Урок русского языка Деепричастие как особая форма глагола

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деепричастие как особая форма глагола

Цели:

  • Ознакомление с деепричастиями как особой формой глагола, обозначающей в предложении добавочное действие.

  • Формирование умений находить деепричастие в тексте, определять его грамматические признаки.

Этапы урока

  1. Организационный момент.

  2. Анализ языкового явления.

Введение понятия основное и добавочное значение.

Он сидел за столом и рассматривал альбом - Он сидел за столом, рассматривая альбом.

Вопросы:

  1. Назовите глаголы в первом предложении. Подчеркните их как члены предложения.

  2. Какие действия обозначают глаголы в предложениях: основное или добавочное? (основное)

  3. К одному ли лицу относятся эти глаголы? (к одному)

  4. Найдите глаголы во втором предложении. Подчеркните их как члены предложения.

  5. Какие действия обозначают глаголы в предложениях: основное или добавочное? (основное)

  6. Что обозначают слова рассматривая, держа? (дополнительное действие, сопутствующее действие)

  7. К одному ли лицу относятся глаголы и слова рассматривая, держа? (к одному)

  8. От каких слов образовались слова рассматривая, держа? (рассматривать, держать)



  1. Чтение правила с. 142. Анализ слова «деепричастие»

  2. Выполнение упр. 273 (устно). Нахождение в тексте деепричастий, подбор вопроса, определение их значений, сравнение деепричастий и глаголами.

  3. Чтение правила с. 143. Составление таблицы.

Деепричастие

Глагол + Наречие

  1. Вид (соверш. и несоверш.): 1) не изменяются, как и наречия:

собирая - собрав убирая, делая - сегодня, быстро

  1. Переходность и непереходность: 2) в предложении - обстоятельство:

убирая комнату - рисуя на бумаге Листья падали (как?), покачиваясь в воздухе.

  1. Возвратность и невозвратность:

раскачивая - раскачиваясь

  1. Присоединяют имя сущ. в косв. падеже и поясняются наречиями:

положив на (что?) стол, держа (как?) крепко


  1. Рубрика «Помните»

Рассаживаясь за столом, прозвенел звонок. - Рассаживаясь за столом, гости услышали звонок


  1. Комментированное выполнение упр. 274 (2 предложения): учащиеся списывают предложения, находят деепричастие, подчёркивают его как член предложения, в скобках указывают его глагольные признаки (вид, перех./неперех., возвр./невозвр., какое слово присоединяет).


  1. Самостоятельная работа со следующей проверкой и объяснением.

Найдите деепричастия. Определите, от каких глаголов они образованы. Укажите их признаки.

Держа указку

Рассматривающий картину

Пригибаясь к земле

Проверив себя

Вернувшаяся из поездки

Громко крича


  1. Анализ предложений с ошибочным употребление деепричастий.

Вернувшись из поездки, у него было грустное настроение. Уткнувшись носом в подушку, прекрасные сны снятся Грише. Напевая прекрасную мелодию, приходит сон.


  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  2. Рефлексия.

  3. Домашнее задание: § 32, упр. 274 (3-5).

© 2010-2022