План-конспект урока по русскому языку в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Цель:

Систематизация и обобщение полученных знаний, выявление и корректирование пробелов у учащихся по данной теме.

Ход урока.

  1. Определение темы и цели урока.

На экране выведен эпиграф к уроку. 1 слайд.

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

П. Чесноков

- Ребята, о чем говорится в этом четверостишии? О какой части речи?

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним все, что мы с вами знаем о имени существительном. Давайте в тетрадях запишем число и тему урока.

2. Работа по теме урока. 2 слайд.

Блиц-опрос.

  • Дайте определение имени существительного.

  • Назовите морфологические признаки имени существительного.

- Постоянные

- Изменяемые

  • Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

(Имя сущ. - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Относятся к трем родам: мужскому, женскому, среднему, и трем склонениям: 1, 2, 3. Изменяются по числам и падежам. В предложении могут быть любым членом, особенно часто подлежащим и дополнением.)

- Молодцы, ребята, теоретическую часть вы хорошо знаете. Давайте теперь вспомним с вами что же нового об имени существительном мы узнали в этом году?

(- не все имена существительные изменяются по числам, некоторые имена существительные бывают только единственного числа, а другие только множественного;

Задание 1.

- А теперь представьте, что вам нужно сходить в магазин и купить продукты в молочном и кондитерском отделе. Все покупки запишите в тетрадь.

( молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин, майонез, пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва, соль, сахар, кофе, повидло, какао, мука, варенье и т.д. )

- В какой форме употребляются эти существительные? Можно ли говорить: «Дайте два молока и одну сметану?» Как нужно правильно говорить?

Задание 2.

Распределите существительные по группам:

1вариант: Чернила, брюки, облако, каникулы, детвора .

2 вариант: Ворота, кубик, народ, солнце, человек.

3 вариант: Стакан, пшено, радость, листва, деньги.

Задание 3. «Третий лишний»

Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

1 вариант: Заморозки, тьма, ружье. (ружье)

2 вариант: Потемки, синева, барьер. (барьер)

3 вариант: Вьюга, спортсмен, сутки. (спортсмен)

- Ребята, давайте вспомним у каких существительных пишется Ь на конце. (У сущ. 2 и 3 скл.)

Задание 4. Работа с сигнальными карточками.

Нужно определить склонение существительных, будьте внимательны. Госпиталь, мышь, мозоль, картофель, ясень, деталь, очередь, рояль, тюль, шампунь, эмаль, янтарь, помощь.

Нужно определить в каких словах Ь не пишется. Для этого давайте вспомним в каких обманных случаях Ь не пишется. (У сущ. мн. числа Р.п., у сущ. м.р. после шипящих)

Индивидуальное задание по карточкам.

Дочь, кирпич, шалаш, много дач, мелочь, калач, сушь, ковш, ключ, березовых рощ, течь, сургуч, полночь, ткач, горечь, этаж, молодежь.

- У меня есть веселый мешочек, а в нем хранятся золотые яйца. Эти яйца не простые, а с загадками. Сейчас мы с вами их достанем и отгадаем. Отгадки, пожалуйста, запишите в тетрадь.

1. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят.

Молока они хотят. (Ёж)

2. Стоит над водой, трясёт головой. (Камыш)

3. Чёрная корова, весь мир поборола. (Ночь)

4. Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки. (Мышь)

5. Шевельнул бородкой гном,

И вошёл хозяин в дом. (Ключ)

6. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печь)

7. Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт. (Карандаш)

8. Что две недели зеленится.

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает.

Две недели подсыхает? (Рожь)

Скажите, ребята, всегда ли у существительных после шипящих пишется Ь?

Теперь проверим ребят, которые работали по карточкам.

Задание 5. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Вспомните орфограмму №18. Сейчас мы с вами немного поиграем. У меня в руках мяч. Ваша задача передавать мяч друг другу, но не просто так, а со словами. У 1 варианта будут слова с буквой О в окончании, у 2 варианта - с Е.

Задание 6. Правописание -е -и у существительных в единственном числе. Работа с сигнальными карточками.

-Ребята, все вы помните орфограмму №17? Давайте повторим когда пишется -е, а когда -и в падежных окончаниях существительных ед. числа.

Я вам буду читать словосочетания, а ваша задача определить окончание. От каждого ряда я выберу себе помощников, которые будут оценивать ваш выбор.

Помогать подруге, потолок в помещении, радоваться удаче, идти по тропинке, обрадоваться новости, ошибки в изложении, тетрадь по биологии, бежали по аллее, росли на березе, рассказать о книге, прочитать в повести, побывать в Карелии, жить в Киеве, изменение в расписании, отдыхать в деревне, рос у дороги.

Проверяющие, определите, у кого не было ошибок.

Ребята, посмотрите, за время нашей работы успело вырасти чудо-дерево. Назовите фрукты, которые есть на нём. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа, обозначьте окончания.

Яблоки - яблок, сливы - слив , груши -груш, апельсины -апельсинов, мандарины -мандаринов, бананы - бананов.

- Молодцы! Со всеми заданиями вы справились.

Надо ли знать имя существительное? Что надо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать? Правильно. Необходимо знать правила, учиться, потому что «учиться всегда пригодится». Но нужно ещё время от времени и повторять выученное. Недаром говорится, что «повторение - мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.

Выставление оценок.


© 2010-2022