Сочинения по творчеству Н. А. Некрасова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческие работы учащихся на тему

«Каким предстаёт народ в лирике Н.А.Некрасова?»


«Народ-создатель духовных и материальных благ».

( По стихотворению «Железная дорога»)

Сочинение ученицы 7 класса Краснопёровой Александры.

Н.А.Некрасов родился на Волге, много времени провёл с крестьянскими ребятишками, видел нелёгкую жизнь народа. С детства запали в душу ребёнка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Во время жизни в Петербурге он сам вёл жизнь бедняка. Поэт вошёл в сознание русских людей как заступник и певец народа.

Стихотворение «Железная дорога» было написано Некрасовым в1865 году. Бытовой разговор в вагоне железной дороги автор превращает в разоблачение псевдонародности правящих кругов, в раздумья о судьбе простого человека. Это произведение опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости. Мы видим картины подневольного труда. Народ освобождён, но он не может быть хозяином своей судьбы, ею правит царь-голод. Некрасов называет голод царём, потому что он заставляет выполнять тяжёлую непосильную работу.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотёсцев, ткачей.

Поэт говорит, что в голоде виноват существующий строй. Голод убивает людей.

Многие-в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Некрасов в этих строках противопоставляет жизнь и борьбу - бесплодным дебрям и гробу, то есть смерти. С помощью антитезы выражается мысль о том, какой тяжёлый труд, какое напряжение всех сил требуется для создания, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтобы вдохнуть жизнь в бесплодные дебри. Автор сочувствует народному страданию. Писатель создаёт фантастическую картину, рисует «толпу мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мёрзли и мокли, болели цингой.

Слова «божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог всё равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится. Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы к ним относились, как к братьям, уважали их труд. Некрасов обращается к Ване: «Это всё братья твои-мужики». Привычка к труду, народное терпенье и выносливость-качества, которые позволяют

верить в лучшее будущее народа.

Не видит созидательной силы в народе, из его уст вылетает злобная брань:

-Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать-разрушать мастера,

Варвары, дикое скопище пьяниц!..

Авторское отношение к изображаемому противоположное. Рассказчик хочет донести до слушателей, что именно простой народ создаёт богатства, которыми гордятся поколения. Именно народ создаёт богатейшую культуру.

Несмотря на то, что стихотворение написано о прошлом, оно помогает нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться её исправить.

Сочинения по творчеству Н.А.Некрасова


Представление народа о счастье. (По поэме «Кому на Руси жить хорошо».)

Сочинение ученицы 10 класса Портных Юлии.

План.

  1. Народность лирики Некрасова.

  2. Проблема народного счастья в поэме.

    1. «Кому живётся весело, вольготно на Руси?»

    2. Понимание счастья представителями различных классов:

а) поп;

б) помещик;

в) Матрёна Тимофеевна;

г) люди на ярмарке.

3. Народный заступник Гриша Добросклонов.

  1. Счастье человека - в служении народу, своей стране.

…Народ освобождён!

Но счастлив ли народ?

Н.А.Некрасов.

Николай Алексеевич Некрасов - это целая эпоха в русской литературе. Он жарко сочувствовал народу, потрясал современников картинами рабства, нищеты, нотами искреннего сочувствия. Он умел чувствовать чужое горе, как своё. Весь ужас крестьянской жизни Некрасов пережил с героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Уже в самом начале поэмы, введя пролог, поэт стремился сразу же показать главную идею своей поэмы:

В каком году - рассчитывай

В какой земле - угадывай

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Сошлися и заспорили

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси?

Основная цель Некрасова - показать бедственное положение народа после отмены крепостного права. Даже название деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка - отражают социальный смысл послереформенной России. Дорожная стычка мужиков по мере развития действия перестаёт быть просто бытовым вопросом, а становится великим спором, в который вовлечены все слои русского общества, все её главные социальные силы, призванные ан мужицкий суд.

Первым, кому пришлось поразмыслить над главным вопросом поэмы, стал поп:

В чём счастие по-вашему?

Покой, богатство, честь?

Дороги наши трудные

Приход у нас большой…

Нет сердца, выносящего

Без некоего трепета

Предсмертное хрипение,

Надгробное рыдание,

Сиротскую печаль!

Не выпало покоя и почёта на поповскую жену и дочь:

О ком слагаете

Вы сказки балагурные?

И всякую хулу?

После этих слов о поповской дочери и жене правдоискатели убедились, что нет почёта попу на русской земле:

Потупились ребятушки,

Молчат - и поп молчит…

Богатством поп также был обделён:

Живи с одних крестьян,

Сбирай мирские гривенки,

Да пироги по праздникам,

Да яйца о святой.

Крестьянин сам нуждается,

И рад бы дать, да нечего…

У попов нет ни покоя, ни почёта, ни богатства.

Это поэма о кризисном состоянии России, а кризис касается всех сословий. Следующими на пути странников встречаются помещики. У них, казалось бы, есть всё для счастья: покой, богатство, честь. Но по-настоящему счастливого мы не можем разглядеть ни в одном из них. Все они, если вдуматься, несчастны. Например, Оболд Оболдуев - богатый помещик знатного рода, считавший, что может делать всё, что его душа пожелает - вот его счастье:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню,

Закон - моё желание,

Кулак - моя полиция.

Но счастлив ли он был? Нет, он был одинок, его никто не любил. Где-то в глубине души он чувствовал, что он несчастлив, но не осознавал или не показывал этого. Но то, как он поступал с крестьянами, преступно! Ведь, наверное, все знают пословицу: «На чужом несчастье счастье не построишь».

Крестьяне не представляют себе настоящее счастье. Как бедные люди, они искали счастье у богатых и знатных, но не нашли. А что думают об этом такие же, как они, мужики? Об этом глава поэмы «Сельская ярмарка», где и показано крестьянское понимание счастья. У одного единственное счастье - покупать недорогие картиночки, чтобы хоть как-то украсить своё убогое жилище, у другого - дворянская болезнь, которой он гордиться, так как это приближает его к высшему слою общества. Странники не находят счастливого среди солдат:

Солдаты шилом бреются,

Солдаты дымом греются.

Какое счастье тут?

Нашёлся солдат, который участвовал во многих сражениях, несколько раз бывал на грани смерти, но, весь искалеченный, он считает себя счастливым. Его счастье в том, что он остался жив. И таких «счастливых» в поэме много. Настоящая беда в том, что простой народ не понимает, что же такое настоящее счастье!

Не найдя счастливого среди мужчин, странники отправляются на поиски счастливой русской женщины. На примере судьбы Матрёны Тимофеевны поэтом показана судьба типичной русской крестьянки. Она была счастлива в детстве:

У нас была здоровая,

Непьющая семья.

Но ей пришлось начать трудиться с пяти лет:

И вывел из младенчества

По пятому годку,

А на седьмой за бурушкой

Сама я в стадо бегала,

Отцу носила завтракать,

Утяточек пасла.

Но все вокруг считали её счастливее других. С мужем повезло Матрёне, хотя и выбирал его отец, понравился он Матрёне Тимофеевне:

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором -

Пал на сердце Филипп!

Но не суждено было стать счастливой и ей: издевательства мужниной родни, смерть любимого ребёнка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда - вот как сложилась её жизнь.

Всю силу, Богом данную,

В работу полагаю я,

Всю в деточек любовь.

А как матери пережить смерть своего ребёнка.

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,-

говорит бедная женщина.

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу.

Но полная мучений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила её в бессловесную, покорную рабыню, в её душе таятся сокровища любви, добра, верности, ума и благородства.

Неразделённость понятия воли и счастья для крестьян подчёркиваются в словах о потерянных ключах:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого.

В конце поэмы Некрасов показывает нам по-настоящему счастливого человека - это Гриша Добросклонов. Его образ одновременно и очень реальный, и обобщённый. С одной стороны, он сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него:

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлатчине

Слилась - и лет с пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.

С самого детства Грише суждено было стать народным заступником:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника

Чахотку и Сибирь.

Но Гриша - это и обобщённый образ молодости, устремлённой вперёд, надеющейся, верящей в лучшее будущее:

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

«Кому на Руси жить хорошо?» - поэт задал в поэме великий вопрос! Но и дал на него достойный ответ: «Счастье человека - в служении народу, своей стране». Некрасов является поэтическим вождём 60-70 XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внёс в литературу новые темы, образы. Главная тема поэзии Некрасова - это показ народа в его стремлении к счастью, справедливости. Поэт утверждал: «Только тот себя переживёт, кто, служа великим целям века, жизнь свою всецело отдаёт на борьбу за брата-человека». Наверное, поэтому, когда Достоевский на похоронах Некрасова сказал, что поэт «должен прямо стать вслед за Пушкиным и Лермонтовым», молодые голоса выкрикнули из толпы: «Выше!»

«Русское крестьянство в творчестве Н.А.Некрасова».

Сочинение ученицы 10 класса Колеговой Юлии.

Я лиру посвятил народу своему.
Н.А.Некрасов.

Николай Алексеевич Некрасов - один из выдающихся писателей XIX века, который главной темой своего творчества выбрал изображение жизни русского народа. Как представитель «натурального» направления, он показывает эту жизнь такой, какая она есть, без прикрас, вникая в самые мелкие ее подробности. Некрасов не пытается показать только лучшее, что есть в народной жизни, наоборот, он освещает в основном те ее стороны, которые могут вызвать у читателя глубокое сострадание или гнев. Жизнь некрасовских крестьян безрадостна, беспросветна, тяжела. Но всё-таки народ у поэта выступает носителем прекрасных духовных качеств. Его герои-крестьяне более мудры и талантливы, чем их господа. Некрасов считал, что все лучшее создано именно простым народом. Поэт всю жизнь стремился доказать это людям, он неслучайно говорил: «Я лиру посвятил народу своему».

Н. А. Некрасов широко представил разнообразие народных характеров, и в то же время почти каждый его герой наделен индивидуальными чертами. Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский, - яркие и незабываемые личности. Богатырская сила народная вызывает у поэта восхищение и уважение, но он показывает и отрицательные стороны крестьянского характера и крестьянской жизни: пьянство беспробудное, нищету, забитость, невежество. Яким Нагой говорит о себе, что он «до смерти работает, до полусмерти пьет».

Некрасов осуждает и рабскую покорность народа. Например, в стихотворении «Железная дорога», показывая рабский труд крестьян, он в то же время подчеркивает их безропотность:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда -

Все претерпели мы, божие ратники,

Мирные дети труда.

С подобной покорностью Некрасов совершенно несогласен. «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?» - восклицает он, видя, как «великою скорбью народною переполнилась наша земля». Одной из причин такой покорности было не­вежество крестьян. Поэтому, стараясь найти причину своего жалкого существования, крестьяне приходят порой к совершенно абсурдным теориям о «крестьянском грехе»:

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Но, несмотря на это, Некрасов верит в то, что наступит время, «когда мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет». А пока даже самые думающие из крестьян, например Яким Нагой, чью тягу к красоте не уничтожил тяжелый быт, покупают на ярмарке простые лубяные картинки. Для них это одна из немногих светлых сторон жизни.

Некрасов в своих произведениях, и особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо», беспощадно клеймит крестьян-лакеев, с презрением относящихся к другим крестьянам, гордящихся своим холопством, даже подагрой - господской болезнью.

Однако большая часть крестьян у Некрасова, несмотря на все тяготы жизни, сохранила достоинство, человечность. Так, даже «примерный холоп» Яков и тот решился на протест, пусть и ценой собственной жизни.

Типичная участь некрасовских героев из народа - страдание. Наиболее ярко это страдание поэт воплощает в образе и судьбе русской женщины-крестьянки. Некрасов первым в русской литературе так подробно разработал эту тему. В стихотворении «Тройка», размышляя о дальнейшей судьбе молодой женщины, он пишет:

От работы, и черной, и трудной,

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Некрасовские героини - сильные духом, трудолюбивые, красивые русские женщины. Но и Дарье («Мороз, Красный нос»), и Матрене Тимофеевне («Кому на Руси жить хорошо»), и героине стихотворе­ния «Тройка» - всем им приходится много страдать. Оттого в глазах их навсегда застыло «выраженье тупого терпенья» и «бессмысленный вечный испуг». Героини Некрасова вызывают не только сострадание, но и восхищение. Ведь недаром он первым из русских поэтов сравнил свою Музу с крестьянкой. Причем с той, которую наказывают кнутом. Именно так понимал Некрасов свою миссию: на муки послал его Музу «бог гнева и печали царям земли напомнить о Христе». И такое восприятие поэзии было характерно для Некрасова на протяжении всего творчества.

В отличие от своих предшественников, изображавших народ с жалостью, Некрасов полностью отождествлял себя с ним, стал выразителем его боли и гнева. Поэт не просто познакомил читателей с народом, но и заставил понять и полюбить его, а свою поэзию направил в услужение народу, она стала его голосом, криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств. И поэтому Н.А.Некрасов занимает особое место в русской литературе.

«Интересное путешествие по любимой реке Н.А.Некрасова».

Сочинение ученицы 5 класса Востриковой Ирины.

Мы с мамой стоим на палубе и любуемся, как медленно скрывается за горизонтом солнце. «А знаешь, дочка, в этих местах когда-то жил великий поэт Некрасов. Вот здесь он бегал по берегу Волги, купался с крестьянскими ребятишками, слушал песни бурлаков», - рассказывает мне мамочка. Я люблю читать книжки русских поэтов, и мне очень захотелось узнать о

Н. А. Некрасове. Белый теплоход медленно плывёт по Волге - реке, которая знает и помнит о Н. А. Некрасове.

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове, потом его семья переехала в имение отца на Волгу. Ещё совсем маленьким, Некрасов дружил с крестьянскими детьми. Когда дома не было его отца, он созывал ребятишек и кормил их яблоками. Отец запрещал ему, сыну помещика, «водиться» с крестьянскими ребятами. Общение с мужичками Николай Алексеевич не прекращал никогда. Он мог запросто разговориться с крестьянами, ходить с ними на охоту, рассказывать им свои интересные истории.

Любовь к полям и лесам своей родины тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы. Некрасов восхищался родной ярославской природой, красотой её зелёных просторов. Когда Некрасов приехал из-за границы, он отметил, что природа Грешнёва ему милее всех прославленных заморских краёв. Детские воспоминания Н. А. Некрасова связаны с великой русской рекой Волгой, которой он посвятил много стихов.

Сочинения по творчеству Н.А.НекрасоваПроизведения Некрасова очень интересные. Мне нравятся его стихи о Волге, о народе, о природе, например, «Дед Мазай и зайцы». В этом произведении рассматривается проблема защиты животных. Когда разливаются реки, очень много зверей и птиц погибают. Им приходится убегать из своих норок, но звери часто не успевают спасаться, многие тонут. Благодаря таким людям, как дед Мазай, многие животные остались живы. Меня радуют поступки таких людей. Некрасов сам был охотником, он щадил зверей, и сегодня его стихи помогают любить природу, беречь животных. Они очень нужны всем.

Если я когда-нибудь ещё увижу Волгу, то непременно побываю в родных местах поэта. А пока я с грустью вспоминаю лето, белый теплоход и величавую Волгу.

Судьба крестьянских детей в творчестве Н.А.Некрасова.

Сочинение ученицы 7 класса Бурковой Тамары.


Детство великого русского поэта Н.А.Некрасова протекало в барской усадьбе на берегу Волги. Мальчик много времени проводил с крестьянскими ребятишками. Они купались в реке, собирали малину, чернику, а зимой катались на санках. Будущий поэт сочувствовал судьбе детей, не относился к ним свысока. Детство самого Некрасова было омрачено тяжёлыми воспоминаниями о жестоком обращении отца не только с крепостными, но и с домочадцами. Все эти впечатления отразились в творчестве поэта.

Судьбе крестьянских детей посвящены стихотворения «Школьник», «Песня Ерёмушке», «Плач детей», «Крестьянские дети», «Мать», «Соловьи», в которых поэт говорит об их печальной судьбе. Дети из народа талантливы, тянутся к знаниям. Это мы видим из стихотворения «Школьник». Родителям хочется лучшей доли для своего сынишки, они тратят «последний грош», надеясь, что он будет умнее и счастливее. «Это многих славный путь», - говорит Некрасов и вспоминает о таком же выходце из народа, о Ломоносове, о том, как «архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик». Поэт подчёркивает, что дорога в школу не скучна, а весела. Этот плохо одетый, необутый мальчик противопоставляется напыщенным особам, подчёркивается, что в России много выдающихся людей из простого народа.

И в произведении «Соловьи» подчёркивается талантливость крестьянских ребятишек, они любят природу, любят слушать пение птиц. С детства они задают серьёзные вопросы о своей судьбе, о своей крепостной доле. Они спрашивают у мамы, есть ли для людей такие рощицы на свете, где бы они могли быть свободны так же, как соловьи. С сожалением мать отвечает:

Нет, мест таких… без податей

И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Каждая мать хотела бы дать детям беззаботную жизнь и радость, без боли и огорчения, без печали и ненависти.

Любуется ребятишками Некрасов и в стихотворении «Крестьянские дети». В их глазах он видит доброту и спокойствие. Поэт говорит, что любит их и даже завидует, не относится к ним, как к людям низкого рода, подчёркивает, что ребятишки любопытны, слушают рассказы рабочих людей, странников. Автор удивляется, как в таких маленьких сердцах сохраняется любовь к родной земле, к труду, к миру, в котором много злобы и несправедливости. Но у этой медали есть другая сторона:

Положим, крестьянский ребёнок свободно

Растёт, не учась ничему,

Но вырастет он, если Богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Об этой же нелёгкой доле - «Плач детей». Вместо беззаботных игр - трудная и невыносимая для детских плеч работа на фабрике. Поэт хотел, чтобы читатели услышали «тихий плач и жалобы детей». Герои умоляют безжалостное колесо прекратить «ужасное круженье», но

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри - проклятое вертится,

Хоть умри - гудит - гудит - гудит.

Детские мечты не об играх, забавах, а об отдыхе и сне:

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы - спать.

Даже дома нет счастья, встретит «забота и нужда». Плачет бедная мать, разрывается её сердце от того, что не может помочь детям, всё идёт по кругу, хоть плачь и рыдай.

И в стихотворении «Мать» несчастная женщина печалится, глядя на троих своих сыновей. Горестно ей смотреть, как они резвятся и радуются жизни, она знает, что их ждёт, предчувствует их тяжёлую судьбу: «Несчастные! Зачем родились вы?»

В своём творчестве талантливый русский поэт Николай Алексеевич Некрасов изображает полную боли, тревог, тяжёлой работы и нужды жизнь крестьянских детей. Но всё-таки он верит, что будущее их хоть и трудное, но светлое. Некрасов показывает талант, ум, настойчивость, трудолюбие русского народа.

Сочинения по творчеству Н.А.НекрасоваСочинения по творчеству Н.А.Некрасова






















© 2010-2022