Конспект урока по русскому языку: Космическое путешествие на планету Глагол

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заздравных Д.Н.


Тема: Космическое путешествие на планету Глагол.


класс 5, предмет: русский язык.

Цели:

• Закрепление и систематизация знаний о глаголе;

• Развитие умений правильно определять вид, спряжение и время глагола;

• Воспитание аккуратности, языкового чутья, внимательного отношения к слову.

Задачи:

• Обеспечить повторение и закрепление знаний о глаголе;

• Продолжить формирование умений определять вид, время, спряжение глагола;

• Содействовать эстетическому воспитанию обучающихся.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Вид урока: Игра - путешествие.

Ход урока


  1. Организационный момент. Приветствие учителя. Музыка.

Недавно мы отметили «День космонавтики». История праздника: 12 апреля 1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. С тех пор мы отмечаем праздник под названием День космонавтики.

Сегодня у нас необычный урок. Это урок - путешествие, космическое путешествие на одну необыкновенную планету.

Цель нашего путешествия повторить и обобщить знания об этой планете.

Мы отправляемся на планету Глагол! Это очень древняя планета, и, чтобы добраться до неё, мы должны преодолеть множество преград. Пролетим над спутниками данной планеты. Отправимся мы с вами на одной ракете, разделимся на 3 команды (отсеки). Выберем ответственных за отсек, заместителей командира. Я беру на себя роль командира корабля. Команды готовы. Открываем тетради, записываем число, вид работы, тему урока. Проведем словарную работу, на доске записаны слова, перепишите их, пожалуйста, себе в тетрадь и запомните, как правильно писать данные слова.

  • Невесомость

  • Маршрут

  • Космонавт

  • Ракета

  • Исследовать

  • Приземлиться

  • Спутник

  • Планета

  • Астероид

Пролетаем над первым спутником - ВИД ГЛАГОЛА.

- Что мы знаем о виде глагола? Чем глаголы одного вида отличаются от глаголов другого вида? (Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»).

Тренировочное упражнение.

Задание: Прослушайте фрагмент из произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют еще сотни других и среди них такие маленькие, что их даже в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.

- Запишите в тетрадь, обведите каждый глагол огурчиком и определите вид глагола (Всего 5 глаголов, один из них совершенного вида, остальные несовершенного. Дополнительно: глагол совершенного вида в данном тексте имеет приставку).

Второй спутник - ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.

- Что мы знаем о времени глагола? Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (Глаголы изменяются по временам, то есть, бывают настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам).

Тренировочное упражнение.

Человечество осваивает космос. Земляне увидели далёкие планеты "глазами" космических роботов. Всё глубже в таинственные недра Вселенной проникают современные телескопы и радиотелескопы. Учёные-астрофизики решают вопросы об образовании и эволюции Вселенной, ставят вопросы о предназначении человечества. Обращаться при ответе на этот вопрос к эволюции Вселенной - это значит мыслить космически. Пришло время осознать, что среда нашего обитания не только Земля, не только Солнечная система, но вся Вселенная.

Задание: Устно: определите время глаголов, проговаривая лицо, род, число.

Третий спутник - СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА.

- Что называют спряжением? (Изменение глаголов по лицам и числам).

- Сколько спряжений глагола вы знаете? (Два спряжения)

- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (Все глаголы на -еть, -ать, -ять)

- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (Все глаголы на -ить)

- Есть ли в этом правиле исключения? (Есть. Ко второму спряжению относится группа глаголов на - ать: слышать, гнать, держать, дышать и семь глаголов на -еть: видеть, смотреть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть. Два глаголы на -ить: брить, стелить - относятся к первому спряжению).

Тренировочное упражнение.

Распределительный диктант.

На доске начерчена таблица:

Первое спряжение Второе спряжение

Учитель диктует глаголы. Учащиеся должны их поставить в форму настоящего времени, множественного числа и распределить по столбцам таблицы.

Стартует, совершил, продлился, провел, приземлился, унесет, совершить, петь, бывать, ходить, гнать, уезжать, идти, отправляют, дышать.

Четвертый спутник - синтаксис.

- Мы благополучно пролетели три спутника и над последним, четвертым, мы должны определить и доказать, какую роль играют глаголы в предложении (В предложении глаголы чаще всего выступают в роли сказуемого).

Тренировочное упражнение.

Задание. Запишите предложения, определите синтаксическую роль глаголов.

  1. Астроном доложил о своем замечательном открытии на международном астрономическом конгрессе. (сказуемое)

  2. Он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. (составное глагольное сказуемое)

  3. Учиться - всегда пригодиться. (подлежащее)

  4. Прошу вас подождать. (дополнение)

  5. Ребята побежали прятаться. (обстоятельство)

  • Каким членом предложения может быть глагол? (Вывод)

IV. Итог урока.

- Давайте подведем итог нашему уроку.

- Что такое глагол? Как он изменяется? Какую синтаксическую функцию в предложении выполняет?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам глагол.

А.Югов

Д/З написать 5 предложений, в которых бы глагол выступал в разных частях речи.



© 2010-2022