Рабочая программа по литературе 8 класс В. Я. Коровина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Караваевская основная школа

Утверждено:

Приказ № 39

от 28.08.2015г.

Директор школы:

О.И.Кузенкова

Согласовано:

28 .08. 2015г.

Зам.директора по УВР:

И.И.Нечаева

Принято педагогическим советом школы.

Протокол №1 от 28.08.2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

8класс

учителя русского языка и литературы

I квалификационной категории

Кривоносовой Натальи Вениаминовны

Д.Караваево Сычевского района

2015/2016 уч.год

I.Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компанента государственного стандарта основного общего образования,Устава МКОУ Караваевская ОШ, федерального перечня учебников, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2010

Программа адресована для учащихся 8 класса МКОУ Караваевской ОШ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Концепция (основная идея) программы:

Основная школа - вторая ступень общего образования. Она является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования: начальную, основную и старшую.

Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала обучения в основной школе расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета; накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном языке

На этой ступени совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объем используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения иностранным языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

II. Общая характеристика учебного предмета и описание места предмета в учебном плане

Данный учебный предмет входит в образовательную область «Филология».

8класс - 68 часов (2часа в неделю)

Общие цели учебного предмета в соответствии ступени обучения

Изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Срок реализации программы:1 год(2015-2016 уч.год)

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы,включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

III.Содержание курса литературы в 8 классе

Количество часов

Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2010.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010

Распределение учебных часов по разделам

  1. Введение - 1 час;

  2. Устное народное творчество - 2 часа;

  3. Из древнерусской литературы -2 часа;

  4. Из русской литературы 18 века - 3 часа;

  5. Из русской литературы 19 века - 32 часа;

  6. Из русской литературы 20 века - 21 час;

  7. Из зарубежной литературы - 5 часов;

  8. Итоговые уроки - 2 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

(сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета

Содержание курса литературы в 8 классе

Количество часов

Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2010.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Распределение учебных часов по разделам

Введение - 1 час;

  1. Устное народное творчество - 2 часа;

  2. Из древнерусской литературы -2 часа;

  3. Из русской литературы 18 века - 3 часа;

  4. Из русской литературы 19 века - 32 часа;

  5. Из русской литературы 20 века - 21 час;

  6. Из зарубежной литературы - 5 часов;

  7. Итоговые уроки - 2 час

  8. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

Тема урока

Дата

план

Дата факт

1

Вводный урок -1 час Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.

03.09

2

Устное народное творчество-2 часаРусская старина. Народная песня.

08.09

3

Исторические народные песни.

10.09

4

Древнерусская литература.-2 часа «Повесть о жизни и храбрости Невского»

15.09

5

«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

17.09

6

Русская литература 18 века-3 часа Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести.

22.09

7

События повести «Наталья, боярская дочь». Характеры героев

24.09

8

Русская литература 19 века-32 часа И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

29.09

9

К.Ф.Рылеев

01.10

10

А.С.Пушкин

Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».

06.10

11

Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

08.10

12

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав

13.10

13

Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав

15.10

14

Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12

20.10

15

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

22.10

16

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

27.10

17

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

29.10

18-19

Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка»

10.11

12.11

20

Обобщающий урок-игра

17.11

21

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения

19.11

22

Жизнь и судьба М.Лермонтова

Кавказ в жизни и творчестве поэта

23

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа.

24.11

24

Образ Мцыри в поэме

2.126.11

25

Своеобразие поэмы «Мцыри»

003.12

26

Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

08.12

27

Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

10.12

28

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

15.12

29

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

17.12

30

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.

22.12

31

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

24.12

32

Практическая работа по комедии «Ревизор»

14.01

33

И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

19.01

34

История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя.

21.01

35

Роль 16 главы в повести «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя.

26.01

36

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

28.01

37

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

02.02

38

Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат»

04.02

39

Р.Р. Написание контрольного сочинение

09.02

40

Русская литература 20 века-21 час Поэзия родной природы.

11.02

41

А.П.Чехов. рассказ «о любви» как история об упущенном счастье.

16.02

42

И.А.Бунин. слово о писателе

18.02

43

И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

20.02

44-45

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

25.02

46-47

Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

01.03

48

А.М.Горький. личность писателя. «Явление босяка» в творчестве писателя

03.03

49

Рассказ А.М.Горького «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

10.03

50

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

15.03

51

А.Блок «На поле Куликовом»

17.03

52

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

24.03.

53

А.Т.Твардовский - поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

05.04

54

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»

07.04

12.04,14.04

19.04

21.04,26.04

28.04

05.05

10.05

12.05,17.05

19.05,24.05

26.05

55-56

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

57

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»

58-59

Урок развития речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Тёркину.

Р.Р. Написание контрольного сочинения.

60-61

Зарубежная литература-5 часов Уроки внеклассного чтения «У войны не детское лицо» по повести Ч.Айтматова «Ранние журавли»

62

Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса

63-64

У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

65-66

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

.67

Урок внеклассного чтения

68

Резервный урок

31.05

Материально-техническое обеспечение

  1. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. - М.: Айрис-пресс, 2010

  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. - М.: Просвещение, 2010

  3. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: Вако, 2010

  4. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. - Казань: Школа, 2010

  5. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2010

  6. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. - М.: Владос, 2010

  7. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М.: Аспект Пресс, 2010



© 2010-2022