- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы
Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карабаев У.Б. |
Дата | 17.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Дата
Круг основных вопросов.
Теория литературы
Реализация работы над проблемой.
первая четверть19часов
1
Художественный мир литературы.
1
Вводный урок.
Художественный мир литературы. Связь русской литературы с мировым литературным процессом. Периоды развития литературы. Особенности западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения.
Жанр, стиль.
Работа с научным текстом (в парах).
2
Основные черты древнерусской литературы.
1
Урок-лекция.
Жанры и стили русской литературы. Основные черты древнерусской литературы. Древнерусский литературный герой и законы жанра.
Жанры древнерусской литературы (слово, житие, новелла).
Работа с научным текстом (в парах).
3
"Слово о полку Игореве".
1
Урок изучения нового материала.
Открытие и изучение "Слова о полку Игореве" Историческая основа. Сюжет и композиция произведения. Система образов-персонажей. Образ князя Игоря.
Работа в группах.
4
"Слово о полку Игореве".
1
Урок развития речи.
Художественное своеобразие «Слова...», его связь с фольклором. Для заучивания наизусть: Отрывок из «Слова о полку Игореве» (вступление, плач Ярославны)
Работа в группах, чтение и комментарий худ. образа.
5
"Слово о полку Игореве".
1
Комбинированный урок.
«Слово...» в переводах русских поэтов и как объект научных исследований. Книга О. Сулейменова «Аз и Я»: авторские интерпретации «темных мест» «Слова…».
Жанры древнерусской литературы (слово, житие, новелла).
Работа в группах, чтение и комментарий худ. образа.
6
Развитие речи
1
Урок развития речи.
Классное сочинение по «Слову о полку Игореве»
7
"Повесть о Петре и Февронии Муромских".
1
Комбинированный урок.
Человек и его частная семейная жизнь. Тема любви в произведении. Феврония - мудрая дева. Женский образ и его сказочные истоки. Феврония - мудрая дева.
Житие. Элементы житийного стиля
Анализ текста
8
«Персидско-таджикская литература как источник вдохновения творчества русских и западноевропейских поэтов»
1
Урок-лекция
Расцвет средневековой восточной литературы.
Работа в группах Доклады учеников
9
Фирдоуси. «Шах-наме» Низами Гянджеви.
1
Урок развития речи чтение фрагменты
отрывок «Рустам и Сухраб»
«Лейли и Меджнун»
Работа в группах, чтение и комментарий худ. образа.
10
Омар Хайям. «Рубаи» Хафиз Ширази «Диван»;
1
Урок развития речи
А.С. Пушкин. «В прохладе сладостной фонтанов…». И.-В. Гете. «Западно-восточный диван» (стихотворения по выбору учителя)).
Анализ стихотворений
11-12
Шекспир. "Гамлет".
2
Уроки практической работы.
История создания трагедии. Вечные темы и вечные проблемы литературы. Долг сына перед отцом. Долг каждого человека перед обществом. Система образов трагедии. Гуманизм Шекспира. И. С. Тургенев о герое трагедии в статье "Гамлет и Дон-Кихот".
Доклады учеников. Работа в группах, чтение и комментарий худ. образа.
13-14
И.В. Гете. «Фауст».
2
Уроки практической работы
Фольклорно-литературные истоки сюжета о докторе Фаусте. Образы Фауста и Мефистофеля у И.В. Гете. Тема любви в трагедии. Утверждение величия разума и творчества в произведении
Анализ стихотворений
15
Вн. чт.(читательская конференция):
1
Шекспир. «Ромео и Джульетта».
16
Введение.XVIII в. - начало новой русской литературы.
1
Урок-лекция.
XVIII в. - век Просвещения. Смена стилей в литературе XVIII в. Реформа стихосложения и теория "трех штилей".
Классицизм, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая системы.
Работа с научным текстом (в парах)
17
М.В. Ломоносов. "Ода на день восшествия...
1747 г."
1
Комбинированный урок.
Основные темы оды (мир, Елизавета, Петр I, Россия, наука). Основные проблемы произведения (проблема просвещенной монархии и проблема служения Отечеству).
Ода, гимн.
Анализ оды
18
М.В. Ломоносов.
1
Урок практической работы.
Особенности композиции и стиля оды. Структура образа. Стиль оды.Отрывок из «Оды на день восшествия... 1747 года»;
Ода, гимн.
Анализ оды
19
Г.Р. Державин. "Фелица", "Памятник".
1
Урок практической работы.
Своеобразие од Державина. Антитеза - основной композиционный прием оды Державина "Фелица". Нарушение теории "трех штилей". Державин о назначении поэта и поэзии в стихотворении "Памятник".
Для заучивания наизусть: Г.Р. Державин. «Памятник».
Антитеза.
Анализ стихотворений
Вторая четверть14часов
20-21
Д.И. Фонвизин. "Недоросль".
2
Урок практической работы.
Особенности драматического конфликта. Основная проблематика комедии. Система образов: Простаковы и Скотинины, с одной стороны, и Стародум и Правдин, с другой. Художественные принципы создания характеров комедии. Образ Митрофанушки. Черты классицизма в комедии и отступление от него.
Развитие понятия о жанре комедии. Понятие конфликта в драм. произв
Работа в парах.
22
Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве".
1
Комбинированный урок.
"Мещанин во дворянстве" как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.
Комедия.
Анализ комедии
23-24
Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза".
2
Урок практической работы.
Карамзин - основоположник русского сентиментализма. "Бедная Лиза" как сентиментальная повесть. Своеобразие решения конфликта в повести. Роль пейзажа. Образ автора.
Сентиментальная повесть.
Работа в группах по вопросам для анализа.
Домашнее сочинение по произведениям классицизма и сентиментализма
25
А.Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву".
1
Урок- путешествие
Своеобразие жанра и композиции книги Радищева. Изображение жизни крестьян. Черты сентиментализма в произведении.
Путешествие.
Работа в группах по вопросам
26
Введение.Романтизм в литературе
1
Урок-лекция.
Художественная модель мира в литературе романтизма. Особенности русского романтизма.
Романтизм.
27
В.А. Жуковский. "Вечер", "Цветок", "Весеннее чувство", "Лесной царь".
1
Урок-конкурс.
Своеобразие романтических произведений Жуковского. Лирический герой Жуковского. Психологизм произведений поэта-романтика. Балладный мир Жуковского.
Для заучивания наизусть: В.А. Жуковский. «Весеннее чувство».
Романс. Элегия. Углубление понятия о балладе
Выразительное чтение
28
Развитие речи
"Золотой век" русской поэзии.
1
Урок изучения нового материала.
Многообразие поэтических имен "золотого века" русской поэзии: А.А. Дельвиг "Вдохновение", Н.М. Языков "Пловец", П.А. Вяземский "Друзьям", "Моя вечерняя звезда", Е.А.Баратынский "Муза" и др. Тематика и особенности стиля романтической лирики.
Послание.
Индивидуальные задания. Сообщения уч-ся.
29-30
А.С. Пушкин. Поэма "Цыганы".
2
Урок практической работы.
"Цыганы" как романтическая поэма. Романтический конфликт в поэме. Система образов. Образ Алеко и черты "байронического" героя в нем. Образ Земфиры. Жанровые особенности поэмы.
Поэма. Поэма как лиро-эпический жанр. Мир романтич. поэмы. Романтич. герой и автор
Сообщения уч-ся.
31
Дж.Г.Байрон. "Корсар" (отрывки).
1
Комбинированный урок.
"Корсар" как романтическая поэма. Мир романтической поэмы. "Байронический" герой.
Романтическая личность.
Работа в группах, чтение и комментарий худ. образа.
32-33
М.Ю Лермонтов. "Мцыри".
2
Урок практической работы.
"Мцыри" как романтическая поэма. Романтический герой поэмы "Мцыри". Тема одиночества в поэме. Роль пейзажа в романтическом произведении. Автор и рассказчик в поэме.
Мцыри.
Работа в группах по вопросам
Третья четверть
34
Русская романтическая проза первой трети XIX в.
1
Вводный урок.
А. А. Бестужев- Марлинский, "Ревельский турнир", "Страшное гадание"; В.Ф.Одоевский, "Княжна Мими" или "Княжна Зизи", "Сильфида" и другие.
Индивидуальные задания.
35
36
Введение.
1
Вводный урок.
Романтический и реалистический стили в литературе
Реализм.
Индивидуальные задания.
37
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка".
1
Урок практической работы.
История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в "Капитанской дочке".
начальное понятие о реализме, о романе в литера-туре реализма
38
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка"«Береги честь смолоду»
1
Урок практической работы.
Автор и рассказчик в повести. Образ Петра Гринева. Формирование характера и взглядов Петра Гринева. Нравственные вопросы в повести.
романтический и реалистический стиль в художественной прозе
Подготовить сообщение.
39
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка". Роль Пугачева в развитии сюжета
1
Урок практической работы.
Образ Пугачева. Особенности композиции.
исторический роман
Подготовить сообщение.
40
Образ Маши Мироновой
1
Урок практической работы
Образ Маши Мироновой. Роль эпиграфов в повести. Смысл названия повести «Капитанская дочка»
Эпиграф.
Подготовить сообщение.
41
Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».
1
Урок развития речи.
Письменная творческая работа по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
42
Внеклассное чтение А.С.Пушкин "Выстрел".
1
Урок внеклассного чтения.
Работа в группах по вопросам
43
Н.В. Гоголь. «Ревизор».
1
Урок изучения нового материала
История создания комедии. Основная проблематика комедии. Развитие традиций комедии в XIX в. Система образов комедии.
Композиция.
Работа в группах. Выступление от лица настоящего ревизора.
44
Хлестаков и хлестаковщина.
1
Урок практической работы.
Хлестаков и "хлестаковщина".Мастерство речевых характеристик
Сатира - основной художественный прием комедии.
45
Страх перед «ревизором» как основа комедийного действия.
1
Урок практической работы.
Смех - единственное «честное, благородное лицо комедии
Значение авторских ремарок
46-47
Н. В. Гоголь. "Шинель".
2
Урок практической работы.
Традиции и новаторство темы "маленького человека". Житийное начало в повести "Шинель". Сочетание романтического и реалистического в сюжете и стиле повести.
Сюжет. Фабула.
Придумайте свой финал повести.
48
Внеклассное чтение Н.В.Гоголь. "Портрет".
1
Урок внеклассного чтения.
Работа в группах по вопросам для анализа.
49-50
Ф.М. Достоевский. "Бедные люди".
2
Урок практической работы.
Новаторство в трактовке темы "маленького человека". Своеобразие жанра романа в письмах. Петербург глазами Достоевского и Гоголя. Образы Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой.
«Маленький человек».
В группах сравните повесть Гоголя и Достоевского.
51
Урок развития речи
Тема «маленького человека» в литературе
1
Урок развития речи
Классное сочинение
Тема «маленького человека» в литературе
52
Л.Н. Толстой. «Казаки».
1
Урок внеклассного чтения.
Работа в группах по вопросам
Четвертая четверть
53
А.С. Пушкин. " Барышня-крестьянка"
1
Комбинированный урок.
Соотнесенность пушкинского произведения с сюжетом "Бедной Лизы" Карамзина: пародия и ирония. Портрет и пейзаж в повести.
Портрет и пейзаж. Пародия и ирония.
Индивидуальные задания.
54
А. И. Герцен. "Сорока-воровка".
1
Урок изучения нового материала.
Трагизм судьбы крепостной актрисы. Реалистическое и романтическое начала в повести.
Творческое задание
55
Л.Н.Толстой. "После бала".
1
Урок изучения нового материала.
Столкновение романтического мировосприятия и правды жизни. Контрастное построение рассказа как основной композиционный прием. Система образов в произведении. Автор и рассказчик в «После бала».
Работа в группах по вопросам для анализа.
56
Неоромантизм в литературе
1
Вводный урок.
Возвращение романтизма в новом качестве. Романтические сюжет и образы в литературе реализма.
Неоромантизм.
57-58
В. Г. Короленко. "Огоньки", "Сон Макара".
2
Комбинированный урок.
Романтизм в творчестве Короленко. Художественный стиль рассказа "Сон Макара". Реальность и фантастика в нем. "Огоньки" в системе произведений Короленко.
Работа в группах по вопросам
59
Внеклассное чтение. А.Грин «Алые паруса
1
Урок внеклассного чтения
Творческое задание
60
Максим Горький. "Песня о Соколе".
1
Комбинированный урок.
Романтизм в творчестве М. Горького. «Песня о Соколе» - размышление над смыслом человеческой жизни. Композиция произведения. Особенности ритма. Образы-символы в произведении. Прием контраста. Организация художественного пространства. Красота и таинственность природы в обрамлении «Песни...».
Для заучивания наизусть: М. Горький. Отрывок из «Песни о Соколе».
.
Символика, аллегория, образы-символы, контраст.
Творческое задание
61
Ю.П. Казаков. "Тихое утро".
1
Урок изучения нового материала.
Лирическое и трагическое начала в рассказе. Сюжет и композиция произведения. Символика названия.
Работа в группах по вопросам для анализа.
62
Развитие речи
Классное сочинение по произведениям неоромантизма
1
Урок развития речи
63
Русские писатели Казахстана.
1
Вводный урок.
Стилевое многообразие и жанры.
Индивидуальные задания.
64
И. П. Шухов. "Последняя песня", «Рассказ»
1
Урок изучения нового материала.
Значение творчества Шухова в русской советской литературе и литературе Казахстана Героическая романтика в произведениях писателя о гражданской войне. Национальный колорит произведений Шухова.
Ритмическая проза.
Работа в группах по вопросам
65
Ю.М. Герт. "Грустная история со счастливым концом".
1
Комбинированный урок.
Значение творчества Герта в литературе Казахстана. Школьная тема и проблемы подростков в произведениях Герта.
Индивидуальные задания.
66
Женская поэзия.
1
Урок-конкурс
Стихи Н.М. Черновой из сборников "Возраст августа", "Только о любви". Стихи Л. П. Степановой из сборника "Вначале было..."
Анализ стихотворения
67
Развитие речи
Итоговое классное сочинение
1
Урок развития речи
68
Заключение. Итоги изучения в 8 классе темы «Русская литература. Периоды и стили».
1