Урок русского языка на тему: Путешествие в город Лексики и Фразеологизмов

Урок-путешествие в город Лексики и Фразеологизмов Тип урока:урок  обобщения и закрепления полученных знаний. Учебное время: 45 мин Задачи урока:1. Предметные.  -Обобщить теоретические основы вопросов раздела Лексикология и фразеология».   -Актуализировать умения, сформированные при их изучении.   -Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом:   определять лексическое значение слова, фразеологизма; 2. Межпредметные.   -Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие в город Лексики и Фразеологизмов

Тип урока:урок обобщения и закрепления полученных знаний. Учебное время: 45 мин

Задачи урока:1. Предметные.

-Обобщить теоретические основы вопросов раздела Лексикология и фразеология».

-Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

-Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом:

определять лексическое значение слова, фразеологизма;

2. Межпредметные.

-Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

- Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.

3.Личностные.

- Воспитание уважительного отношения к истории русского языка и его народа;

Цели:
образовательные - закрепить понятие лексики как словарного состава языка, фразеологизма как неделимого словосочетания, расширить представление о фразеологизме как лексической единице речи, способной образовывать синонимические и антонимические ряды;
развивающие - способствовать развитию коммуникативных способностей студентов, обогащению их словарного запаса, углублению фоновых знаний студентов;
воспитательная - воспитывать любовь к слову и к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер,), фразеологический словарь, рисунки студентов к фразеологическим оборотам; задания в конверте;


Ход урока:

1.Приветствие - актуализация.

- Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили тему « Лексика и фразеология». Сегодня закрепим знания по этим темам и каждый получит заслуженную оценку.

Дидактическая целесообразность этапа урока:

-создание познавательной мотивации и доброжелательного настроя учащихся;

-определение цели урока самими учащимися.

-Теперь в путь! Перед вами рабочие тетради, записываем число, фамилию и имя.


III. Путешествие по городу:
Для того, чтобы зайти в этот необычный город мы должны ответить на вопросы стражников:

Фразеологический зверинец". Кто быстрее вставит пропущенные слова?

Голоден как…

Хитёр как…

Труслив как…

Изворотлив как…

Надут как…

Нем как…

Упрям как…

Болтлив как…

(Волк ,лиса, заяц, уж, индюк, рыба ,осёл, сорока)

- Мы оказались на Центральной площади, здесь ходят люди: 1 из них как в воду опущенный, 2- как коломенская верста, 3- как сонная муха, 4- легкий на подъем, 5-видавший виды. 6-нечистый на руку,7-божья коровка. Запишите и объясните значение этих фразеологизмов.

-А теперь мы разделимся на 2 группы и пойдем по 2 улицам:

Улице Музыкантов и Улице мастеров

На улице Музыкантов есть те ,кто

Играет первую скрипку, даже те, кому медведь на ухо наступил, тянет волынку, курский соловей,один-Лазаря поет,

На улице Мастеровов: бьют баклуши, мастер на все руки, один блоху подковал, льет колокола, сапожник без сапог,

4 задание. Соедините синонимы из разных колонок: ( количество правильных ответов - считаем и выставляем балл в колонку «4 задание»)

Багрянец своеобразие

алфавит высказывание

Несгибаемость азбука

Индивидуальность стойкость

Текст пламя

Огонь скульптор

Ваятель пурпур

5 задание: Выберите антоним к выделенному слову: мягкий хлеб (правильный ответ-1балл,неправильный-0 баллов)

1)ароматный

2)ржаной

3)вчерашний

4)черствый

5)вкусный

6)свежий

6 задание: Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы.

1)……..дело лучше…….безделья.2)…. .. сторона- мать,……. -мачеха.3) . ….земля… . …рук не любит. 4).У мудрого человека…….. уши и…… …язык.

Слова для справок:

длинный-короткий,родной-чужой,маленький-большой,черный-белый.

7 задание: а) подберите к словам антонимы.

Счастье-

Правда-

Мягкий-

Молодость-

Тепло-

Здоровый-

Красивый-

8.Найдите в текстах антонимы и подчеркните их.

1.Мы связаны с прошлым и грядущим,

И нет начала нам и нет конца.

И смерти нет. И только все упорней

Работаем, выращивая сад.

В пласты веков

Уходят яблонь корни,

А кроны где-то в будущем шумят…(В.Алтырцев)

2.Кем ты станешь - я гадать не буду.

Мир не постарел-помолодел:

На просторах Родины повсюду

Множество больших и малых дел! (С.Викулев)

3.Есть у памяти свойство такое:

После самых суровых невзгод

Забывается быстро плохое,

А хорошее долго живет. (К.Ваншенкин)

-Этап обобщения и систематизации знаний(5мин)

-Вот и закончилось наше путешествие по городу Лексики и Фразеологизмов. Понравилось ли вам наше путешествие?Но чтоэто такое? Стражаопять не пропускает нас.

-В чем дело,-говорим мы.

-Дело в шляпе,-отвечает стража.

-Ребята,объясните значение этого устойчивого выражения.(ребята отвечают)

Я достаю из шляпы письмо-текст,который нужно «расшифровать»ТЕКСТ НА СЛАЙДЕ!

Молодцы!

-Итак,мы завершаем наше путешествие.Так что же означают фразеологизмы?

-Что такое лексика?

ОТВЕТЫ:- Во фразеологизмах - душа и мудрость русского народа.
-Фразеологизмы не только полезны в речи, но и необыкновенно интересны!

--Русский язык богат и прекрасен. Нельзя забывать об этом!

А теперь подсчитайте свои баллы. Выставьте оценку за урок.



Задание на дом в ваших рабочих тетрадях: Выполните один из вариантов задания.

Вариант 1.

Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.

Вариант 2.

Написать письмо, используя фразеологизмы:

не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.














© 2010-2022