Проект урока русского языка в 10 классе Морфемный и словообразовательные разборы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Проектная работа

по русскому языку по теме:

"Морфемный и словообразовательные разборы слова"





Работу выполнил учитель

русского языка и литературы

1 квалификационной категории

МБОУ "Новочутинская СОШ"

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

Кагирова Лилия Ильгизовна





















Содержание



1.Пояснительная записка


Актуальность проблемы


Цель проекта


Задачи проекта


Ожидаемые результаты


Этапы реализации проекта


Методики и диагностики


2. Содержание


3.Список использованной литературы























Пояснительная записка



Актуальность проблемы

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что результаты ЕГЭ-2013 года

показывают: в целом задание В1 (словообразовательный анализ слова) для вы-

пускников оказывается трудным, что объясняется низким уровнем развития

лингвистической компетенции сдающих экзамен, а также недостаточно развиты навыки аналитической работы со словом и отсутствием достаточной практики анализа языковых явлений. Учащиеся не знают, что для определения способа образования следует соотнести слово с производящим с ближайшим членом словообразовательной цепочки, от основы которого оно образовано. Данный проект предполагает работу с учащимися 10 класса по совершенствованию навыков морфемного и словообразовательного разбора слова, обобщению знаний учащихся по разделу "Морфемика. Словообразование».

В 10 классе татарской школы для изучения данного раздела уделяется только 3 часа. Данный урок- урок обобщения и контроля знаний учащихся.

Материал включает в себя конспект 1 урока, презентацию, проверочный тест

Новизна планируемой работы состоит в разработке формирования практической деятельности учащихся


Цель проекта:


Формировать у учащихся лингвистическую компетенцию, навыки аналити-

ческой работы со словом


Задачи проекта:


- отрабатывать навыки морфемного и словообразовательного разбора слов;


- развивать навыки самостоятельной работы на уроке;


- подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку;


- воспитывать интерес к предмету.



Целевая группа

Проект данного урока предполагает работу с учащимися 10 класса татарской

школы.



Ожидаемые результаты

Формирование у учащихся:

а) языковой компетенции - навыков аналитической работы со словом.

умений определять, правильно ли написано слово, составлять словообразовательные цепочки.

б) лингвистической компетенции - способность опознавать языковые единицы

и классифицировать их.


в) коммуникативной компетенции - способность понимать

высказывание, связно и логично строить ответы на вопросы, тексты рассуждения, слушать ответы других учащихся, соглашаться, спорить.



Этапы реализации проекта

а) подготовительный этап

Подбор материала по данной теме. Изучение нормативной базы. Проведение диагностической работы по теме "Морфемика. Словообразование"



1.Укажите способ образования слова ПО-НОВОМУ.


2.Каким способом образовано слово ЖАЖДУЩИЙ?


3.Укажите способ образования слова ИЗРЕДКА.


4.Укажите морфему(ы), с помощью которой(ых) образовано слово СТЫДЛИВО.


5.Выпишите из данного предложения слово(а), состоящее(ие) из пяти морфем.


В зрелую пору творчества Пушкин стремился говорить не столько о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность.



6.Выпишите из данного предложения слово, образованное бессуффиксным

способом.

К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И.Даля под-

толкнул А.С.Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта.


7.Выпишите из данного фрагмента текста слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.


Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.


8.Выпишите из данного предложения слово, образованное приставочным способом.


Необыкновенное чувство овладевает тобой.


9.Назовите способ образования слова ВОСХОЖДЕНИЕ.


10.Выпишите из данного предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.


В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.


11.Выпишите из данного предложения слово, образованное бессуффиксным

способом.


На кухне мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи истории или

рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.


12.Выпишите из данных предложений слово, образованное приставочным способом.


Режиссура была только одним из обликов этого удивительного художника, мыслителя и спорщика. На все у него были свои мысли, требовавшие в силу неукротимого темперамента Довженко немедленного воплощения в жизнь.


13.Выпишите из данных предложений слово, образованное бессуффиксным способом.


Мы вышли из леса. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево, видевшее не одно поколение людей. Теперь оно стояло совершенно умершее, было, по словам лесников, «сухостойное».


14.Выпишите из данного предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.


Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.






в) основной этап


План урока

Этапы урока

1. Организационный момент.

Чтение эпиграфа к уроку. Объяснение значения.


2. Актуализация прежних знаний

Кроссворд

Контрольные вопросы по разделу «Морфемика и словообразование»

Просмотр презентации «Морфемный и словообразовательный разбор»

Формулировка цели и задач урока.


3.Изучение нового материала. Работа с интерактивной доской.

а) Выполнить задания презентации: прочитать высказывания известных

русских писателей, объяснить значение, найти в предложениях слова,

образованные разными способами словообразования

б) Выполнить задания на доске и в тетрадях. Поставить пропущенные

буквы в словах с чередующимися гласными, указать морфемы, подобрать

однокоренные слова.

в) Прочитать высказывание известного русского писателя Константина

Паустовского.Определить основную мысль. Найти слова, образованные

разными способами, сделать словообразовательный разбор.


г) сделать словообразовательный и морфемные разборы слов самостоятельно.

Самопроверка.


4. Закрепление нового материала.

Сделать словообразовательный и морфемные разборы слов самостоятельно

Самостоятельная работа по карточкам. Карточки на «3», «4», «5»


5. Домашнее задание. 1.Параграф 35 стр.74,75, выучить порядок разборов.

Выполнить задания контрольно-измерительных материалов по словообразованию.

(Г.Т.Егораева «ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций», издательство «Экзамен», Москва, 2012 год)

2.Выучить высказывания о русском языке.

3.Написать сочинение-рассуждение на тему «С русским языком можно творить чудеса»


6. Подведение итогов работы. Вывод: Словообразование - важнейший раздел

русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой

речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.



7. Анализ карты успеха

8. Выставление оценок



в) Заключительный этап.

Данный проект урока был апробирован в МБОУ "Новочутинской СОШ"

Бавлинского муниципального района РТ. Результаты самостоятельной

работы:

75% учащихся справились на "4" и "5", 25% учащихся выполнили задания

на "3".Учащиеся допустили ошибки в определении бессуффиксного способа

словообразования, приставочно-суффиксального. Работу над данной темой

нужно продолжить и на других уроках.


Методики и диагностики

Данный проект предполагает работу с учащимися с использованием элементов

дифференцированного обучения, игровых , тестовых технологий.











Учебно-методический комплекс:



1.«Программы средней школы. Русский язык. 5-11 классы татарских школ».

Казань, издательство «Магариф» , 2003

2. Учебник для 10-11 классов татарской средней общеобразовательной школы и

педагогических училищ «Русский язык. 2 часть» Н.А.Андрамонова, Н.Н.Фаттаховой , 2007

3. Методическое руководство к учебнику «Русский язык в 10 классе татарской

школы». Издательство «Магариф», 2007

4.Русский язык: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы

В.Н.Светлышева, М:,АСТ-ПРЕСС Школа, 2003

4. Г.Т.Егораева «ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций»,

издательство «Экзамен», Москва, 2012 год

5.Состав слова (морфемика) и словообразование. Планирование уроков по

русскому языку, онлайн, задачи и ответы по классам, домашнее задание по

русскому языку 10 класса . school.xvatit.com› Гипермаркет знаний›

6.Интернет и образование » Июль 2012, Том 2012, № 45 » Адамова Г.Н.

Морфемика. Словообразование. Урок по подготовке к ЕГЭ, 11 класс.

openclass.ru›node/307167

7.А вы готовы к ЕГЭ. Сто шагов к успеху. Тестовый материал по теме "Морфе-

мика. Словообразование"4-5plus.ru/inform.html



















Приложение №1



Разработка урока


1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Чтение эпиграфа к уроку

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»

(И.С.Тургенев)

Учитель Совершенствование речи - задача каждого человека. Для этого нужно следить за речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Словообразование - один из важнейших разделов русского языка. Словообразование - один из важнейших источников пополнения словарного запаса. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними. Разбор слов по составу, разбор способов образования слов тоже поможет нам совершенствовать грамотность, обогатить наш словарь.

Сегодня на уроке повторим словообразовательный и морфемный разборы слова. Выполните интересные задания по теме. Урок закончится самостоятельной работой. Результаты будете фиксировать в карте успеха. На полях тетради поставьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке. Желаю вам успеха!


2. Актуализация прежних знаний

Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд

1. Кроссворд.

По горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

По вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.



2.Ответить на контрольные вопросы по разделу «Морфемика и словообразование»

а) Что является объектом изучения в разделе «Морфемика»?

б) Какие типы морфем вам известны, по каким признакам они различаются?

в) Какова роль корневой морфемы в слове?

г) Дайте понятие суффиксальной морфемы. Какова роль суффиксов в словах?

Приведите примеры словообразовательных и формообразовательных суффиксов.

д) Дайте понятие префиксальной морфемы. Какова роль префиксов в словах?

е) Какова роль окончания в слове? Какие конкретно грамматические значения выражает окончание и среди каких частей речи эта морфема функционирует?

ж) Что такое основа слова? Какие типы основ вам известны?

з) Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?

и) Какие типы словообразования вам известны? Приведите примеры.

Ответы учащихся закрепляются материалами презентации.


3. Работа над темой урока. Работа с интерактивной доской. Выполнение заданий

1) Сделать морфемный разбор слов. Учащиеся проговаривают порядок разбора:

Переподготовка, обезвредить, водянистый, отцовский, медлительность


2) Сделать словообразовательный разбор на доске и самостоятельно.

обрыв-

безнравственный-

ванная-

наушник-

смотритель-

сенозаготовка-

Ответить на вопрос. Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?


3) Объяснить графически написание пропущенных орфограмм. Обозначить корень и суффикс.


Раст..реть, ск..кать, раст..рать, заж..гать, зап..рать, проск..чить, отп..реть, зам..реть, вым..рший, выб..решь, отт..равший, выт..ртый, раст..рание, ск..чок.


4. Спишите, обозначьте корень, к каждому слову подберите однокоренное

слово с чередованием гласных или согласных в корне, графически объясните написание.


Загар, к..саясь, выросший, отр..сль, соб..рать, замирать (от страха), пож..мать, начинать, разгорелось, г..рение, тр..щать, отр..сти, ур..жай, укр..пить, возвращаться, гл..шатай, воплощение, оп..лчение, пригл..шение, нагр..ждение, прил..жение, согл..шательство, др..жать, наклониться, прик..сновение.


5. Запишите данные ниже слова, в выделенных словах укажите морфемы.


Пр..г..товление, пр..дост..влять, , пр..в..катор, притеснение, пр..с..гать,

пр..спос..бление, пр..н- ц..п..альный, пр..м..тивный, пр..в..легия, пр..в..дение (призрак), пр..в..редливый, (камень) пр..ткн..вения, пр..- т..ндовать, пр..сл..вутый, пр..р..кание, пр..п..рательство, пр..к..словить, пр..дст..витель, председатель, пр..дпр..- н..матель, предисловие, пр..вратный, пр..вратник.



6) Прочитать высказывание известного русского писателя Константина Паустовского.

Определить основную мысль. Найти слова, образованные разными способами,

сделать словообразовательный разбор.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шепот, шорох морского гравия! Нет таких звуков, красок, образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.




4. Закрепление материала, совершенствование знаний.

в) Работа на доске и в тетрадях

Обозначьте в словах морфемы, определите способ образования слов.


Весенний, надомница, подберезовик, сослуживец, дружески, заснеженность,

пододеяльник, богатырский, переночевать, вездесущий, заискивающе, чистилище, милейший, наводнение, профессиональный, корабельщик, одежонка, наблюдательный, соплеменник, грамотей, бесперебойно, бездорожье, оконфузиться.


Самостоятельная работа по карточкам


а)Задания на выбор учащихся


Карточки на «3».


Карточка 1.Сделать морфемный разбор слов.


Лесной, перелесок, приморский, прогуляться.



Карточка 2.Сделать морфемный разбор слова.


-Дать определение корня. Разобрать слова по составу.


Набирать, разгорается, коснуться, росточек.


Карточка 3. Дать определение приставки, выделить приставки в словах.


Разгореться, приземляться, приободрить, посадить.


Карточка 4. Дать определение суффикса, выделить суффиксы в словах.


Колосок, приближение, стеклянный, нарисовала, любить.


Карточка 5. Сделать морфемный разбор слова.

Сделать словообразовательный разбор выделенных слов.


Прекрасный, многолетний, выспаться, Подмосковье.


Карточки на «4».

Карточка 1. Постройте ряды слов. Какой это разбор слова - по составу или

словообразовательный?

Образец: прапрадедушка -------- дедушка -----дед.


Раскрасавец, сверхготовность, бесчеловечный, ненаучный.


Карточка 2. Постройте ряды слов. Какой это разбор слова - по составу или

словообразовательный?

Образец: прапрадедушка -------- дедушка -----дед.


Прескучный, доледниковый, приободрить, пароходный.



Карточка 3.Запишите слова в виде цепочки связанных друг с другом слов.


Образец: сук----сучочек. Сук------сучок------сучочек.


Приятный- пренеприятный; разговор- разговорчивость.



Карточка 4. Запишите слова в виде цепочки связанных друг с другом слов.


Образец: сук----сучочек. Сук------сучок------сучочек.


Красить----приукрасить; боль--------болезненность.



Карточки на «5».


Карточка 1. Обозначьте в них части слова и покажите, как они образованы.


Облачность, подгруппа, неурожай, правдивый, пароходный, сбербанк.


Карточка 2. Найти из текса слова , образованные приставочно-суффиксальным и безаффиксным способом словообразования.


Деревья и травы летом и в самом начале осени по-весеннему сочны и свежи.

На выходе из села открывались направо и налево чудесные виды.


Карточка 3. Найти из текса слова , образованные приставочно-суффиксальным и безаффиксным способом словообразования.


Язык, великолепный наш язык.


Речное и степное в нём раздолье,


В нём клёкоты орла и волчий рык,


Напев, и звон, и ладан богомолья.

/ Константин Дмитриевич Бальмонт





3.Домашнее задание.

1.Параграф 35 стр.74,75, выучить порядок разборов.

2. Выполнить задания контрольно-измерительных материалов по словообразованию (Г.Т.Егораева «ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций», издательство «Экзамен», Москва, 2012 год)

2.Выучить высказывания о русском языке.

3.Написать сочинение-рассуждение на тему «С русским языком можно творить чудеса»



3.Подведение итогов работы:

а)Вывод: Словообразование - важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.


б) анализ карты успеха

в) выставление оценок.







© 2010-2022