Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 классы (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2009).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Содержание рабочей программы усложняется за счёт практических видов деятельности (заданий различного уровня на уроках, домашних заданий, краткосрочных и долгосрочных проектов и т.д.).

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню усвоения; требования к оценке знаний учащихся; приложения: календарно-тематического планирования.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

1. Внутрипредметные и межпредметные связи.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, но предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т.д.) Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.

Обучение по программе строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

2.Цели обучения и место учебного предмета « Русский язык» в федеральном базисном плане.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

3.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

4. Формы организации учебного процесса по предмету

В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления изученного, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок коррекции знаний, урок развития речи, комбинированный урок.

5.Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

При планировании предусмотрены разнообразные виды ( Вводный.текущий или промежуточный, тематический, итоговый)и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием),морфемный, тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.

На изучение курса русского языка в 8 классе отводится 144часа (4 часа в неделю), в том числе 27 часов на развитие речи

Календарно-тематическое планирование 8класс

№п/п

Наименование раздела программы Тема урока

Количество часов

Вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Планируемая дата

фактическая

1.

Общие сведения о языке Повторение изученного в 5 - 7 классах.

1

Анализ текстов. Упр.9, рассказать о связи предложений в тексте

Мини-сочинение «Что значит, по-вашему, работать над языком?»

1нед.сент.

2-3

Морфемика и словообразование. Орфография

2

Распределительный диктант, работа по карточкам

Упр.13

1 нед. сент.

4

Лексика и фразеология

1

Работа со словарями

Упр.7

1 нед. сент.

5

Морфология и орфография

1

Морф. разбор

Морфолог.разборы.Упр.29,32

1 нед.сент.

6

Синтаксис и пунктуация

1

Таблица-схема, синтаксический разбор

Синтаксический разбор. Дать характеристику текста по плану.Упр.33,36,37

2 нед.сент.

7-8

Контрольная работа№1. Анализ К/Д

1

Диктант с грамматическим заданием

2 нед.сент

9

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии

1

Синтаксический разбор предложений. Работа с текстом

Синтаксический разбор предложений.

2 нед.сент

10

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

1

Пунктуационный разбор. Взаимодиктант

Упр.43

2 нед.сент

11

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи

1

Самостоятельная работа (по вариантам). Творческая работа по сюжетным картинкам. Выразительное чтение поэтического и прозаического текстов

Упр.44

3нед.сент

12

Р/Р Текст как единица синтаксиса

1

Проанализировать предложенный текст, определить, какие признаки текста в нём присутствуют

Упр.47

3нед.сент

13

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова

1

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова

Упр.45-46

3нед.сент

14

Способы подчинительной связи

1

Цифровой диктант. Синонимичная замена словосочетаний

П.158,Упр.50

3нед.сент

15

Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи

1

Тест. Редактирование текста

Редактирование предложенного текста

4 нед.сент

16

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

1

Записать текст, выделить предложения с цельными словосочетаниями, подчеркнуть их как члены предложения

П.159,упр.60

4 нед.сент

17

Цельные словосочетания

1

Составить предложения, используя цельные сл-сч.

П.160.упр.65

4 нед.сент

18

Р/Р Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании

1

Сочинение

Дописать сочинение

4 нед.сент

19-20

Предложение как основная единица синтаксиса

2

Объяснительный диктант

П.161-164,упр.72,75

1нед.окт.

21

Основные виды простого предложения.

1

Комментированное письмо. Разбор предложений по членам. Конструирование предложений с заданной грамматической основой

Упр.81

1нед.окт

22

Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация

1

Выразительное чтение текстов

Упр.88-90

1нед.окт

23

Р/Р Основные способы и средства связи предложений в тексте

1

р/р

Работа с худ.текстами

1нед.окт

24

Повторим орфографию: орфограммы в корне

1

Объяснительный диктант

П.50-52,упр.95,102

1нед.окт

25

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

1

Конструирование предложений. Составить таблицу «Способы выражения подлежащего»

П.168,упр.107-108

1нед.окт

26

Сказуемое и его основные типы. Простое и глагольное сказуемое, способы его выражения

1

Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное сообщение «Способы выражения простого глагольного сказуемого».

П.169-173,упр.110

1нед.окт

27

Р/Р Изложение с элементами сочинения

1

изложение

1нед.окт

28

Р/Р Изложение с элементами сочинения

1

2нед.окт

29

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

1

Составить план параграфа.

Упр.124

2нед.окт

30

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

1

Устное сообщение «Способы выражения составного именного сказуемого».

Упр.125

2нед.окт

31

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Диктант «Проверяю себя»

П.174,упр.128

2нед.окт

32

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

1

Осложненное списывание

Упр.138-139

3нед.окт

33-34

Контрольная работа№2.

Анализ К/Р

2

Диктант с грам.заданием

3нед.окт

35

Второстепенные члены предложения

1

Творческая работа (подбор к определяемым словам нужных определений),табл.упр 142

Упр.145

3нед.окт

36

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

1

Творческое списывание

П.175.упр.151,153

4нед.окт.

37-38

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

2

Составление плана теоретического материала. Каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами

П.176,упр.161,162

4нед.окт.

39

Дополнение. Способы его выражения

1

Разбор предложений по схемам

П.177,упр.169

4нед.окт.

40-41

Сжатое изложение с элементом сочинения

2

Написание изложения

дописать

4нед.окт.

38

Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения

1

Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами

П.178.упр.171

2 нед.нояб.

39-40

Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

2

Взаимодиктант

Упр.174

2 нед.нояб.

41

Повторим орфографию.

Орфограммы в приставках

1

Выборочный диктант. Осложненное списывание

Упр.184.186

2 нед.нояб.

42

Контрольная работа № 3.

1

Диктант с грамматическим заданием

2 нед.нояб.

43

Односоставные предложения Понятие об односоставных предложениях

1

Взаимодиктант. Разбор предложений по теме

П.180 Упр.193,194

3 нед.нояб.

44-45

Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности

2

Составить диалоги, употребляя формы 1 и 2 лица глаголов, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

П.181.Упр.203

3нед.нояб.

46-47

Неопределенно-личные предложения

2

Зрительный диктант

П.182,упр.210,213-214

3нед.нояб.

48-49

Безличные предложения

2

Объяснительный диктант.

П.183.упр.221,225

3 нед.нояб.

50

Назывные предложения

1

Анализ фрагментов из художественного произведения: определение роли назывных предложений.

Анализ фрагментов из художественного произведения , определение роли назывных предложений.

4нед.нояб.

51

Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений

1

Анализ образцов текстов разных стилей

семинар

4 нед.нояб.

52

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

1

Сочинения-миниатюры с включением односоставных предложений

Сочинения-миниатюры с включением односоставных предложений

4 нед.нояб.

53-54

Особенности строения полных и неполных предложений

2

Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные

П.185.упр.241,244

4 нед.нояб.

55-56

Контрольная работа №4.

Анализ К/Д

2

Диктант с грам.заданием

тест

1нед.дек.

57-58

Осложнённое предложение. Однородные члены предложения.

2

Составление схем предл. с однород. членами

П.186,упр.252

1нед.дек.

59-60

Союзы при однородных членах

2

Комментированное письмо, составление схем. Конструирование предложений по схемам

П.187,упр.256,264

1нед.дек.

61

Обобщающие слова при однородных

членах предложения. Знаки

препинания при них

2

Составить схемы, вставить в предложения обобщ. слова

П.188,упр.277,282

1нед.дек.

62

Р/Р Однородные члены предложения как средства выразительности речи

1

Выборочный диктант, творческая работа.

2нед.дек.

63-64

Однородные и неоднородные

определения

2

Упр.296

Предупредительный диктант

Упр.294

2нед.дек.

65-66

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах

2

самостоятельная работа в группах

Упр.302-303

2нед.дек.

67

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

1

Комментированное письмо

Упр.315,п.190

2нед.дек.

68-69

Обособление согласованных

определений

2

Конструирование предложений.

П.192,упр.321

3нед.дек.

70-71

Обособление несогласованных определений

2

Объяснительный диктант

П.193.Упр.338

3нед.дек.

72

Обобщение изученного материала по теме «Обособление»

1

Объяснительный диктант

Упр.342

3нед.дек.

73

Обособленные приложений

2

Цифровой диктант, выборочный диктант

П.194,упр.359

3нед.дек.

74

Обособление дополнений

1

Распределительный диктант

П.195,упр.363

4нед.дек.

75-76

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и

одиночным деепричастием

2

Объяснительный диктант

П.196,упр.378-379

4нед.дек.

77

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

1

Творческий диктант

П.197,упр.385

4нед.дек.

78-79

Обособление уточняющих членов предложения

2

Выразительное чтение предложений. Составление предложений. Синтаксический разбор

П.198,упр.395,400

январь

89-90

Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

2

Осложненное списывание

Упр.408,409

январь

91-92

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

2

Подготовка к к/р

январь

93-94

Контрольная работа №5.

Анализ К/Д

2

Диктант с грамматическим заданием

январь

95-96

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

2

Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами.

П.199,упр.429,427

январь

97-98

Выделение запятыми, тире или скобками вводных предложений

2

Составление связных текстов на заданные темы

П.199,упр.432,433

январь

99-100

Обращение, его функции и способы выражения

2

Предупредительный диктант, выразительное чтение

П.200.упр.441,446

январь

101-102

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

2

Предупредительный диктант, выразительное чтение

Упр.449

февраль

103

Урок-зачёт по темам «Вводные слова и предложения, обращение»

1

Самостоятельная работа, тест

Сообщение о ритор.вопросе

февраль

103-104

Риторический вопрос, риторическое обращение

2

Работа с текстом, написание собственного текста

Упр.452-453

февраль

105-106

Слова-предложения.

Особенности слов-предложений

2

Работа с этикетными выражениями

П.201,упр.462

107

Употребление слов ДА, НЕТ

1

Работа в парах

Упр.463

108-109

Контрольная работа №6. Анализ К/Д

2


110-111

Повторение изученного в 8 классе. Повторение синтаксиса и пунктуации

2

Предупредительный диктант

тест

112-113

Повторение изученного в 8 классе. Повторение орфографии

2

Объяснительный диктант

тест

114

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Предупредительный диктант

Упр.485

115-116

Однородные члены предложения

2

Работа с текстами

Упр.488

117-118

Обобщающее слово в предложениях с однородными членами

2

Самостоятельная работа

Упр.491

119-120

Запятые при согласованных определениях

2

тест

Упр.495

121-122

Обособленные приложения

2

диктант

Упр.498

123-124

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных дееприч. оборотом

2

диктант

Упр.501

125-126

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами

2

Самостоятельная работа

Упр.503

127-128

Уточняющие члены предложения

2

тест

Упр.506

129-130

Знаки препинания при вводных словах

2

Контрольное списывание

Упр.508-509

131-132

Знаки препинания при обращениях

2

Самостоятельная работа, тест

Упр.513

133-134

Итоговый контрольный диктант№7.

Работа над ошибками к/д

2

Диктант с грамматическим заданием

Подготовка к экзамену

135- 144

Подготовка к переводному экзамену по рус.языку

10

Диктант, тест

Тесты, рабочая тетрадь на печатной основе. Тетрадь «Экспресс-диагностика»





КИМы:

№урока

Вид контроля

Название работы

7

Контрольная работа№1 по теме «Повторение изученного»

Диктант с грамматическим заданием

33

Контрольная работа№2 по темам « Тире между подлежащим и сказуемым. Виды сказуемого»

Диктант с грамматическим заданием

42

Контрольная работа№3 по теме «Второстепенные члены предложения»

Диктант с грамматическим заданием

55

Контрольная работа№4 по теме «Односоставные предложения»

Диктант с грамматическим заданием

93

Контрольная работа№5 по теме «Обособленные члены предложения»

Диктант с грамматическим заданием

108

Контрольная работа№6 по теме «Вводные слова и предложения. Обращение»

Диктант с грамматическим заданием

133

Контрольная работа№7 Итоговый

Диктант с грамматическим заданием




Контрольный диктант№1 по повторению в начале года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов) (153 слова)

Грамматическое задание

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову «переступавших» строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, определите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

Контрольный диктант№2

Венера - самое яркое после Луны светило нашего ночного неба. Сияя мягким блестящим светом, она издавна поражала воображение людей. Недаром древние присвоили ей имя богини красоты - Венеры.
Предполагая, что Венера - два светила, древние называли ее утренней или вечерней звездой. Действительно, утром она появляется на востоке незадолго до восхода Солнца, исчезая затем в его лучах. Через несколько месяцев ее можно наблюдать вечером, после заката, когда она сияет над западным горизонтом и, постепенно опускаясь, скрывается вслед за Солнцем.
Венера кажется такой яркой потому, что это ближайшее к нам небесное тело, не считая Луны, и, кроме того, она покрыта густым слоем белых облаков, хорошо отражающих солнечные лучи. Именно вследствие этой густоты и плотности атмосферы мы немного знаем о планете, несмотря на ее сравнительную близость к Земле. Исследованиями, однако, доказано, что температура на ее поверхности высокая - несколько сот градусов тепла, а верхние слои атмосферы содержат кислоты в десятки или сотни раз больше, чем атмосфера Земли. (150 слов)

(По М. Гумилевской)

Грамматическое задание

1 Произведите синтаксический разбор предложения: 1-ое предложение 1-го абзаца, 1-ое предложение 2-го абзаца.

2.Выпишите из текста различные виды сказуемых

Контрольный диктант№3

Слышишь, как жалобно кричит чайка над взволнованным морем? В туманной дали, на западе, теряются его темные воды. Холодно, ветрено. Глухой шум моря, то ослабевая, то усиливаясь, точно ропот соснового бора, величавыми вздохами разносится вместе с криками чайки... Видишь, как бесприютно вьется она в осеннем тумане, качаясь по холодному ветру? Это к непогоде.
Здесь, на неприветливом северном море, на его пустынных островах и прибрежьях, круглый год ненастье. Теперь же, осенью, север еще печальнее. Море угрюмо вздувается и становится темно-железного цвета. Издали необозримая равнина его кажется выше берега. Ветер гонит с запада волны и далеко разносит крики чайки.
Море, налетая с грохотом и шумом на берег, роет под собой гравий и, как кипящий снег, рассыпается с шипением и вползает на берег, но тотчас же скользит, как стекло, назад, подпирая собой новый крутящийся вал, а вдали расшибается о камни и высоко взвивается в воздух. (141 слово)

(По И. Бунину)

Грамматическое задание

1 Произведите синтаксический разбор предложения:2-ое 1-го абзаца,1-ое 2-го абзаца.

Контрольный диктант№4

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

Дополнительные задания

1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:

Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)

Волга - красавица. (2 вариант)

Контрольный диктант№5

На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. Стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, отдыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. Было душно, и он расслаблял рукой расстегнутый воротник и, глубоко вздохнув, замирал, посматривая на небольшие волны, похлопывающие берег.
Прошло немного, едва ли десять лет, после его отставки, а о нем забыли везде: и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. Здесь, в центре России, на Тамбовщине, заканчивал свой век Федот Ушаков - опальный русский флотоводец. Сорок кампаний провел он, не потерпев поражения ни в одном сражении. Блестящие победы русского флота под его командованием сделали имя Ушакова легендарным.

Он вспоминал о дальних походах, и его взор бродил где-то там, по далеким бухтам, гаваням.
Набежал ветерок, как бы пытаясь запеленать одинокого адмирала, а тот словно отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
Вдали от моря заканчивал свою жизнь величайший полководец Отечества. (140 слов)

(По В. Ганичеву)

Контрольный диктант №6

Здесь, наверху, всегда дул холодный ветер, стекавший с ледника на равнину. Лес в этом месте отступал от скальной стены дальше, чем всюду. Видно, никакая жизнь не могла долго переносить дыхание пропасти. Ущелье напоминало каменную реку. Казалось, какая-то сила, бушевавшая здесь в стародавние времена, вымела наружу россыпи чугунно-серых скал. Сторона скалы, обращенная к горам, была покрыта слоем желтого налета. Трава тоже не хотела здесь расти.
Беспорядочно нагроможденные валуны несколько отступали от края пропасти, а может, были кем-то нарочно сброшены вниз. Они образовали небольшую площадку. Ее дальний край обрывался в бездну. Оттуда, неторопливо клубясь, выползал желтоватый туман. Сквозь него виднелся противоположный берег, такой же скалистый и неприветливый, и неширокий подвесной мост.
Внизу, под мостом, зияла немереная глубина. Никто, наверное, по своей воле не спускался туда, и уж никто, конечно, не смог бы подняться обратно. А сверху смотрели горы, величавые, равнодушные, в облачных шапках, в голубоватых плащах никем не потревоженных ледников. (149 слов)

(По М. Семеновой)

Контрольный диктант за год

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.


Диктант №7 итоговый за 8класс

На реке

Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.

Сосновые сухие ветки леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка тянуло по лесу сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта удивительная чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.

Грамматическое задание

1.Произвести синтаксический разбор предложений:

Песчаные косы… Каждая сухая ветка…

2. Выписать из этих предложений 2 подчинительных словосочетания и разобрать их:

3. Объяснить правописание н-нн в словах:

Песча(н,нн)ые, перевея(н,нн)ые повале(н,нн)ые, окруже(н,нн)о.



© 2010-2022