Открытый урок литературы по творчеству М. Е. Салтыкова - Щедрина

Тема: «Обличение пороков общества М. Е.Салтыковым-Щедриным — урок и нашим   дням?» (по сказкам писателя- сатирика).   Межпредметные связи: литература, словесность, информатика. Тип урока:    комбинированный (сообщение новых знаний + практикум: слайдовые презентации учащихся, подготовленные самостоятельно) Деятельностный подход в организации урока отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Урок ориентирован не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию инфор...   Характеристика урока: 1. По доминирующей деятельности учащихся – творческий проект. 2. По характеру контактов – литературно-творческий. 3. Краткосрочный проект
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок литературы в 10 классе

Тема: «Обличение пороков общества М. Е.Салтыковым-Щедриным - урок и нашим дням?» (по сказкам писателя- сатирика).


Межпредметные связи: литература, словесность, информатика.


Тип урока
: комбинированный (сообщение новых знаний + практикум: слайдовые презентации учащихся, подготовленные самостоятельно)


Деятельностный подход
в организации урока отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Урок ориентирован не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Характеристика урока:
1. По доминирующей деятельности учащихся - творческий проект.
2. По характеру контактов - литературно-творческий.
3. Краткосрочный проект

ХОД УРОКА:



ПИТАЯ НЕНАВИСТЬЮ ГРУДЬ,

УСТА ВООРУЖИВ САТИРОЙ,


ПРОХОДИТ ОН ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ


С СВОЕЙ КАРАЮЩЕЮ ЛИРОЙ.


Н.А.НЕКРАСОВ

.

Литературоведческий словарь к уроку:

САРКАЗМ - едкая язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм-разновидность иронии.

ИРОНИЯ - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

ГРОТЕСК - изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.

ГИПЕРБОЛА - намеренное преувеличение.

ЦЕЛЬ:
Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность сделать вывод о том, что обличение пороков общества сатириком - урок и нашим дням.


Образовательная задача:

Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения с использованием теоретико- литературных знаний.


Воспитательная задача:

Воспитание толерантности (терпимости) к чужому мнению и личной ответственности за выполнение коллективной работы; формирование эмоциональной компетентности (вызывать сочувствие, негодование и пр.)


Развивающая задача:

Развитие умений самостоятельно находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, использовать мультимедийные и компьютерные ресурсы для систематизации материала, создавать собственный текст, предъявлять свою работу другим; развитие образного и аналитического мышления, творческих способностей учащихся, читательских интересов.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

. "Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России,- писал Щедрин.- Только раз в жизни мне пришлось выжить довольно долгий срок в благорастворенных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России".

Эти слова можно считать эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождались из суровой и требовательной любви к Родине, из выстраданной веры в ее творческие силы, одним из ярчайших проявлений которых была русская классическая литература.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с выдающимся русским писателем и журналистом XIX века - М.Е.Салтыковым - Щедриным.

Цель нашего урока - выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность сделать вывод о том, что обличение пороков общества сатириком - урок и нашим дням.

На доске проецируется слайд с портретом М.Е.Салтыкова - Щедрина.

Учитель:

Ребята, вглядитесь внимательно в портет.

Чем поражает внешний облик писателя? (чтение отзывов А.В.Луначарского, Н.К.Михайловского о портрете сатирика).

Какие факты биографии Салтыкова -Щедрина повлияли на его мировоззрение?

1 презентация - «Биография и этапы творчества М.Е.Салтыкова - Щедрина. (1 группа учащихся защищают слайдовую презентацию, учащиеся в тетрадях записывают основные положения)

Учитель:

2. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность.

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции - не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.


Сказки - это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат"). Здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам ("Коняга", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках "Премудрый пескарь", "Карась-идеалист", "Самоотверженный заяц".
М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

Всего 32 сказки. Первые сказки : «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик» - были напечатаны Щедриным в 1869 году в журнале «Отечественные записки».

1882 - 1886 г.г. - период политической реакции - написаны остальные сказки.

Основные задачи сказок:

  • обличение пороков;

  • освещение злободневных вопросов русской действительности;

  • выражение народных идеалов.

Идейно - тематическое содержание сказок:

  • обличение самодержавия («Медведь на воеводстве», «Орел - меценат»)

  • обличение господствующего класса («Дикий помещик»)

  • обличение бездеятельных либералов и обывателей («Премудрый пескарь», «Либерал», «Карась - идеалист»)

  • показ положения угнетенного народа («Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

В середине XIX века из-за строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата.

В сказке «Медведь на воеводстве» содержится беспощадная критика самодержавия.

Учитель: Какие явления современной действительности высмеял сатирик?

Расскажите о судьбе Топтыгиных.

(учащиеся работают с текстом сказки, литературоведческий анализ)

2 презентация - «МЕДВЕДЬ НА ВОЕВОДСТВЕ»

Топтыгин 1-й - один из героев сказки «Медведь на воеводстве».
Мечтал запечатлеть себя в истории блестящим злодеянием, но с
похмелья принял за «внутреннего супостата» безвредного чижика и
съел его. Стал всеобщим посмешищем и уже ничем не смог исправить
свою репутацию даже у начальства, как ни старался - «забрался ночью
в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума
человеческого в отхожую яму свалил». «А если б он прямо с
типографий начал - быть бы ему... генералом».
Топтыгин 2-й - персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Прибыв
на воеводство в расчете разорить типографию или спалить университет,
обнаружил, что все это уже проделано. Решил, что надо уже не «дух»
искоренять, а «прямо за шкуру приниматься». Забравшись к соседнему
мужику, задрал весь скот и хотел разрушить двор, но был застигнут и с
позором посажен на рогатину.
Топтыгин 3-й - персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Встал
перед мучительной дилеммой: «мало напакостишь - поднимут на
смех; много напакостишь - на рогатину поднимут...» Прибыв на
воеводство, затаился в берлоге, не вступая в управление, и обнаружил,
что и без его вмешательства все в лесу идет заведенным порядком. Стал
выходить из берлоги только «для получения присвоенного содержания»
(хотя в глубине души недоумевал, «зачем воевод посылают»). Позже
был убит охотниками, как «все пушные звери», тоже по заведенному
порядку.


Вопросы и задания для анализа сказки "Медведь на воеводстве" (1884)

1. Чем отличается сказка писателя от народных сказок? В центре сказки изображена жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки.

2. Традиционны ли герои сказки Салтыкова-Щедрина? Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, но они приобретают дополнительные нюансы. Лев , враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию "нацарапал". Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.

3. Почему же сказка была под запретом до 1906 года? Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства: Лев -- Александр III, Осел -- 1-й советник Победоносцев, Топтыгин I и Топтыгин II -- граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.

3. «Медведь на воеводстве» (1884)

Вопросы:

- Каковы впечатления от прочитанной сказки? Зачитайте.

- Как автор называет Топтыгина I? («Гнилой чурбан», «негодяй» и т. д. Но предварительно сатирик «превратил» царского сановника в медведя.)

- Расскажите о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? («Кровопролитиев» - вот что нужно. Судьба Топтыгина I- «погорел на ерунде», хоть потом все погромил - был отчислен. Топтыгин II -распоясался, все уничтожил, но мужиков «взорвало», они и проучили его рогатиной. Толпыгин III выбрал золотую средину: ничего не делал, но и его «настигла участь всех пушных зверей».)

Учитель. Политический смысл сказки был понятен современникам писателя. Сказка была написана спустя три года после убийства Александра II. По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».

- Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка?

Выводы. М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение.


Тупые и жестокие администраторы, которые, о чём бы с ними ни заговорили, «на одно поворачивали: кровопролитиев.. кровопролитиев.. вот чего нужно», изображены в сказке «Медведь на воеводстве»(1884 г). Рассказывается о царствовании в лесу трех воевод- медведей, различных по своему характеру: злого сменяет ретивый, ретивого добрый. Но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни. Топтыгин 1, стремясь оправдать свою репутацию борца с «внутренним супостатом», «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил». Топтыгин 2 « в уныние впал», узнав, что в лесу нет «университета или хоть академии, дабы их спалить». «Коли душу у них, у мерзавцев, за неимением, погубить нельзя, стало быть, прямо за шкуру приниматься надо!»- восклицает он. Но «злодейство свое выполнить» ему до конца не пришлось: сбежались мужики и уважили его рогатиной. Судьба третьего Топтыгина такая же : «…явились в трущобу мужики- лукаши, и постигла его участь всех пушных зверей».

Основной художественный прием в сказках Салтыкова-Щедрина - аллегория. И то, что Медведь оказался на рогатине, символично. Это своеобразный призыв народа к борьбе за свои права и свободы. Политический смысл сказки, написанной всего три года спустя после убийства Александра II, был настолько ясен, что сказка по требованию цензуры была вырезана из журнала «Отечественные записки» и запрещена.

Во всех сказках заключен хорошо понятный читателю призыв к уничтожению самодержавия.

3. 3 презентация - «ДИКИЙ ПОМЕЩИК»

В сказке "Дикий помещик" Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: "Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет - помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух - все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: « Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!"

Этот помещик, как и генералы из сказки о двух генералах, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, - продолжение его предыдущего хищнического существования. Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких "податей и повинностей" государство "существовать не может", что без мужиков все умрут с голоду, "на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя", да и денег у господ не будет. Народ-созидатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.

4. 4 презентация - «ПРЕМУДРЫЙ ПЕСКАРЬ»

В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе.

1. «Премудрый пескарь» (1882-1883)

Время написания и публикации сказки - трудная пора реакции и террора в стране (Салтыков-Щедрин: «Уж очень худое время наступает»). В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.
Страшнее всего, считал Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Вопросы:

- Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (Учащиеся зачитывают написанные дома свои впечатления о сказке.)

- Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним - умный, рассудительный. Антоним - глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)

- Какие советы дает своему сыну старый пескарь? («Гляди в оба...»)

- А какие заветы оставляют своим детям другие отцы - герои классических произведений русской литературы?

Чичиков : «Копи копейку, копейка не выдаст».

Молчалин : «Угождать всем людям без изъятья...»

Петр Гринёв : «Береги платье снову, а честь смолоду».

- К какому из «советов» ближе поучение старого пескаря? (Жизненная позиция пескаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева.)

- Какова жизненная позиция пескаря?

- Итог жизни пескаря?

- Что за мысли «посещают» его перед смертью?

- Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?

Выводы (записать в тетради):

М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто... только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пескаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик выразил свое презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков-Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

Домашнее задание:


Хотя сказки Салтыкова-Щедрина созданы более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Уже, кажется, ничего не может вывести из нашей жизни ни премудрого пескаря, ни вяленой воблы, ни медведя на воеводстве и т.д. Так кто же эти герои? Часть нашей русской судьбы или все-таки явление временное.

Поразмышляйте об этом и напишите дома сочинение-эссе " Существуют ли герои Салтыкова-Щедрина в наше время?"



© 2010-2022