных предложений и виды подчинительной связи.

1. Если радость кончается ищи в чем ошибся. 2. Избавлю вас от описания гор, от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают особенно для тех которые там не были и от статистических замечаний которых решительно никто читать не будет. 3. Есть у России березоньки белые, кедры, забывшие сколько им лет горы, от вечных ветров поседелые, реки которым названия нет.

  1. уровень

  1. Объясни, в каких случаях запятая не ставится: 1) перед союзом и; 2) на стыке двух союзов. Составь схемы предложений.

1. Ибрагим чувствовал, что судьба его должна была перемениться и что связь его рано или поздно могла дойти до сведения графа Д. 2. Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. 3. В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что- то делали там.

ТЕМА III. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1 вариант

  1. уровень

  1. Какие предложения называются бессоюзными сложными? Какие виды бессоюзных сложных предложений ты знаешь? Какие знаки препинания ставятся в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления, противопоставления?

  2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни постановку знаков препинания в БСП.

1. Пр..снулся - пять станц..й убежало назад. 2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. 3. Шее., надцать лет служу - такого со мной (не)бывало. 4. Песенка кончилась - раздались обычные рукоплескания. 5. Ставнем стукн..т - он вздрогнет и побледнеет.

  1. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания.

Небывалая стояла тогда осень. В ноябре густые леса в поймах Оки и Прони еще светились золотом и пурпуром отлетающей листвы серые глаза рек и озер чернили многотысячные стаи непугливой птицы ожиревшие от обилия ягод орехов и грибов дикие свиньи медведи барсуки тетерева и рябчики становились легкой добычей охотников.

  1. уровень

  1. Данные ниже бессоюзные предложения превратите в сложноподчиненные предложения с союзами. Образец. Мы не смогли вовремя выехать: не было билетов. - Мы не смогли вовремя выехать, так как не было билетов.

1. Сдадите работу в срок - отпуск вам будет обеспечен. 2. Вдруг показалось ему: кто-то вошел в дом.

  1. У нас принцип такой: сделал свое задание - помоги товарищу. 4. По всему чувствуется: скоро теплу конец, начнутся дожди. 5. Только теперь увидел он: возле двери маячил часовой. 6. Вода спадет - сразу начинайте земляные работы. 7. Андрей проснулся поздно: солнце уже высоко поднялось над горизонтом. 8. В деревню теперь не проехать: река разлилась.

  1. Найди четвертое лишнее.

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

13

ТЕМА III. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2 вариант

  1. уровень

  1. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, изъяснения, условия, следствия?

  2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, почему ставится двоеточие в каждом из предложений.

  1. Степь вес..ло пестреет цветами: ярко желтее..т дрок, скромно синеют колокольчики, беле..т целыми зар..елями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. 2. Что-то зач..рнело впереди на дне у..кой л..жбины: то был Пегас. 3. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толка..т.

  1. Я поднял голову: перед огнем на опрокинутой ло..ке сидела мельничиха и разг..варивала с моим охотником. 5. Сдела..м следующее: вы пойдете налев.., а я направ.. 6. Вот что плохо: у вашего сына совсем нет желания учит..ся. 7. Надо понять главное: без посторо..ей помощи нам (не)обойтись.

  1. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания.

Трубы подняли воинский лагерь на заре. Едва умылись, кто в ручье, кто росой, сотские стали скликать своих. Утро было ясное, бестуманное, отрядами в молчании сходились к середине луга. Пахнуло ладаном - перед войском явились попы с кадильницами, потом показался санный возок с хоругвями, его сопровождали верховые в темных рясах, на иных белые клобуки. Из саней вышел высокий человек в рогатой митре и парчовой ризе. Утренние лучи вспыхнули, заиграли голубыми, синими, малиновыми, белыми искрами в сапфирах, алмазах и яхонтах митрополичьего убранства.

  1. уровень

  1. Составь и запиши несколько БСП, ССП, СПП по образцу. Образец: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

  2. Найди четвертое лишнее.

Хочешь перебраться на другой берег нанимай летом лодку.

Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землей.

Успокойтесь: рана не опасна.

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

  1. Найди предложение со значением следствия.

  1. Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений.

  2. Назвался груздем - полезай в кузов.

  3. Повадился кувшин по воду ходить - головы ему не сносить.

Д. Лес рубят - щепки летят.

III уровень

  1. Риторическое обращение - стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В риторическом обращении главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи.

Мечты, мечты!

Где ваша сладость? (А.Пушкин.)

Составь текст-рассуждение о мечтах, продолжая мысль Пушкина.

  1. Прочитай. Как отрывок передает мысль о значении музыки в жизни человека? Письменно ответь на вопрос.

Старинная русская игра была нежна и печальна: перебор «Камаринской» угадывался в ней за тоскливым зовом ладов, густые хрипловатые вздохи басов протяжно оттеняли ладовую перекличку, щемящие переходы были целомудренно-чисты, и от всего веяло неведомой силой, неведомой горечью. (В.Белов.)

  1. Прочитай пословицу, объясни постановку знаков препинания в предложении. Напиши сочинение-миниатюру о Родине.

Родина - мать, умей за нее постоять.

14

Все мое счастье было в этой женщине вы отняли ее.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно загадочное слово было внезапно расшифровано.

Хочешь перебраться на другой берег нанимай летом лодку.

  1. Какие знаки препинания следует поставить в сложном бессоюзном предложении?

Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку. (П.Суздалев.)

  1. Двоеточие и запятая. С. Запятая и двоеточие.

  2. Двоеточие и точка с запятой. Д. Точка с запятой и двоеточие.

III уровень

  1. Риторический вопрос - риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который дает ответ сам спросивший. По сути, риторический вопрос - это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. С какой целью в приведенных ниже примерах автор использует риторический вопрос? Письменно ответь на вопрос.

  1. А судьи кто?

  2. Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?

  1. Прочитай. Составь текст-рассуждение, используя в качестве тезиса данное высказывание.

Роман, поэма, рассказ, вообще любой литературный текст, отмеченный серьезными художественными достоинствами, конечно же, отражает жизнь; Чехов особенно настаивал на том, что его герои - результат наблюдения и изучения жизни, что как писатель он не солгал ни на гран и не перемудрил ни на йоту. (М.Громов.)

  1. Чему учит японская пословица? Как можно понять ее смысл в прямом значении? В переносном значении? Составь текст, взяв пословицу в качестве эпиграфа.

Оставь полевые цветы в полях.

ТЕМА IV. ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1 вариант

I уровень

  1. Что такое текст? Назови средства связи в тексте? В чем заключаются особенности научной статьи и аннотации? 2. Прочитай текст. Определи стиль текста. Обоснуй. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Т..орию звездной эв..люции можно считать в..ршиной развития совреме..ой астрофизики. Опираясь на предположение о термоядерном источнике энергии звезд, она увере..о описывает тончайшие нюансы их судеб. И все же червь сомнения точит некоторых и..ледователей. Ведь мы видим только тонкий поверхностный слой звезды, и никто никогда непосредстве..о не наблюдал, как в сердце звезды водород превращается в гелий.

  1. Прочитай текст. Определи стиль. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обрати внимание на оформление заявления.

Декану филологического факультета КазНУ им. аль-Фараби доценту Иманбаеву С.И. от студента III курса Сакенова М.А.

Заявление

Прошу Вас д..пустить меня к досроч(?)ной сдаче экзаменов в связи с тем, что во время се(сс, с)ии я должен буду пройти курс лечения в санатори.. «Сарыагаш».

16.111.2010 г. М.А.Сакенов

Составь заявление на имя директора детского центра с просьбой зачислить тебя в кружок или спортивную секцию.

II уровень

  1. Прочитай текст. Объясни постановку знаков препинания. Определи стиль текста. Выпиши тропы.

Над серой, в рыжих заплатах степью, над молочными озерами ковыля, млеющего под нежарким солнцем, летела тревога. Ее разносили птицы, о ней сообщала земля едва уловимым гулом. Рассыпанные

17

ТЕМА IV. ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 2 вариант

  1. уровень

  1. Дай определение интервью и дискуссии. Расскажи о роли монолога и диалога в тексте.

  2. Прочитай отрывок из школьного сочинения. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Прокомментируй знаки препинания.

Вот, например, я. Мне вс..гда по душе была работа, связа...ая с анализом, где надо принимать какие-то решения. Я люблю математику и физику, несмотря на то, что это д..вольно сложные науки. Мне нравится решать задачи, доказывать теоремы и выводить формулы. Многие мои однокла..ники не понимают меня.

  1. В каком стиле обычно пишутся и дружеские письма? Прочитай фрагменты письма А. Вертинского к жене. Определи стиль, тип текста. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Дорогая Лиличка! Вчера у меня был выходной. И мы с Алешей пошли посмотреть квартиру Пушкина. На меня это произвело огромное впечатление. Я и сегодня не могу от него о..делаться. Это ужасно грустно. Там была какая-то ученая из Академии. Она нам много рассказывала - не все в квартире под- ли.. .ое его личное. Много пропало. Но заменено вещами, такими же, той же эпохи, только он к ним не прик.хался. Все книги заменили точно такими же а настоящие хранятся в сейфах Академии. Портреты и акварели подли..ые. Его трость сабля которую ему подарил в Арзруме...

  1. уровень

  1. Подбери к нейтральным синонимам словосочетания официально-делового стиля. Составь предложения. Образец: помочь - оказать помощь.

Победить - Осмотреть -

Сбежать - Отремонтировать -

  1. Найди третье лишнее.

Точность изложения, стереотипность, наличие тропов.

Стандартизованность, логичность изложения, использование бытовой лексики.

среди типчаков и полыни саигаки разом поднимали головы, замирая, их дозорные свечками вставали над травой, и вдруг целые стада срывались в бег...

  1. Найди четвертое лишнее.

устав, теорема, кодекс, заявление;

закон, приказ, эпитет, протокол;

действие, расписка, акт, объявление.

  1. Найди признаки публицистического стиля.

  1. Широкое использование обиходно-бытовой и эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии, частиц, междометий, вводных слов, неполных предложений различного типа, слов-предложений, обращений, повторов слов.

  2. Использование в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках, энциклопедиях, рефератах, тезисах, отзывах, рецензиях, аннотациях, докладах, лекциях.

III уровень

  1. А.Пушкин писал: «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Что ты скажешь на это? Пушкин был противником грамотной речи или хотел подчеркнуть особую красоту разговорного стиля? Составь текст-рассуждение на эту тему.

  2. Прочитай высказывания. Составь афоризм о языке, речи. Обоснуй свою точку зрения.

  1. То, чего недостает ораторам в глубине, они восполняют длиннотами.

  2. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.

  3. Прочитай стихотворение ИБунина. Определи стиль и основную мысль текст. Напиши сочинение, используя текст в качестве эпиграфа.

Молчат гробницы, мумии и кости. И нет у нас другого достоянья!

Лишь слову жизнь дана. Умейте же беречь -

Из тьмы веков на мировом погосте Хоть в меру сил - в дни злобы и страданья

Звучат лишь письмена. Наш дар бесценный - речь.

18

Отсутствие эмоциональности; наличие обращений; наличие большого количества канцелярских штампов и клише.

  1. Укажи стиль текста:

Каждый день я ждал любимую мою вестницу весны - трясогузку; и вот, наконец, она прилетела.

С передним черным галстучком, в светло-сером отлично натянутом платьице, живая, насмешливая, она проходила под самым носом пса, делая вид, будто вовсе не замечает его.

  1. Публицистический; С. Разговорный;

  2. Научный; Д. Художественный.

III уровень

  1. Прочитай текст, определи стиль.

Уважаемый Александр Николаевич!

Ваш сын систематически не готовится к урокам. За последнюю неделю он получил семь неудовлетворительных оценок. Примите меры.

Классный руководитель Смирнова Л.Н.

  1. Что такое диалог? Прочитай диалог, найди основные черты диалога в тексте. Составь текст научного стиля о диалоге.

  • Ты уроки сделал?

  • Нет еще. Сейчас буду делать.

  • Садись сейчас же.

  1. Прочитай монолог Чацкого из комедии «Гэре от ума» А.Грибоедова. Какую важную композиционно-эстетическую роль играет монолог в данном художественном произведении? Дай письменный ответ на вопрос.

Безумным вы меня прославили всем хором Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Кто с вами день пробыть успеет, Где оскорбленному есть чувству уголок! -

Подышит воздухом одним, Карету мне, карету!

И в нем рассудок уцелеет.



3


© 2010-2022