Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы

В инструктивно-методическом письме 2014-2015 уч.г. прописано, что учитель имеет право в пределах учебных часов, отведённых на изучение учебного предмета, вносить в планирование изменения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В связи с этим в данное планирование были внесены изменения, связанные с последовательностью проведения письменных работ. Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 8 классов общеобразовательной школы Республики Казахстан. Произведена почасова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Кол-во
часов

Тип урока

Дата

Круг основных вопросов.

Теория литературы

Реализация работы над проблемой.

первая четверть19часов

1

Художественный мир литературы.

1

Вводный урок.

Художественный мир литературы. Связь русской литературы с миро­вым литературным процессом. Периоды развития литературы. Особенности западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения.

Жанр, стиль.

Работа с научным текстом (в парах).

2

Основные черты древнерусской литературы.

1

Урок-лекция.

Жанры и стили русской литературы. Основные черты древнерусской литературы. Древнерусский литературный герой и законы жанра.

Жанры древнерусской литературы (слово, житие, новелла).

Работа с научным текстом (в парах).

3

"Слово о полку Игореве".

1

Урок изучения нового материала.

Открытие и изучение "Слова о полку Игореве" Историческая основа. Сюжет и композиция произведения. Система образов-персонажей. Образ князя Игоря.

Работа в группах.

4

"Слово о полку Игореве".

1

Урок развития речи.

Художественное своеобразие «Слова...», его связь с фольклором. Для заучивания наизусть: Отрывок из «Слова о полку Игореве» (вступление, плач Ярославны)

Работа в группах, чтение и комментарий худ. образа.

5

"Слово о полку Игореве".

1

Комбинированный урок.

«Слово...» в переводах русских поэтов и как объект научных исследований. Книга О. Сулейменова «Аз и Я»: авторские интерпретации «темных мест» «Слова…».

Жанры древнерусской литературы (слово, житие, новелла).

Работа в группах, чтение и комментарий худ. образа.

6

Развитие речи

1

Урок развития речи.

Классное сочинение по «Слову о полку Игореве»

7

"Повесть о Петре и Февронии Муромских".

1

Комбинированный урок.

Человек и его частная семейная жизнь. Тема любви в произведении. Феврония - мудрая дева. Женский образ и его сказочные истоки. Феврония - мудрая дева.

Житие. Элементы житийного стиля

Анализ текста

8

«Персидско-таджикская литература как источник вдохновения творчества русских и западноевропейских поэтов»

1

Урок-лекция

Расцвет средневековой восточной литературы.

Работа в группах Доклады учеников

9

Фирдоуси. «Шах-наме» Низами Гянджеви.

1

Урок развития речи чтение фрагменты

отрывок «Рустам и Сухраб»

«Лейли и Меджнун»

Работа в группах, чтение и комментарий худ. образа.

10

Омар Хайям. «Рубаи» Хафиз Ширази «Диван»;

1

Урок развития речи

А.С. Пушкин. «В прохладе сладостной фонтанов…». И.-В. Гете. «Западно-восточный диван» (стихотворения по выбору учителя)).

Анализ стихотворений

11-12

Шекспир. "Гамлет".

2

Уроки практической работы.

История создания трагедии. Вечные темы и вечные проблемы лите­ратуры. Долг сына перед отцом. Долг каждого человека перед обществом. Система образов трагедии. Гуманизм Шекспира. И. С. Тургенев о герое трагедии в статье "Гамлет и Дон-Кихот".

Доклады учеников. Работа в группах, чтение и комментарий худ. образа.

13-14

И.В. Гете. «Фауст».

2

Уроки практической работы

Фольклорно-литературные истоки сюжета о докторе Фаусте. Образы Фауста и Мефистофеля у И.В. Гете. Тема любви в трагедии. Утверждение величия разума и творчества в произведении

Анализ стихотворений

15

Вн. чт.(читательская конференция):

1

Шекспир. «Ромео и Джульетта».

16

Введение.XVIII в. - начало новой русской литературы.

1

Урок-лекция.

XVIII в. - век Про­свещения. Смена стилей в литературе XVIII в. Реформа стихосложе­ния и теория "трех штилей".

Классицизм, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая системы.

Работа с научным текстом (в парах)

17

М.В. Ломоносов. "Ода на день восшествия...

1747 г."

1

Комбинированный урок.

Основные темы оды (мир, Елизавета, Петр I, Россия, наука). Основные проблемы произведения (проблема просвещенной монархии и проблема служения Отечеству).

Ода, гимн.

Анализ оды

18

М.В. Ломоносов.

1

Урок практической работы.

Особенности композиции и стиля оды. Структура образа. Стиль оды.Отрывок из «Оды на день восшествия... 1747 года»;

Ода, гимн.

Анализ оды

19

Г.Р. Державин. "Фелица", "Памят­ник".

1

Урок практической работы.

Своеобразие од Державина. Антитеза - основной композиционный прием оды Державина "Фелица". Нарушение теории "трех штилей". Державин о назначении поэта и поэзии в стихотворении "Памятник".

Для заучивания наизусть: Г.Р. Державин. «Памятник».

Антитеза.

Анализ стихотворений

Вторая четверть14часов

20-21

Д.И. Фонвизин. "Недоросль".

2

Урок практической работы.

Особенности драматического конфликта. Основная проблематика ко­медии. Система образов: Простаковы и Скотинины, с одной стороны, и Стародум и Правдин, с другой. Художественные принципы создания характеров комедии. Образ Митрофанушки. Черты класси­цизма в комедии и отступление от него.

Развитие понятия о жанре комедии. Понятие конфликта в драм. произв

Работа в парах.

22

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве".

1

Комбинированный урок.

"Мещанин во дворянстве" как произведение французского классициз­ма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.

Комедия.

Анализ комедии

23-24

Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза".

2

Урок практической работы.

Карамзин - основоположник русского сентиментализма. "Бедная Лиза" как сентиментальная повесть. Своеобразие решения конфликта в повести. Роль пейзажа. Образ автора.

Сентиментальная повесть.

Работа в группах по вопросам для анализа.


Домашнее сочинение по произведениям классицизма и сентиментализма



25

А.Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву".

1

Урок- путешествие

Своеобразие жанра и композиции книги Радищева. Изображение жизни крестьян. Черты сентиментализма в произведении.

Путешествие.

Работа в группах по вопросам

26

Введение.Романтизм в литературе

1

Урок-лекция.

Художественная модель мира в литературе романтизма. Особенности русского романтизма.

Романтизм.

27

В.А. Жуковский. "Вечер", "Цветок", "Весеннее чувство", "Лесной царь".

1

Урок-конкурс.

Своеобразие романтических произведений Жуковского. Лирический герой Жуковского. Психологизм произведений поэта-романтика. Балладный мир Жуковского.

Для заучивания наизусть: В.А. Жуковский. «Весеннее чувство».

Романс. Элегия. Углубление понятия о балладе

Выразительное чтение

28

Развитие речи

"Золотой век" русской поэзии.

1

Урок изучения нового материала.

Многообразие поэтических имен "золотого века" русской поэзии: А.А. Дельвиг "Вдохновение", Н.М. Языков "Пловец", П.А. Вяземский "Друзьям", "Моя вечерняя звезда", Е.А.Баратынский "Муза" и др. Тематика и особенности стиля романтической лирики.

Послание.

Индивидуальные задания. Сообщения уч-ся.

29-30

А.С. Пушкин. Поэма "Цыганы".

2

Урок практической работы.

"Цыганы" как романтическая поэма. Романтический конфликт в по­эме. Система образов. Образ Алеко и черты "байронического" героя в нем. Образ Земфиры. Жанровые особенности поэмы.

Поэма. Поэма как лиро-эпический жанр. Мир романтич. поэмы. Романтич. герой и автор

Сообщения уч-ся.

31

Дж.Г.Байрон. "Корсар" (отрывки).

1

Комбинированный урок.

"Корсар" как романтическая поэма. Мир романтической поэмы. "Бай­ронический" герой.

Романтическая личность.

Работа в группах, чтение и комментарий худ. образа.

32-33

М.Ю Лермонтов. "Мцыри".

2

Урок практической работы.

"Мцыри" как романтическая поэма. Романтический герой поэмы "Мцыри". Тема одиночества в поэме. Роль пейзажа в романтическом произведении. Автор и рассказчик в поэме.

Мцыри.

Работа в группах по вопросам

Третья четверть

34

Русская романтическая проза первой трети XIX в.

1

Вводный урок.

А. А. Бестужев- Марлинский, "Ревельский турнир", "Страшное гада­ние"; В.Ф.Одоевский, "Княжна Мими" или "Княжна Зизи", "Силь­фида" и другие.

Индивидуальные задания.

35



36

Введение.

1

Вводный урок.

Романтический и реалистический стили в литературе

Реализм.

Индивидуальные задания.

37

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка".

1

Урок практической работы.

История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в "Капитанской дочке".

начальное понятие о реализме, о романе в литера-туре реализма

38

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка"«Береги честь смолоду»

1

Урок практической работы.

Автор и рассказчик в повести. Образ Петра Гринева. Формирование характера и взглядов Петра Гринева. Нравственные вопросы в повести.

романтический и реалистический стиль в художественной прозе

Подготовить сообщение.

39

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка". Роль Пугачева в развитии сюжета

1

Урок практической работы.

Образ Пугачева. Особенности ком­позиции.

исторический роман

Подготовить сообщение.

40

Образ Маши Мироновой

1

Урок практической работы

Образ Маши Мироновой. Роль эпиграфов в повести. Смысл названия повести «Капитанская дочка»

Эпиграф.

Подготовить сообщение.

41

Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».

1

Урок развития речи.

Письменная творческая работа по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

42

Внеклассное чтение А.С.Пушкин "Выстрел".

1

Урок внеклассно­го чтения.

Работа в группах по вопросам

43

Н.В. Гоголь. «Ревизор».

1

Урок изучения нового материала

История создания комедии. Основная проблематика комедии. Развитие традиций комедии в XIX в. Система образов комедии.

Композиция.

Работа в группах. Выступление от лица настоящего ревизора.

44

Хлестаков и хлестаковщина.

1

Урок практической работы.

Хлестаков и "хлестаковщина".Мастерство речевых характеристик

Сатира - основной художественный прием комедии.

45

Страх перед «ревизором» как основа комедийного действия.

1

Урок практической работы.

Смех - единственное «честное, благородное лицо комедии

Значение авторских ремарок

46-47

Н. В. Гоголь. "Шинель".

2

Урок практической работы.

Традиции и новаторство темы "маленького человека". Житийное начало в повести "Шинель". Сочетание романтического и реалистического в сюжете и стиле повести.

Сюжет. Фабула.

Придумайте свой финал повести.

48

Внеклассное чтение Н.В.Гоголь. "Портрет".

1

Урок внеклассного чтения.

Работа в группах по вопросам для анализа.

49-50

Ф.М. Достоевский. "Бедные люди".

2

Урок практической работы.

Новаторство в трактовке темы "маленького человека". Своеобразие жанра романа в письмах. Петербург глазами Достоевского и Гоголя. Образы Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой.

«Маленький человек».

В группах сравните повесть Гоголя и Достоевского.

51

Урок развития речи

Тема «маленького человека» в литературе

1

Урок развития речи

Классное сочинение

Тема «маленького человека» в литературе

52

Л.Н. Толстой. «Казаки».

1

Урок внеклассного чте­ния.

Работа в группах по вопросам

Четвертая четверть

53

А.С. Пушкин. " Барышня-крестьянка"

1

Комбинированный урок.

Соотнесенность пушкинского произведения с сюжетом "Бедной Лизы" Карамзина: пародия и ирония. Портрет и пейзаж в повести.

Портрет и пейзаж. Пародия и ирония.

Индивидуальные задания.

54

А. И. Герцен. "Сорока-воровка".

1

Урок изучения нового материала.

Трагизм судьбы крепостной актрисы. Реалистическое и романтическое начала в повести.

Творческое задание

55

Л.Н.Толстой. "После бала".

1

Урок изучения нового материала.

Столкновение романтического мировосприятия и правды жизни. Контрастное построение рассказа как основной композиционный прием. Система образов в произведении. Автор и рассказчик в «После бала».

Работа в группах по вопросам для анализа.

56

Неоромантизм в литературе

1

Вводный урок.

Возвращение романтизма в новом качестве. Романтические сюжет и образы в литературе реализма.

Неоромантизм.


57-58

В. Г. Короленко. "Огоньки", "Сон Макара".

2

Комбинированный урок.

Романтизм в творчестве Короленко. Художественный стиль рассказа "Сон Макара". Реальность и фантастика в нем. "Огоньки" в системе произведений Короленко.

Работа в группах по вопросам

59

Внеклассное чтение. А.Грин «Алые паруса

1

Урок внеклассного чтения

Творческое задание

60

Максим Горький. "Песня о Соколе".

1

Комбинированный урок.

Романтизм в творчестве М. Горького. «Песня о Соколе» - размышление над смыслом человеческой жизни. Композиция произведения. Особенности ритма. Образы-символы в произведении. Прием контраста. Организация художественного пространства. Красота и таинственность природы в обрамлении «Песни...».

Для заучивания наизусть: М. Горький. Отрывок из «Песни о Соколе».

.

Символика, аллегория, образы-символы, контраст.

Творческое задание

61

Ю.П. Казаков. "Тихое утро".

1

Урок изучения нового материала.

Лирическое и трагическое начала в рассказе. Сюжет и композиция произведения. Символика названия.

Работа в группах по вопросам для анализа.

62

Развитие речи

Классное сочинение по произведениям неоромантизма

1

Урок развития речи


63

Русские писатели Казахстана.

1

Вводный урок.

Стилевое многообразие и жанры.

Индивидуальные задания.

64

И. П. Шухов. "Последняя песня", «Рассказ»

1

Урок изучения нового материала.

Значение творчества Шухова в русской советской литературе и лите­ратуре Казахстана Героическая романтика в произведениях писателя о гражданской войне. Национальный колорит произведений Шухова.

Ритмическая проза.

Работа в группах по вопросам

65

Ю.М. Герт. "Грустная история со счастливым концом".

1

Комбинированный урок.

Значение творчества Герта в литературе Казахстана. Школьная тема и проблемы подростков в произведениях Герта.

Индивидуальные задания.

66

Женская поэзия.

1

Урок-конкурс

Стихи Н.М. Черновой из сборников "Возраст августа", "Только о любви". Стихи Л. П. Степановой из сборника "Вначале было..."

Анализ стихотворения

67

Развитие речи

Итоговое классное сочинение

1

Урок развития речи


68

Заключение. Итоги изучения в 8 классе темы «Русская литература. Периоды и стили».

1




© 2010-2022