Урок «Святыни моей семьи»

Урок направлен на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и семейным традициям посредством создания презентаций о святынях семьи, создания герба семьи.Урок построен на самостоятельной творческой деятельности учащихся, работе с различными типами словарей.Тип урока - совершенствование универсальных учебных действий по теме «Святыни моей семьи». Используется технология проблемного, развивающего обучения.Воспитание интереса,бережного отношения к семейным традициям, ценностям чувства...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лапутина Вера Владимировна

учитель русского языка и литературы

Г. Сургут МБОУ лицей №3

Урок литературы в 9 классе

Тема: «Святыни моей семьи»

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и семейным традициям посредством создания презентаций о святынях семьи, создания герба семьи.

Задачи: Образовательная: знакомство с ключевыми понятиями урока: cвятыня и святыня великая, реликвия, род, фамилия, герб, геральдика, родословная; совершенствовать навыки создания текста определенного жанра.

Развивающая: развитие эмоциональной сферы и духовного начала подростка, формирование умений аргументировать и творчески представлять выполненную работу.

Воспитательная: воспитание интереса, бережного отношения к семейным традициям, ценностям, чувства любви к своей стране.

Тип и вид урока: урок совершенствования универсальных учебных действий по теме «Святыни моей семьи» самостоятельная работа - творческие мини-проекты «Святыни моей семьи», «Герб моей семьи»

Методы: объяснительно-иллюстративный, проектный, исследовательский.

Формы организации: индивидуально-фронтальная, групповая.

Ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация к уроку с иллюстрациями с изображением святынь семьи, толковые словари разных типов, листы рефлексии.

Ожидаемые результаты:

  1. учащиеся узнают, что такое святыня и святыни великие, реликвия, род, герб, геральдика, родословная;

  2. познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;

  3. будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям;

  4. усовершенствуют умения в области ответов на учебные вопросы разных типов.


Характеристика класса: учащиеся 9В класса (24 человека) имеют познавательный уровень выше среднего (70% качества обученности по предмету «Литература»). Многие учащиеся отличаются творческим мышлением и активной жизненной позицией. Ребята класса принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах.

Технологическая карта урока разработана с целью четкого отслеживания деятельности учащихся на каждом этапе урока. Данная методика позволяет эффективнее работать над формированием универсальных учебных действий обучающихся, контролировать время на уроке. Вместе с картой представлены приложения к уроку (листы рефлексии, презентация к уроку, фотографии семейных ценностей и творческих работ учащихся)


Название этапа урока, цель, время

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД

1-й этап.

Организационный момент 1 мин.

Цель: Приветствие. Включение учащихся в деятельность

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя на урок.



Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

личностные:

внимание, уважение к окружающим;

регулятивные: саморегуляция

2-й этап.

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.


Цель: познакомить с целью урока





4 мин.

Беседа с учащимися: Начать сегодняшний урок я бы хотела стихотворением, которое подскажет вам название темы урока:

Моя семья, моя святыня
Ко мне в наследство перешла,
В ней доброты на всех хватает,
На всех хватает в ней тепла.
Моя семья, тобой горжусь я,
На весь оставшийся мне век
Ты подарила мне не имя,
Дала мне званье - Человек!

Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? Да, действительно, обо всем этом мы будем говорить на уроке, но тема наша «Святыни моей семьи»








Отвечают на вопросы

(семья, гордость за семью, святыни семьи, высокое званье Человек …)




коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные:

высказывание предположения на основе наблюдений, определение темы урока







3-й этап

Организация и планирование работы учащихся по определению значения слова «святыня»

4 мин.

Цель:

Организация работы учащихся со словарями




- Давайте обратимся к словарям. (Работа со словарями).Обратите внимание на примеры, приведенные в словарях. Выпишите те слова, которые названы сятыней.(Работа со словарями).

Приложение 1.Определение слова по толковым словарям. Какое значение является общим во всех словарях?

Что особенного мы нашли в определении понятия святыня в Историческом словаре? Для кого эти понятия знакомы?

Как вы думаете, ребята, что еще можно назвать святыня?

Приложение 2.Понятие святыни у различных народов.

Выписываются слова (Ветвь Ерусалима, искусство, боевое знамя, совесть, перстень, подаренный любимым, святыня сердца, последний звук речи любимой)

Отвечают на вопросы

(Что-то особенно дорогое, заветное, любовно хранимое и чтимое)

(Святыни великие и святыни - разные понятия).

( Для верующих христиан)

(Семья, герб, икона, картина и т.д.)



коммуникативные:

построение речевого монологического высказывания в соответствии с поставленными задачами


личностные:

внимание, уважение к окружающим

регулятивные:

принятие учебной задачи

4-й этап

Работа по сбору информации

10 мин.

Цель: активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся


Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся:

Учитель: В моей семье есть ценности, передающиеся из поколения в поколение. Это икона, сделанная прадедушкой из фотографии с иконы «Неопалимая купина», орден Великой Отечественной войны моего дедушки, которого нет в живых уже 28 лет. Мне очень дороги эти реликвии, т.к. это история моей семьи, они для меня очень ценны. И я обязательно буду хранить их и передавать потомкам)

Приложение3 Приложение 7 .Семейные реликвии, представленные учителем.

А у вас есть какие-то реликвии?

Выступления учащихся, которым было предложено задание, рассказать о святынях своей семьи.

Приложение 4. Представленные учащимися святыни семьи.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 8

Семья - это самое ценное, что может быть у человека.

А что объединяет семью? Людей в семье? Какие особенности есть в вашей семье? Что для вас значит семья?

А вот что возникает в воображении наших маленьких братишек и сестренок.

Видеоролик "Устами младенца" (учащиеся начальных классов отвечают на вопрос: Что такое семья?)



Вопрос: Что является залогом крепкой семьи?

Послушайте притча "Ладная семья".

Приложение 5.

Учащиеся слушают сообщение учителя.













Учащиеся дают свои ответы,

представляют информацию

(сведения подготовлены несколькими ребятами заранее, учитель лишь обобщил и обработал информацию)

Чтение стихотворения подготовленным учащимся:

Семья

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Семья - мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.

Ученики: Любовь, традиции, дети, интересы, жизненные ценности…


познавательные:

восприятие и оценка информации, умение

делать выводы, обобщения;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

коммуникативные:

построение речевого монологического высказывания в соответствии с поставленными задачами

регулятивные:

осуществлять самоконтроль и самооценку;


5-й этап

Самостоятельная творческая работа


12 минут

Учитель сообщает новую информацию о гербах

Издревле люди придумывали символы, отражающие единство и традиции семьи. Эти символы помещали на эмблемах, печатях, перстнях, гербах. Существовали фамильные гербы, гербы династий (Романовы, Пушкин, Лермонтов). Изображение герба имеет свой символический смысл. Сегодня у вас есть прекрасная возможность составить свой родовой герб, а вот в старину таким правом обладали только потомственные дворяне. Главной частью герба является щит. На щите помещаются геральдические фигуры.

Каждое животное на щите символизирует какое-нибудь человеческое качество:

Лев - силу, собака - преданность, орел - власть и великодушие. Широко используются в геральдике и растения: цветы, травы, деревья и т.д.

Приложение 6. Эмблемы должностей и профессий. Геральдические цвета также имеют свое значение. Конечно, не искушенному во всех этих тонкостях человеку трудно разобраться, о чем же говорит герб. Другое дело, если на нем есть девиз - краткое изречение или слово, выражающее основную мысль или идею владельца. Например: "ВСЕ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВА", "НЕ СЛЕДУЙ НИСШЕМУ", "ЕДИНЕНИЕ ДЕЛАЕТ СИЛЬНЫМ". В дореволюционной России располагался девиз "С нами Бог!". Частыми были такие словосочетания: "Ум, честь, наука", "Вера, труд, правда". Комментарии здесь излишни.

В рыцарском гербе обязательно присутствовал девиз - краткая надпись, чаще она находилась на ленте (фрагмент из фильма "Айвенго").

Учитывая правила геральдики и все вышесказанное, мы с вами, приступаем к работе.

У вас на партах лежат листки, в которых есть все необходимое для составления герба.

Вы можете использовать другие символы, отражающие особенности и традиции именно вашей семьи.

Учитель: Какое многообразие гербов. Посмотрите, то о чем мы с вами говорили, присутствует на ваших гербах. Свою любовь, единство, традиции, интересы вы отразили в гербе, т.е. то, что вы считаете самым важным, самым святым в семье.




Составление герба семьи учениками.

Ученики выходят и прикрепляют герб на доску


Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

регулятивные:

осуществлять самоконтроль и самооценку;

коммуникативные:

построение речевого монологического высказывания в соответствии с поставленными задачами

6-й этап

Представление выполненной работы - Герб семьи

5 мин.

Учитель активизирует внимание учащихся к выступлениям

Учащиеся по желанию объясняют символы герба

коммуникативные:

публичное выступление

познавательные:

восприятие и оценка информации

7-й этап.

Рефлексия деятельности - итог урока

4 мин.

-Что ожидали вы от нашего занятия, узнав его тему?

- Что вы поняли на уроке?

- Что вы вынесли с нашего занятия для себя?

-Взглянули ли вы на вашу семью другими глазами?

Учащиеся оценивают урок в листах рефлексии.





регулятивные:

осуществлять оценку и самооценку;

личностные:

внимание, уважение к окружающим


© 2010-2022