Конспект урока «Образы флоры в художественной литературе. Цветы»

Работа поможет учителю познакомить учащихся с описанием цветов в русской поэзии, показать им, что в стихах все взаимосвязано и каждый образ внутренне обусловлен. На примере конкретных стихотворений раскрываются приёмы создания художественных образов цветов. Учитель сможет подготовить учащихся к созданию собственных текстов художественного стиля, формирует умение сравнивать, делать выводы. У учащихся воспитывается чувство сопереживания, бережного отношения к природе через выразительное ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русской литературы

в рамках Недели гуманитарного цикла

Костанайская область

Мендыкаринский район

Михайловская средняя школа

7 класс

Креничная И.И.

Конспект урока «Образы флоры в художественной литературе. Цветы»

Тема: Образы флоры в художественной литературе. Цветы.

Цели:

  • познакомить учащихся с описанием цветов в русской поэзии, показать им, что в стихах все взаимосвязано и каждый образ внутренне обусловлен,

  • раскрыть приёмы создания художественных образов цветов (на примере конкретных стихотворений);

  • готовить к созданию собственных текстов художественного стиля; формировать умение сравнивать; делать выводы;

  • воспитывать чувство сопереживания, бережного отношения к природе через выразительное чтение и содержание текста;

  • развивать познавательную активность учащихся и интерес к предмету через использование информационных технологий.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

  • Синквейн по теме «Деревья»

  • Лирическая пятиминутка. Чтение стихотворения.

3. Мотивационно-ориентировочный этап. (Подготовка к усвоению новой

темы)

  1. Чтение эпиграфа. (Презентация. Слайд 1,2,3)

Каждый день, каждый час нас окружают чудеса, которые мы не замечаем. Но вдруг наш взгляд упал на обыкновенный листочек, и мы удивились, как на нем заблестела капелька росы, переливаясь на солнце. Как же он прекрасен. Кажется, мы привыкли ко всему, что нас окружает, и не удивляемся, глядя на облака, плывущие по небу, на пение птиц.

Но послушай стихотворение поэта.

Не привыкайте чудесам.

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь

Приглядывайтесь к облакам

Прислушивайтесь к птицам

Прикладывайтесь к родникам

Ничто не повториться

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.

И сегодня на уроке, мы будем приглядываться, прислушиваться, удивляться всему тому, что нас окружает, потому что тема нашего урока «Образы флоры в художественной литературе»

- Какой смысл имеют слова флора и фауна в современной речи? Работа по Мифологическому словарю:

Флора - римская богиня цветов и юности. В честь Флоры с 28 апреля по 3 мая праздновались флоралии, во время которых люди украшали себя и животных обычно розами, женщины носили яркие платья. В античном искусстве Флора изображалась молодой женщиной с цветами в руках. (Слайд 4,5,6)

В современном языке флора-это растительный мир.

Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце,

небо и цветок. Как вы понимаете эти слова?

С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о Новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох так или иначе затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты.

2. Постановка проблемы

Что же известно нам о жизни слов, обозначающих названия цветов? Как возникли, когда появились они в языке? Почему в разных районах нашей страны люди по-разному называют одни и те же цветы? Какова их символика? Как соотносится цвет с образом в литературе и живописи? Можно ли проникнуть в тайный смысл видимых вещей, зная "язык цветов", и постичь символический подтекст произведения? Наконец, как, каким образом из таинственного соединения самых обычных слов, из волшебной игры значений рождается то чудо, которое являет собой великий и могучий русский язык - язык Пушкина, Толстого, Тургенева?

Решению этих вопросов мы и посвятим свой урок.

II. Организационно-исполнительский этап.


  1. Самостоятельная работа в группах

Чтение учебника параграф с.178

1 группа Чтение П.5 Розы, составление по нему кластера, представление цветка

Анализ стихотворений И.П.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы», И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», И.Северянина «Классические розы»

2 группа Чтение П.6 Сирень, составление по нему кластера, представление цветка

Анализ стихотворения А.Кушнера «Сирень», С.Кирсанова «Июньская баллада»

3 группа Чтение П.7 Полевой цветок

составление по нему кластера, представление цветка

Анализ стихотворения А.С.Пушкина и И.Бунина «Полевые цветы»

4группа Чтение П.8 Кактус, составление по нему кластера, представление цветка

Анализ стихотворения А.Тарковского «Кактус»

Групповая работа - минут. Защита- 12 минут (по 3 минуты).

Слайд (розы), музыка (П.И.Чайковский «Вальс цветов»)

2. Защита кластера

1 группа Роза (Слайд 7,8,9)

2 группа Сирень (Слайд 12,13)

  1. группа Полевой цветок (Слайд 14, 15)

  2. группа Кактус (16,17)

3.Чтение и анализ стихотворений о цветах

А) Стихи о розе

  • И.П.Мятлев «Розы» (Слайд 18)

Хрестоматия

  1. Какие мифопоэтические значения розы использует И.П.Мятлев в стихотворении «Розы»?

  2. Что символизируют розы у него?

  3. Что означает венок из роз у него?

  4. Каковы основные мотивы его стихотворения

(Возможный вариант анализа стихотворения

- Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение ?

(Чувство грусти и сожаления. Жаль так неожиданно оборвавшейся молодости, ещё не начавшейся жизни.)

- Каковы жанровые особенности стихотворения? (Это элегия - типичный жанр лирики эпохи романтизма, стихотворение проникнуто грустными философскими раздумьями.)

- Какова роль композиции стихотворения для понимания его смысла? Какой приём лежит в основе стихотворения? (Приём антитезы, противопоставления двух понятий: Жизни и Смерти. Соответственно первая часть стихотворения - изображение Жизни во всех её проявлениях: свежие, благоухающие розы в саду, красота молодой женщины, любовь и преклонение перед Прекрасным. Вторая часть (последняя строфа) - неожиданный трагический финал: «…В погосте белый камень, / На камне - роз моих завянувший венок». Тем самым автор как бы говорит нам: «Жизнь так быстротечна, она может оборваться внезапно, нелепо, ощущение счастья кратковременно, подобно поре цветения роз…)

- Охарактеризуйте облик лирического «я». Лирический герой, какой он?

(Он любит жизнь во всех проявлениях. Ему доставляет огромное наслаждение вид цветущих роз в своём саду: «Казалось мне, любовь дышала в них…» Но встреча с «девой рая» изменила нашего героя. Он понял, что настоящая радость в том, чтобы отдавать всё самое дорогое и делать счастливым любимого человека. К сожалению, смерть разлучила героев. Остались лишь воспоминания…)

- Какими способами автор выражает чувства и настроения героя?

(Восклицательные предложения: «Как хороши, как свежи были розы / В моём саду! Как взор прельщали мой!»; повторы (анафоры «Как я молил…Как я берёг…»); эпитеты («цветов заветных, дорогих»); сравнения («прелестная, как ангел красоты», «в венке из роз она была царицей»); метафоры («жизни пламень», «Ей счастье долгое сулил, казалось, рок») позволяют ярче представить переживания лирического героя, всю глубину его чувств.)

- Что ещё в лексическом строе стихотворения обратило на себя ваше внимание?

(Высокая, торжественная, приподнятая лексика: архаизмы «взор», «прельщали», «лелеял младость», «на радостном челе», «соплетались». Сказать о самом главном, размышляя о смысле человеческой жизни, бренности всего земного, можно только так: торжественно и возвышенно.)

- С каким произведением писателя ХХ века, изученным вами ранее, и стихотворением «Розы» можно провести некую параллель? (С рассказом И.А.Бунина «Лёгкое дыхание». Вспомним его начало: «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест…и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста».)


  • И.С.Тургенев Стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» (Слайд 19, 20)

1. С какой целью, почему И.С.Тургенев обращается к начальной строке стихотворения Мятлева?

2. Сколько раз Тургенев её цитирует в своём «стихотворении в прозе»?

3. Какие новые оттенки значений приобретает эта фраза у него?

(Возможный вариант

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

(Настроением грусти, одиночества, ощущением безысходности и тоски.)

- Какой приём использует автор в создании стихотворения?

(Стихотворение построено на антитезе: основные его мотивы противоположны - мотив молодости и старости, жизни и смерти.)

- Найдите в тексте слова, словосочетания, которые могут быть антонимами.

(Молодость = жизнь: Старость = смерть:

(Учитель. Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья…

Вопрос классу: Какие лексические, стилистические, синтаксические особенности стихотворения в прозе раскрывают авторскую мысль? Послушаем нашего «литературоведа».

(Комментарий учащегося: В стихотворении в прозе 6 абзацев. Каждый завершается строчкой из одноимённого стихотворения И. Мятлева . В дальнейшем абзацы строго чередуются: в нечётных (1,3,5) - представлено прошлое, в чётных (2,4,6) - настоящее. Причем развитие мысли движется как бы по синусоиде: то вверх, то вниз. Первые два абзаца почти одинаковы по размеру. Само строение 1-го абзаца - короткие фразы, плавно переходящие в более длинные, - создаёт ощущение музыкальности, медленного кружения в танце. 2-й же абзац - контрастный - состоит из коротких, чётких фраз. На морфологическом уровне также видно ритмическое несходство: 1абзац - 3 глагола, 2абзац - 5+1 деепричастие (они убыстряют ритм, делают его жёстким, в результате чего чувство блаженства исчезает и сменяется чувством безнадёжности. Зима- это зима в природе, это зима в жизни человека, это старость.

Вторая антонимическая пара абзацев не совпадает по размеру. Воспоминания увлекают рассказчика, он постепенно погружается в них, забывая обо всём. Теперь темнота создаёт совсем другое ощущение - романтического ожидания, любви, надежды. Интонация тоже изменяется: если в 1-м абзаце она была мечтательной, то здесь она становится восторженной. ( Пр.: обилие восклицательных предложений.) Это - прошлое. В настоящем настроение совсем другое. Два предложения заканчиваются многоточием, подчёркивая монотонность мысли, недоговорённость. Всё безрадостно, тоскливо, скучно.

Последние два абзаца снова различны по объёму. В 5-м - бурная, радостная жизнь. «Весёлый шум», «сдержанный смех», «добрые голоса», «воркотня самовара», «вальс» - кажется, будто ритм вальса уносит героя всё дальше в счастливое прошлое, во времена молодости, жизни, счастья. Речь вдруг резко обрывается. В последенм абзаце сначала исчезает свет: гаснет свеча… Звуки становятся глуше…Вздрагивает старый пёс, зябнет хозяин. Холодно. В 6 предложениях - 6 многоточий. Абзац заканчивается словами: «И все они умерли…умерли.» Последнее воспоминание перед смертью - «Как хороши, как свежи были розы…»)

- В чём смысл названия произведения?

(Строчки из стихотворения И. Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» - своеобразное напоминание о том, как прекрасна молодость, особенно когда в душе живет любовь. А розы - это символ, увы, прошедшего счастья, радости, всего мира далекого прошлого.)


  • Игорь Северянин «Классические розы» (Слайд19)

В диалог поэтов включается его третий участник - поэт ХХ века Игорь

Северянин со своим стихотворением «Классические розы»

- Что новое, в частности, в проявлении настроения появляется в этом стихотворении Северянина? (Новое чувство- чувство ностальгии по прошлому, по России.)

- Стихотворение автобиографично. Как вы думаете, какие факты биографии поэта нашли отражение в нём? Давайте проследим за ними по мере развития поэтической мысли…

(1-я строфа - воспоминания о первых шагах в литературе, успехе и молодости. Это прошлое.

2-я строфа - настоящее: закончилась Гражданская война, прошлое разрушено. Судьба забросила Северянина в Эстонию, ставшую в то время независимым государством. Остались лишь воспоминания для немолодого поэта.

3-я строфа - будущее, поэт твёрдо верит, что Родина преодолеет все невзгоды, и тогда, когда станут подводить итоги, вспомнят и его. К сожалению, это случится нескоро…

Это стихотворение - своего рода «Памятник» Северянина, поэтическое завещание.)

- Какую роль играет эпиграф в этом стихотворении, взятый из стихотворения И. П. Мятлева?

(Это своеобразный символ незыблемости, стабильности, прочности, каким кажется поэту ХΙХ век. Отталкиваясь от конкретного образа, Северянин развивает, обогащает его, делает глубоким и придаёт символическое значение. В каждой строке рефренная строка «Как хороши, как свежи были розы…» приобретает новый смысл.)

- Подумаем над смыслом названия. Почему «Классические розы»?

(Стихотворение написано классическим пятистопным ямбом, по жанру - это элегия, строчки, взятые в качестве эпиграфа, стали уже хрестоматийными, то есть классическими. Ещё одно предположение: Северянин продолжает верить в то, что он немало сделал для русской литературы, и это даёт ему право называться классиком. Не случайно последние две строки стихотворения высечены на мраморной плите на могиле Игоря Северянина на русском кладбище в Таллинне.)

- Какие средства выразительности можно выделить в стихотворении?

(Учащиеся отмечают риторические вопросы и восклицания, инверсию («Вернуться в дом Россия ищет троп»), синекдоху («Моей страной мне брошенные в гроб»), позволяющие передать быструю смену настроений: от грустной иронии до горечи и тоски.)

- Мечта вернуться в Россию жила в Северянине до последней минуты.

Подведение итога анализа стихов о розе

- Какие общие черты можно выделить у сравниваемых стихотворений и в чём своеобразие каждого из них?»

(Сходство мотивов - воспоминаний, жизни и смерти - и темы одиночества,

сходство настроений лирического героя (грусть, печаль), сходство в названии (во всех присутствует слово «розы», по жанру стихотворения И. П.Мятлева и И.Северянина - элегии. Но если в стихотворениях Мятлева и Тургенева на первый план выступает личная драма героя, то стихотворение Северянина проникнуто болью за родную страну и в то же время - верой в Россию.

Заключительное слово учителя. Перекличка поэтов разных эпох состоялась. Мы сумели выделить общее, присущее всем стихотворениям, отметили и своеобразие каждого. Да, действительно, наряду с поисками новых путей в искусстве, настоящий поэт, каким был Северянин, не теряет связей с традициями нашей великой литературы. И мне осталось сказать одно: эти розы - знак нашей благодарности и преклонения. (Кладёт букет живых роз у портрета Игоря Северянина.)

Как хороши, как свежи ныне розы… нашей памяти, почтенья и любви!

Б) Стихи о сирени


  • А.С.Кушнер «Сирень» (Слайд 20)

- Какие поэтические тропы использует в стихотворении «Сирень»?

- Какую роль в образном строе стихотворения играет картина с изображением сирени, написанная художником П.Кончаловским? (Слайд 21)

- Охарактеризуйте цветовую палитру, а также осязательные образы в этом стихотворении.


  • С.И.Кирсанов «Июньская баллада» (Слайд 22)

- Какими средствами создаётся ощущение протяжённого летнего дня в стихотворении С.И.Кирсанова?

- Почему поэт обращается к кольцевой композиции ( обратите внимание на строки, начинающие и завершающие стихотворение).

- Какие мифологические образы возникают в стихотворении Кирсанова? Какова их роль?

Обобщение

- Какой из образов сирени произвёл на вас сильное впечатление и почему?

С) Стихи о полевых цветах

  • А.С.Пушкин «Цветок» (Слайд 23)

- Какова роль вопросительных предложений в стихотворении?

- С каким мотивом связан образ цветка у Пушкина?

- Что пробуждает этот образ в душе поэта?


  • И А.Бунин «Полевые цветы» (Слайд 24)

- Каким цветам противопоставлены полевые цветы в стихотворении Бунина? (тепличным)

- На чём основано это противопоставление? (В своем стихотворении Иван Бунин поднимает одновременно две необычайно важные темы - это любовь к природе и истинная красота.)

- В чём красота полевых цветов?

Автор показывает нам истинную красоту полевых цветов - ведь они впитали в себя всю красоту окружающей природы - вечернее небо, мерцание звезд, дыхание весеннего ветра.

Изящество полевых цветов подчеркивает их стыдливость - они не претендуют на признание людей, несмотря на то, что являются прекрасными.

Несмотря на то, что на первый взгляд, полевые цветы могут показаться не такими красивыми, как те, которые были выращены в теплицах, автор помогает увидеть читателю их истинную привлекательность.

Ведь полевые цветы передают чарующую атмосферу природы, которая не доступна для тепличных цветков. В конце стихотворения автор делится с читателем своей ностальгией по природе родного края.

Полевые цветы словно служат связующим звеном между природой и самим автором.

Д) Стихи об экзотических цветах.

С давних пор путешественники привозили из странствий поразившие их экзотические растения. Однако наш климат был слишком суров для уроженцев теплых стран. Поэтому они превратились в комнатные и оранжерейные растения. Так, например монстера (лиана тропического леса) у себя на родине дает сладкие вкусные плоды, а у нас даже редко цветет. А кактусы достигают в пустынях несколько метров высоты, а у нас умещаются на подоконнике.


  • А.Тарковский «Кактус» (Слайд 25)

- Какие зрительные образы использует Тарковский в описании кактуса?

- Какие детали показались особенно зримыми и яркими?

- Есть ли в стихотворении образы, противопоставленные образу кактуса?

- Какие мифологические символы за ними закреплены? На чём основано противопоставление образов?

- Какие пространственные образы возникают у Тарковского? Найдите их в тексте, назовите.

- Какую мысль выражает поэт в образе «допотопного чудища»?

Обобщающие выводы. (Слово учителя) Возвращение к ассоциациям,

Скоро наступит лето с ярким солнцем и веселыми дождями, с ароматом цветов. Но теперь, когда они попадутся вам на глаза, не спешите сорвать их.

( Слайд 26)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

4. Итоговая рефлексия. Написать миниатюру - синквейн по опорному слову ЦВЕТОК, (или у каждого свой) (5мин.)

Контроль знаний в форме теста.

В) полевой цветок Г) кактус

1. Какому средству художественной выразительности (тропу) соответствует приведенное определение? Художественно-образное определение какого-либо предмета или явления, часто имеющее оценочный характер.

а) Сравнение б) Метафора в) Эпитет г) Гипербола.

2. Что символизируют розы в стихотворении И.Северянина "Классические розы".

а) Награду за добродетель и небесную радость.

б) Любовь

в) Жизненную мощь и силу.

г) Образ покинутой и потерянной России

3. С образом каких цветов в художественной литературе связана мысль о прошедшем, о чем-то очень задушевном и заветном.

а) роза. б) полевые цветы в) сирень. г) кактус

4. Какое средство художественной выразительности (троп) использовал поэт в приведенном ниже отрывке из стихотворения. "Фиолетовой, белой, лиловой, ледяной, голубой, бестолковой Перед взором предстанет сирень".

а) Метафора б) Эпитеты. в) Сравнение. г) Гипербола.

5. Что символизирует в художественной литературе белый цвет розы.

а) Любовь, страсть, восторг.

б) Чистоту, духовность, невинность.

в) Тоску, печаль.

г) Разлуку, измену.

6. С происхождением какого цветка связана легенда о Весне:

А) роза Б) сирень В) полевой цветок Г) кактус

7. Какой цветок напоминает поэту Кирсанову миф об Орфее:

А) роза Б) кактус В) полевой цветок Г) сирень

8. Какой цветок является характерной чертой экзотического ландшафта:

А) роза Б) сирень В) полевой цветок Г) кактус

9. Какие цветы в стихотворении Бунина напоминают поэту Родину:

А) роза Б) сирень В) полевой цветок Г) сирень

10. Какой цветок поражает поэтов огромной жизненной мощью и силой:

А) кактус Б) сирень В) полевой цветок Г) роза

Слайд 27

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

г

б

б

б

б

г

г

в

а

.

Домашнее задание.

1..Написать сочинение-описание «Мой любимый цветок» или

стихотворение о любимом цветке.

  1. Выучить понравившееся стихотворение

(Привести примеры работ учащихся прошлых лет)







Тест по теме « Цветы»

1. Какому средству художественной выразительности (тропу) соответствует приведенное определение? Художественно-образное определение какого-либо предмета или явления, часто имеющее оценочный характер.

а) Сравнение б) Метафора в) Эпитет г) Гипербола.

2. Что символизируют розы в стихотворении И.Северянина "Классические розы".

а) Награду за добродетель и небесную радость.

б) Любовь

в) Жизненную мощь и силу.

г) Образ покинутой и потерянной России

3. С образом каких цветов в художественной литературе связана мысль о прошедшем, о чем-то очень задушевном и заветном.

а) роза. б) полевые цветы в) сирень. г) кактус

4. Какое средство художественной выразительности (троп) использовал поэт в приведенном ниже отрывке из стихотворения. "Фиолетовой, белой, лиловой, ледяной, голубой, бестолковой Перед взором предстанет сирень".

а) Метафора б) Эпитеты. в) Сравнение. г) Гипербола.

5. Что символизирует в художественной литературе белый цвет розы.

а) Любовь, страсть, восторг.

б) Чистоту, духовность, невинность.

в) Тоску, печаль.

г) Разлуку, измену.

6. С происхождением какого цветка связана легенда о Весне:

А) роза Б) сирень В) полевой цветок Г) кактус

7. Какой цветок напоминает поэту Кирсанову миф об Орфее:

А) роза Б) кактус В) полевой цветок Г) сирень

8. Какой цветок является характерной чертой экзотического ландшафта:

А) роза Б)сирень В) полевой цветок Г) кактус

9. Какие цветы в стихотворении Бунина напоминают поэту Родину:

А) роза Б) сирень В) полевой цветок Г) сирень

10. Какой цветок поражает поэтов огромной жизненной мощью и силой:

А) кактус Б) сирень В) полевой цветок Г) роза

11


© 2010-2022