Педагогическое эссе Петлиной В. А

      Какой будет Россия завтра - во многом зависит от образования: как подготовит подрастающее поколение к жизни учитель, какие идеалы сформирует.                      Более двадцати лет не утихают споры вокруг того, каким должно быть образование. Для меня оно ассоциируется со словом «новое» - качественное, эффективное и доступное. Этим новым является модернизация всей системы образования – приведение в соответствие результатов  с запросами общества. Основные идеи современного образования – гум...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическое эссе Петлиной В.А.

Какой будет Россия завтра - во многом зависит от образования: как подготовит подрастающее поколение к жизни учитель, какие идеалы сформирует.

Более двадцати лет не утихают споры вокруг того, каким должно быть образование. Для меня оно ассоциируется со словом «новое» - качественное, эффективное и доступное. Этим новым является модернизация всей системы образования - приведение в соответствие результатов с запросами общества. Основные идеи современного образования - гуманизацию, демократизацию, опережение, непрерывность - активно воплощаю в жизнь. Формируя ключевые компетентности, определяющие качество, реализую цели общего образования на современном этапе.

Вопросы образования всегда находились в центре внимания государства. Но лишь последние годы, на мой взгляд, это внимание стало подкрепляться значительными финансовыми и статусными ресурсами. Это - результат четко сформулированных задач приоритетных национальных проектов. Это не миф, это - реальность! Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные проекты, непосредственно коснулась родной школы. В 2007 году она стала победителем национального проекта «Образование».

Когда твое высокое педагогическое мастерство не остается незамеченным, что может быть прекраснее для педагога? Как никогда ощущаю полноту своего труда, своего опыта. Он востребован. На уровне правительства появилась подвижническая поддержка. Моя победа в конкурсе «Лучшие учителя России» - это результат горения души и сердца ради будущих строителей жизни. А материальная поддержка классных руководителей! Наконец-то учителя почувствовали свою значительность, значимость своего труда и необходимость качественного подхода в деле воспитания детей. Это налагает особую ответственность за человека, пришедшего в мир знаний.

Разве изменились задачи воспитания? Гражданская ответственность, правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе, активная адаптация на рынке труда - эти черты мы, педагоги, должны сформировать в современном школьнике.

Талантливая молодежь может с гордостью сегодня сказать: «…Я этой силы частица, … общие слезы из глаз», реализуя себя в мире, где проявит социальную активность ради блага Отечества. Несомненно, школа станет стартом общественной жизни. Эта идея мне очень близка, ведь чувство ответственности за все, что происходит в стране, остается мощным двигателем всех моих педагогических начинаний.

Современное российское общество всегда нуждалось в творческой, активной личности. Поэтому считаю, что школа должна быть адаптивной, главная цель которой - создание условий для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры. Таковой является школа, где я работаю вот уже тридцать лет. Уверена: приоритет свободного развития личности останется основополагающим в образовательной политике на века.

А вот повышение доступности высшего образования - «черное пятно» в нашей системе. Почему нередко отсутствует соответствие между дипломированным специалистом и его знаниями? Как уйти от «купюрной» зависимости?

Падение нравов, потеря ценностных ориентиров не позволяет нам, учителям, оставлять процесс духовного развития подростков без пристального внимания. Время заставляет пересмотреть свои педагогические позиции, модифицировать устоявшуюся систему образования и воспитания, повернуться к личности ученика. Если по-настоящему любить свое дело, сумеешь использовать любые социальные обстоятельства для развития личности, не ссылаясь на «дурные» времена. Границы профессионального мастерства расширились: это не только курсы повышения квалификации, это педагогические Интернет-сообщества единомышленников, устремленных в будущее. Надеюсь, и мой опыт станет частицей новых методик и подходов к преподаванию. Идти в ногу со временем и даже немного впереди - моя маршрутная карта.

Петлина В.А.

Описание системы работы

Хорошо знать и любить свое дело,

выполнять его легко и свободно -

форма моей жизни.

Мое кредо - жить для других, оставаясь Человеком в любых ситуациях; помочь каждому ребенку познать себя, реализовать свои способности, сохранить уникальность. Цель моей педагогической деятельности - выполнение социального заказа общества: формирование физически и нравственно здоровой личности, способной к саморазвитию.

Главные педагогические принципы: требовательность к себе, доверие к ученику, отсутствие права на ошибки, самоконтроль, «проживание» себя в учениках.

Ведущие педагогические идеи, которыми руководствуюсь:

- идея гуманизации образования, ориентация на личность ребенка, на максимально возможное развитие его способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями;

- идея гармоничного, всестороннего образования;

- идея развивающего и воспитывающего обучения;

- идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов, учащихся;

- творческий подход к выбору форм, методов обучения и воспитания.

Разработала правила сотворчества, создающие успешность себя и ученика, от которых не отступаю:

- никогда не ставить слабого ученика в ситуацию неожиданного вопроса (он работает на равных);

- создавать положительный эмоциональный настрой в ходе всего урок;

- изучение нового материала «вкрапливать» в систему повторения; пройденный - в новый через систему заданий и приемов сравнения;

- создавать алгоритмы усвоения новой сложной темы;

-дифференцированно подходить к использования заданий разных уровней;

- творчески использовать возможности работы в малых группах;

- для каждого ученика определять зону ближайшего развития (область потенциальных возможностей);

- тщательно продумывать вопросы (заставлять мыслить, а не напрягать память);

- развивать самостоятельность;

- «проживать» в ребенке себя;

- исключить морализацию;

- учитывать здоровье (темперамент, память, мышление, внимание, речь, воображение, восприятие, эмоции и т.д.).

Все это позволяет мне строить уроки, выдержанные в технологии встречных усилий. Преимущества: а) формирует субъективную позицию учителя и учащегося в учебном процессе; б) способствует подготовке детей к выполнению проекта (идет интенсивное обучение постановке целей и задач, исследованию, рефлексии, адекватной оценке результатов своей деятельности, работе со справочной литературой); в) формирует личностные качества: чувство ответственности, волю; г) развивает творческое мышление.

Проблемно-поисковый метод - главенствующий в данной технологии.

Итак, основной принцип современной образовательной политики - приоритет свободного развития личности.

Для дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения соблюдаю следующее:

- учебный материал подбираю субъективно значимый для ученика;

- предоставляю возможность учащимся выбирать учебники и дидактический материал;

- использую разнообразные активные формы организации учебных занятий: ролевые и другие игры, диалоги, тренинги, семинары, практикумы, защиту проектов;

- независимо от реальных достижений учащихся, доброжелательно отношусь ко всем.

Петлина В.А.

Вся система моей работы построена на идее, что ребенок - саморазвивающееся существо. Моя задача - создать условия для развития его личности, для обеспечения эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности, любой урок превратить в урок развития. Для себя я давно определила главное условие успешной деятельности: сформированность у детей внутренней мотивации (удовольствие от самой деятельности, её результатов, стремление к успеху, понимание необходимости знания для жизни, учения как возможность общения). Используя множество приемов создания у детей мотивации к изучению программного материала, добиваюсь хороших результатов. Вот некоторые из них: "погружение" в тему через исследование эпиграфа, выбор позиции по отношению к проблеме, сравнение, сопоставление, "обращение за помощью" в реализации целей урока, "взаимодействие", "возврат к началу", оценка и самооценка, тренинг внимания .Долгие годы педагогической практики подтвердили необходимость поиска все новых и новых приемов мотивации познавательной деятельности, что дает возможность расширить и методическую базу, и привести к успешности ученика и себя как учителя.

Эти методические приемы способствуют созданию эмоционального настроя на сотворчество класса с учителем; обладают большими диагностическими возможностями, поскольку позволяют сделать вывод о степени усвоения изученного материала; дают возможность каждому в группе почувствовать свою значимость; мотивируют на осознанное участие в познавательной деятельности, принятие ответственности за собственные действия, то есть формируют реальную субъективную позицию каждого ученика; создают ситуацию преодоления (реабилитируют не способных к учению детей); социализируют материал урока, делают его личностно значимым; развивают навыки контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, актуализируют полученные знания (дети видят главный результат своей деятельности). Выстраиваю свой курс преподавания русского языка и литературы таким образом, чтобы наполнить его тем содержанием, которое отвечает моему представлению о предметах филологии как средствах приобщения к искусству слова, духовным ценностям, формирования гражданской позиции, речевой культуры. Обязательный минимум содержания - ядро образования, создающий для меня условия творчества, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

Учение, общение и творчество - основа формирования ключевых компетентностей школьника. Технология педагогических мастерских, которую активно применяю в работе со старшеклассниками, способствует этому. По своей специфике эта технология основана на целях и средствах обучения и воспитания, которые в модернизации и гуманизации образования выделены как важнейшие:

- ученик действует автономно и рефлексивно;

- интерактивно использует различные средства;

- входит в социально-гетерогенные группы и функционирует в них.

Именно в мастерской дети лучше всего обучаются творчески мыслить. Поэтому даже традиционные формы уроков стараюсь преобразовать в мастерские. Этапы мастерской:

  1. Индуктор (задание, мотивирующее деятельность учащихся).

  2. Создание творческого продукта из разрозненных частей.

  3. Коллективная работа по исследованию проблемы.

  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности (выявление новых проблем).

  5. Обработка информации (групповая или индивидуальная работа).

  6. Социализация (проживание себя на месте героя).

  7. Рефлексия (выход на новую систему проблем).

Базовой образовательной технологией, поддерживающий компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов, открывший новые возможности для коммуникации. Новые информационные технологии способствуют его реализации. Компьютерные коммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, виео-аудиоконференции, мультемедийные средства - далеко не полный перечень средств обучения, осваиваемых мною сейчас.

Исследовательской, проектной деятельности уделяю особое внимание.

Петлина В.А.

Преимущества метода проекта вижу в том, что он формирует у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора, умение адаптироваться к изменяющим условиям, ориентироваться в различных ситуациях; работать в разных коллективах; развивает творческое мышление. Изменилась роль учителя. Он - наставник, т.е. консультирует, мотивирует, фасилитирует, наблюдает. Метод проекта позволяет мне вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. При этом ученик становится субъектом познавательной деятельности. Он выбирает (принимает решение), выстраивает систему взаимоотношений с людьми, то есть сотрудничает. Эту технологию использую в том случае, если для этого есть условия:

- наличие задачи, требующей интегрированного поиска для её решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;

- самостоятельность;

- структурирование содержательной части проекта;

- рефлексия деятельности (учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своего труда);

- личностный интерес.

Преодоление трудностей, увлечённость, радость поиска, сознания завершенности хорошо выполненного дела - вот что лежит в основе проектной деятельности детей.

Итак, технологии, соответствующие региональной и федеральной политике в сфере образования:

- информационно-коммуникационные;

- здоровьесберегающие;

- дифференцированное;

- компетентностно-ориентированное обучение (метод портфолио и метод проекта) - рационально направляю на развитие интереса учащихся к русскому языку и литературе, к истории родного города и края, на повышение грамотности, качества литературного образования, формирование навыков художественного восприятия окружающего мира, воспитание гражданской, идейно-нравственной позиции.

© 2010-2022