Тема: Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ "Гимназия№1"




Методическая разработка

урока русского языка в

соответствии с требовани

ями ФГОС

Тема: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"




Разработала учитель русского

языка и литературы ЖуковаВ.В.








2015г.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 6 класс»,Москва, «Дрофа», 2009 г., автор: М.М.Разумовская.

Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.

Тема урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм, стихотворение «Кабутта», листы самооценки обучающихся.

словари русского языка (орфографический, толковый, фразеологический);

музыкальные фрагменты :

1. П. И. Чайковский «Лебединое озеро»;

2. Сен-Санс «Лебедь»;

репродукции картин М. Врубеля «Лебедь» и «Царевна-Лебедь».

Методы и приемы: словесные, наглядно - практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература:


  1. «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 - 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010

  2. «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005

  3. Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.

  4. Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2009г., автор: М.М. Разумовская


  1. Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( testsoch.com)









Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия



Мотивация к учебной деятельности









Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


















Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)



















Физкультминутка




Первичное закрепление



















Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону




Включение в систему знаний и повторение





Рефлексия деятельности






Задание на дом

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание






познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний













постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)




















познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов с целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция,

контроль (сличение знаний с эталоном)

















регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные: оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера


познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,


личностные: самоопределение,

регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы










Включение детей в деятельность.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику - удача, учителю - радость!»

Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

(чтение стихотворения «Кабутта»)

У Оли в тетрадке

Опять непорядки.

Писала два утра,

Писала три утра,

Я вижу - написано

Слово «кабутта»…

Может, это зверюшка из леса,

Не простая - в сапожки обута?

Или, может, Кабутта -

Это город на синем просторе?

Есть же город Одесса,

Там, где синее Черное море…

Но мама пришла,

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у дверей:

- Волшебное слово в тетрадке твоей!

Но мама подходит

И смотрит с улыбкой:

- ведь это «как будто»,

но только с ошибкой. -

так вот что такое

Кабутта, Кабутта,

Ведь это простое

«Как будто», «как будто».

Н. Слепакова

- Почему Олю не поняли?

- Важно ли быть грамотным?


1.Творческий орфографический диктант (работа в группах)

ГИА

***Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»:

сумка из холста (холщовая сумка),

платье из парчи*** (парчовое платье),

компот из груш (грушевый компот),

обувь из замши*** (замшевая обувь),

цвет апельсина (апельсиновый цвет).

- Каково лексическое значение слов ПАРЧА, ЗАМША?

- Обратите внимание на правильное произношение слова ГРУШЕВЫЙ. От ударения зависит выбор гласной в суффиксе прилагательного.

2. Работа с текстом.

1) Прочитайте название текста. («Серебряная сказка») Определите по названию тему текста. О чем пойдет речь в тексте? Я вам помогу (чтение учителем стихотворений, подсказывающих тему текста)

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.



Ты посмотри - какая красота!

Вечерний снег мелькает еле-еле.

Поляна лунным светом залита

Вокруг немой заиндевелой ели.

2) Выразительно прочитаем текст «Серебряная сказка» вслух , подумаем над темой и идеей текста. (Текст см. в приложении №1)

- Подтвердились ваши гипотезы* ? О чем этот текст? Какова основная мысль? К какому стилю и типу речи мы отнесем этот текст? Какие языковые средства присутствуют в нем?

- Обратите внимание, что в тексте много прилагательных с одной и двумя Н в суффиксах. Давайте выпишем те слова из текста, которые подчеркнуты (данные слова - на доске):

лунный - луна

звериный - зверь

стеклянные - стекло

серебряный - серебро

утренний - утро

- Внимательно посмотрите на данные слова. Произнесите их вслух. Словами какой части речи они являются? Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно? Сформулируйте цель нашего занятия? Какова его тема?


- Посмотрим, от чего образованы эти прилагательные. Докажем это. Какие же суффиксы образовали эти слова?

- Правописание суффиксов с Н и НН складывалось на протяжении многих веков и соответствует произношению: на месте НН произносится долгий звук, на месте Н - обычный (не долгий) согласный. Обратимся к фонетике:

сонным /соным/, звериный /звириный/

- Как же решить вопрос о выборе Н или НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных? Понаблюдаем за суффиксами прилагательных в упр. 225 по предложенным вопросам.

Итак, читаем правило в учебнике § 23 стр. 100-101

Беседа по условиям орфограммы

- А все ли слова подчиняются данному правилу? Обратите внимание на доску (на листке - слова, в которых пишется одна Н: румяный, ветреный ) (См. приложение №2)

- Обратимся к листочкам на ваших столах и рассмотрим алгоритм работы с правилом.

(См. приложение №3)


А сейчас физкультминутка. Я буду произносить прилагательные, а вы делать прыжок, если в суффиксе н, приседание, если нн.

мужественный туман - …

деревянный

безветреный

туманный

серебряный

кожаный

лебединый

революция - …;кожаный серебро - …;лебединый

- Каково лексическое значение слова «ЛЕБЕДЬ»? Обратимся к толковому словарю.

- К какому роду относится это слово? (м. р. - чудесный лебедь)

- А вот в поэзии и фольклоре это слово употребляется в женском роде:

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь - по верх текучих вод

Лебедь белая плывет…

А. С. Пушкин

- (Звучит отрывок из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». На его фоне звучат слова.) Чудесная сила слов ЛЕБЕДЬ, ЛЕБЕДИНАЯ не раз вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений. Вы слышите божественную музыку из произведения П.И. Чайковского «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»)

- (На доске - репродукции картин М. Врубеля «ЛЕБЕДЬ» и «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»). Посмотрите на прекрасное изображение этой птицы на репродукциях М.Врубеля.(См. приложение №4)

Б) Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, так и на краткие формы.

- Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных:

длинный - шнурок длинен, дорога длинна, слово длинно;

румяный - ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно;

единый - коллектив един, Россия едина, общество едино.

- Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме).

- Подберите синонимы к слову РУМЯНЫЙ (розовощекий, краснощекий), антонимы (бледнолицый, бледный)

- Составьте словосочетания «прил. +сущ.»:

величество (природа), былина (размах), стекло (фигурка), барабан (дробь),

ветер (день), шерсть (шарф), станция (смотритель)

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника.


- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

-Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

- От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные?

- Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных?


- Вы сегодня хорошо поработали. Очень многое повторили, начали изучение новой орфограммы. На партах у Вас градусники. С их помощью мы попробуем определить, чем для Вас стал сегодняшний урок, был ли он интересным, полезным, необходимым или Вы к нему отнеслись безразлично, он показался Вам сложным и бесполезным. Отметьте на них свою температуру, которая определяется значением урока.

Шкала оценки следующая:

36,6 - интересно, полезно, необходимо.

38 - сложно, неинтересно.

34 - безразлично, бесполезно.

-- Сдайте ваши листы самооценки .


Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);

- Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного»;


Включение в работу, самоопределение








Обучающиеся делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.































Обучающиеся работают в группах, после чего сверяют с эталоном на доске., повторяют написание о-е в суффиксах прилагательных.










Обращение к толковому словарю во время работы



Орфоэпическая характеристика во время образования слова

































Рассуждения учащихся





Читает один ученик



Толкование слова «гипотеза».




Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы.

























Графическая работа со словами

Выполняется словообразова-

тельный разбор прилагательных








Фонетическое рассмотрение слов



Предположения, наблюдение за языковым материалом,само-

стоятельная работа с правилом в учебнике








Наблюдение за словом румяный




Самостоятельная работа с алгоритмом, комментарии.




Отработка умения определять на слух условия орфограммы





Работа со словами, расширение кругозора с помощью обращения к музыке и изобразительному творчеству.




















Прослушивание отрывка из балета, приобщение к миру искусства.





Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных. Лексическая работа.








Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль.




Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.




Восстановление учебной мотивации.


Лист самооценки работы на уроке.

Фамилия, имя обучающегося-------------------------------------------------

Этап урока

Задание

Оценка

1.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1.Творческий орфографический диктант (работа в группах)

ГИА


2.. Работа с текстом.

2

(«Открытие» детьми нового знания)

3.Графическая работа со словами

Выполняется словообразова-

тельный разбор прилагательных

3

Физкультминутка

4. усвоение правила

Первичное закрепление

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



© 2010-2022